В музее «КАМАЗа» на стенде, посвящённом пуску главного конвейера, рядом с легендарным номером большегруза 00-01 и фотографиями первопроходцев стоит фотоаппарат Pentacon Six. Соседство неслучайное: именно этой камерой и сделаны исторические снимки. Их автор Александр Мошин был одним из руководителей кинофотолаборатории «КАМАЗа», которая недавно отметила своё 50-летие.
– Благодаря фотоаппарату я и устроился на «КАМАЗ», – вспоминает Александр Александрович. – В августе 1972 года приехал в Набережные Челны на разведку. В одном из вагончиков, где размещались отделы кадров «КАМАЗа», мне предложили работу по стендовым испытаниям в управлении главного конструктора. Вышел на проспект Мусы Джалиля (место показалось удачным) сделать несколько кадров своим «Зенитом» – и тут же получил ещё одно приглашение на работу от Павла Андреевича Шапошникова, который руководил кинофотолабораторией в Челнах.
Кроме съёмки хода строительства для ежемесячных отчётов в Совет Министров СССР и ЦК КПСС Александр Мошин выполнял партийные поручения, был внештатным фотокорреспондентом газеты «Рабочий КАМАЗа» (так назывались «ВК» до 1992 года).
Pentacon Six, сделанный педантичными немцами, служил верой и правдой. Особенно его удобно было брать на съёмки камазовских объектов с вертолёта: 60-миллиметровая плёнка обеспечивала хорошее качество при печати фотографий. Именно этим фотоаппаратом были сделаны исторические кадры митинга, посвящённого сборке первых автомобилей на АвЗ, КАМАЗов на Красной площади. В объектив попали и башни Кремля, и приветствующие новый большегруз делегаты съезда партии.
Александр Мошин в качестве фотолетописца бывал и в самом холодном месте Земли, обжитом людьми, – в Якутии. Не подвёл фотоаппарат и там – зафиксировал, что «КАМАЗы» могут работать и экстремально низких температурах.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: музей "КАМАЗа".