Пожар, бушевавший на заводе двигателей 14 апреля 1993 года, оставил неизгладимое впечатление у очевидцев. В тот день на смене был начальник цеха синхронизаторов, ныне – руководитель группы технического контроля АрСП ДТК Ильдус Ашрапов. «Вести КАМАЗа» попросили его поделиться воспоминаниями о пожаре и восстановлении завода.
СЛЕТЕЛ С РЕЛЬСОВ НА ПОЛНОМ ХОДУ
– Цех в те годы работал круглосуточно, без выходных, сменами по 12 часов: с 7.00 до 19.00, с 19.00 до 7.00. План был большой: 17 тыс. двигателей и силовых агрегатов в месяц. 14 апреля в седьмом часу вечера я был на участке синхронизаторов. Вдруг раздался взрыв, сильный и громкий. Рабочих в цехе еще не было – не успели подойти на смену. После хлопка все стихло: станки остановились, электричество вырубило. Мы с мастером Линаром Билаловым побежали к воротам возле трансформатора, они были закрыты. Из трансформатора, расположенного в 100-150 метрах от участка сборки синхронизаторов, валил черный дым. Через некоторое время сквозь дым показались темно-красные языки пламени.
В открытые ворота заехали две пожарные машины и остановились по ряду «Н», воды у них не было. Тем временем пламя поднималось все выше и дошло до конструкций крыши. Огонь перекинулся на горючие материалы перекрытия. Сверху на пол начал капать расплавленный битум. Мы с несколькими работниками размотали пожарные рукава и принялись заливать полы, оборудование, но вода закончилась через 10 минут. Тут с шумом начали рушиться конструкции крыши. Даже тогда у меня не мелькнуло мысли, какую катастрофу может повлечь произошедшее. Фронт наступления огня расширялся, сверху все сильнее тек битум, пришлось уходить. Приехала милиция, попросила всех на выход. Я дошел до стоянки и оттуда смотрел, как горел мой родной завод…
Ильдус Ашрапов: «Вначале у меня не мелькнуло и мысли, какой катастрофой обернется возгорание»
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
– В 4 утра начальников цехов, наладчиков и других специалистов собрал директор завода Виктор Конопкин. Был организован штаб, нам выдали шахтерские фонари, противогазы, каски. После проведения инструктажа группы по четыре человека во главе с начальниками цехов разошлись по своим цехам. Все вскрывали, осматривали помещения. Я зашел в свой кабинет. Посуда в холодильнике расплавилась в один стеклянный блин, в сейфе все сгорело. При этом в кабинете замначальника цеха по технической части Ханифа Шакирова, располагавшемся напротив, все бумаги остались целы, огонь обошел его стороной. Сохранились и склады спецодежды. Прошли весь цех 210: нигде ничего не горело, не дымило. Тем не менее, возгорания продолжили возникать до 19 апреля (по официальной версии горело технологическое масло, хранившееся в подвалах – прим. ред.).
Начались восстановительные работы. Руководство выпустило директиву – ежесуточно вывозить с завода по тысяче тонн металла. Искореженные огнем металлоконструкции срезали, грузили в машины. Оборудование вывозили на ЗЗЧиК, инструмент складывали в тары и сдавали на РИЗ для восстановления. Воссоздать наш цех на прежней территории не было возможности. В июне было дано указание организовать выпуск 50 тыс. машкомплектов в год на площадях ЗЗЧиК. Туда перевезли поврежденное оборудование и на месте восстанавливали его с нашими шефами – кузнечным заводом. Работал я в то время с 7 до 23 часов, около полугода приходил домой только ночевать.
Восстановительные работы после пожара
ОСТРЫЙ ГЛАЗ ЭКС-МИНИСТРА
– В июне на «движки» приехал экс-министр автопрома СССР Виктор Поляков (он возглавлял временную консультативную группу по восстановительным работам при гендиректоре «КАМАЗа» – прим. ред.). Таких людей я больше не встречал. Во время совещания он одновременно задавал вопросы, раздавал поручения и записывал, что каждый из нас должен сделать. Его помощник тут же копировал его записи и передавал участникам совещания. По этим протоколам необходимо было отчитаться.
Как-то раз главный инженер и директор попросили меня включить в перечень закупаемого оборудования заточной станок, который по каким-то причинам ранее не успели получить. Мы вписали этот станок в середину списка из шести-семи листов, думали, не заметит. На следующем совещании Виктор Николаевич, взглянув на меня, спросил: «Молодой человек, с какой целью вы включили в перечень заточной станок?» Главный инженер ответил, что это была его идея. Поляков попросил его покинуть кабинет и больше не допускал на совещания. Он все успевал, досконально вникал в дело, а было ему на тот момент 78 лет. С участием Полякова был подписан контракт на поставки импортного оборудования для завода. Я дважды ездил на приемку этих станков.
Через полгода после пожара наш цех снова начал выпускать детали к коробкам переключения передач, постепенно наращивая мощности. Возрожденный общими силами завод продолжил жить. Я хочу выразить искреннюю благодарность дизелистам, работникам производства КПП и специалистам моего родного цеха синхронизаторов, чьим самоотверженным трудом был восстановлен наш завод.
Текст: Татьяна ИВАНОВА.
Странная и
Ответить (0)да уж 2 машины на такой завод, здесь чем то "попахивает"
Ответить (0)Приехали без воды... не было воды... Закончилась вода... Расстреливать надо за такую халатность!!!!!!
Ответить (1)Всерьез думаешь, что пожар можно было залить водой из цистерны? Еще бы поссали на пожар - тогда бы хватило