45 лет назад на «КАМАЗе» была создана служба качества, призванная следить за тем, чтобы с главного конвейера сходили только бездефектные грузовики. О том, какие задачи ставит современность, как они решаются, и ближайших планах рассказал директор по качеству – директор департамента качества Антон Сарайкин.
– Антон Викторович, вы занимаете пост директора департамента качества относительно недавно, с 2018 года. Тем не менее, какие ключевые моменты в истории департамента вы могли бы выделить, отметить их значимость для становления службы качества?
– Верно замечено, что руковожу службой качества третий год, и у нас есть люди, которые работают в разы дольше. Я стараюсь находить время для общения с ними, чтобы выяснить, каковы были подходы раньше, ведь зачастую всё новое – это хорошо забытое старое. Развитие службы качества проходило так же, как и «КАМАЗа» в целом: достаточно бурное развитие в 70–80-х годах, резкое сокращение в 90-х, очередное развитие в 2000-х, внедрение международных стандартов качества ISO 9001... А с принятием новой Стратегии качества в 2017 году и с выводом автомобилей нового поколения К5 мы получили новый импульс развития службы – и функционально, и ментально, и технически.
– Что удалось сделать в последние годы? Чем гордитесь больше всего?
– Перед нами стояла задача усиления службы качества, и с ней мы успешно справились: создали сплочённый профессиональный коллектив, которым может гордиться наша компания.
– С конца 2017 года реализуется Стратегия качества «КАМАЗа». На каком этапе реализации департамент качества находится сейчас?
– Много было сделано, но не всего удалось по разным причинам достичь. Мы существенно расширили свой функционал: добавились задачи по аудиту производственных процессов (петля качества № 3), приёмке продукции корпоративных клиентов, расширению рекламационной деятельности, аудиту и координации вопросов качества в области закупок, SPC-координации и т.д.
Большая работа проделана в части развития коммуникаций в области качества – это очень важный раздел системы ISO 9001. Установлена системная обратная связь с нашими дилерами, сервисными центрами, заводами спецтехники. Когда демонстрируешь потребителям, какая работа проделывается по тем или иным проблемам, они совершенно иначе воспринимают и продукт, и нашу компанию. У них пропадает ощущение, что «КАМАЗ» где-то далеко и не интересуется проблемами техники, с которыми сталкивается клиент. В результате получаем от них обратную связь в виде пожеланий, замечаний, передаём их в соответствующие службы «КАМАЗа».
Это внешние коммуникации. Что касается внутренних, например, совместно с Корпоративным университетом провели мотивационные тренинги для тысячи с лишним линейных руководителей по программе «3 НЕ». Охват обученного персонала по вопросам качества увеличился в пять-шесть раз. Многие программы обучения создавались с нуля, например, для контролёров качества.
Мы полностью пересмотрели систему мотивации персонала, увеличив вес доли качества в структуре премии – от рабочего до членов Правления. Некоторые из этих наработок заинтересовали даже наших акционеров в плане внедрения их в своих компаниях.
Реализуем проект по повышению статуса контролёра качества, опираясь на европейский опыт. Эта задача реализована на финишных участках АвЗ, теперь переносим опыт на другие заводы.
По качеству покупных изделий блок закупок ужесточил договорные условия по гарантии, разработал систему стимулирования для поставщиков за поставки качественной продукции.
Совместно с «АвтоЗапчасть КАМАЗ» мы внедрили на базе 1С автоматизированную систему контроля рассмотрения рекламационных дефектов. За время её действия срок решения проблем в эксплуатации сократился в два раза. Это большое достижение, но всё же мы ещё далеки от лучших практик, работу надо продолжать.
Системная работа организована по исключению внутренних и рекламационных топ-дефектов. За это время показатель IPHV (количество рекламационных дефектов на 100 автомобилей) снизился на 25%. Показатель дефектности инспекционного контроля АРА снизился на 35%. Не скажу, что это прорыв, но ежегодно наблюдается улучшение этих показателей.
– Департаментом качества уделяется большое внимание цифровизации. Что из нововведений оказалось наиболее полезным в работе и планируется ли добавлять что-то ещё в этой сфере?
– Все проекты по цифровизации, безусловно, должны иметь прикладной характер. Внедрили панель КPI по качеству, и теперь каждый руководитель процесса может у себя в гаджете в режиме онлайн посмотреть основные показатели своего процесса. В настоящий момент идёт внедрение проекта единой информационной системы управления качеством QMS, а также пилотного проекта по SPC – это статистические методы управления процессами с учётом использования умных средств измерения и ПО Q-DAS.
Ряд проектов внедрён в ОТК, в частности, цифровой подписи взамен штампов ОТК и внедрения трекеров, отслеживающих проведение пробеговых испытаний. На архитектурном комитете было защищено несколько проектов по техническому контролю качества: по цифровому зрению испытания двигателей, контролю качества окраски, испытанию мостов и контролю качества термообработки, испытанию водяных насосов. Сейчас эти проекты совместно с Центром цифровой трансформации готовятся к реализации, и, думаю, уже в следующем году принесут прикладную пользу.
– Какие проблемы в области качества на «КАМАЗе» вы считаете приоритетными?
– Номер один – проблема стабилизации коллектива, закрепляемости квалифицированных рабочих кадров и ИТР. Она касается не только «КАМАЗа», но и региона в целом. Выход ищем: ведём студентов со второго курса, сами пишем программы для колледжей и техникумов по подготовке контролёров. Существует большая конкуренция за персонал, нам нужно её выиграть, создавая условия труда.
Вторая проблема – по восстановлению технологической точности оборудования. Она пока не решена по ряду причин, в том числе и финансовых.
Ещё одна трудность – ритмичное обеспечение производства. Пока конвейер будет работать в режиме неритмичного обеспечения, проблема с качеством будет возникать постоянно.
Ну и проблема незавершённости подготовки производства. Зачастую мы руководствуемся контрактными сроками, а нужно исходить из достаточности подготовки производства и ни в коем случае не ставить на конвейер неготовую машину.
– Меняется ли отношение камазовцев к качеству?
– Не так быстро, как хотелось бы, но я всё равно позитивно настроен, потому что знаю, что по-другому невозможно. Клиент заставит нас меняться, однозначно!
– Хотелось бы услышать о планах на ближайшее будущее.
– Вы знаете, что сформирован большой департамент технического контроля, и отделы техконтроля заводов уже перешли в него. То есть мы усиливаем именно независимую центральную службу качества. На совете по качеству мы защитили план развития ДТК, второй петли качества. Поэтому в ближайшее время посвящаем себя развитию именно этого направления.
Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.
На производстве нет
Ответить (0)!
Ответить (0)