В сравнении с апрелем количество выданных автокредитов в Татарстане выросло за май почти на четверть, но разрыв с прошлым годом остается глобальным: за месяц сейчас продается столько автомобилей, сколько прежде продавалось за неделю. Между тем новые машины, наконец, начали дешеветь, а с пробегом – и вовсе вернулись к докризисным ценникам.
ПРОДАЖИ СО СКРИПОМ, НО ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ
Ставки автокредитов в Татарстане снижаются вслед за ключевой ставкой Центробанка и стабилизацией цен на авторынке. К такому выводу пришли эксперты «Открытие Авто» - блока автобизнеса в банке «Открытие», - оценив выдачу кредитов за май текущего года.
За май, согласно результатам анализа, число выданных банком займов на покупку автомобиля в республике по сравнению с апрелем выросло на 23%, и этот факт эксперты определяют, как постепенное восстановление рынка автокредитования. Количество заявок на кредиты при этом увеличилось на треть, хотя от показателей мая 2021-го года и спрос, и выдача пока серьезно отстают. Так, в прошлом году в последний весенний месяц банк принял в 1,4 раза больше заявок и выдал кредитов на покупку авто в 2,5 раза больше.
«В условиях снижения ставок и стабилизации цен часть покупателей возвращаются к вопросу приобретения авто, в том числе с помощью заемного финансирования, - констатирует пресс-служба «Открытие Авто» в ответ на запрос "Вестей КАМАЗа", - В июне выдачи автокредитов скорее всего продолжат рост на фоне дальнейшего снижения ставок. При этом в ближайшие месяцы сохранится высокий спрос на автомобили с пробегом. Этот сегмент станет драйвером восстановления рынка автокредитования».
Тренд на снижение среднего чека автокредита в краткосрочной перспективе эксперты прослеживают четко, сравнивая его с мартовским: дилеры, у которых машины имеются, охотнее уступают в цене, влияет на ценник и сдвиг рынка в сторону автомобилей с пробегом. Помимо этих факторов динамика стоимости автокредита опирается на более взвешенную лимитную политику банков. Так, средний чек кредита на новую машину в Татарстане в мае составил 1,4 млн рублей, в апреле займ стоил 1,8 млн рублей. Брали покупатели в прошлом месяце по 1-1,5 млн рублей, более чем на 5 лет, с первоначальным взносом 20-30%. Покупали за эти деньги в основном продукцию Lada, Kia и Hyundai.
Говоря об отечественных автомобилях, практически поделивших сегодня рынок с азиатскими марками, можно отметить, что, при наличии у «АвтоВАЗа» еще сотни с лишним модификаций, половину продаж обеспечили 10 моделей. Самой продаваемой в мае стала Vesta Comfort в четырехдверном кузове, которая разошлась тиражом 548 автомобилей, если оперировать общероссийской статистикой. Краткосрочный тренд в данном случае отрицательный – в апреле продаже фиксировались выше на 42%.
Второй по популярности седан Granta Classic, производство которого в упрощенной версии в начале июня было вновь запущено после простоя, за май потерял 26% клиентуры, продавшись в объеме 389 автомобилей. Без ABS и подушек безопасности машина уходит сегодня по цене 700-800 тыс. рублей, очередь за ней выстроилась на пару месяцев вперед, объем производства исчисляется тысячами, а к осени тольяттинский завод планирует возобновить сборку Vesta, Lada Niva Travel и Lada Niva Legend.
Замкнула тройку лидеров от «АвтоВАЗа» Niva Travel Comfort: продано 308 машин, что на 39% меньше, чем в апреле. Выросли же продажи Vesta SW (198 автомобилей, + 26%), хэтчбека Granta Classic (169 ед., +23%) и седана Granta Comfort (154 ед., +8%).
ЦЕННИК АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ ВЕРНУЛСЯ К ДОКРИЗИСНОМУ УРОВНЮ
Если же сравнивать майские продажи по годам, то приходится констатировать, что российский рынок новых авто уже почти год не может выйти на положительную динамику. Так, за минувшие пять месяцев 2022-го в России были проданы 318,1 тыс. машин, и это на 52% меньше, чем за тот же период 2021-го. Из них 24,3 тыс. авто были реализованы в мае, динамика к 2021-му: -84%. Отечественные, китайские и корейские марки доходят до автосалонов, но за месяц в нынешних условиях их продается столько, сколько раньше уходило за неделю.
Цены же на автомобили с пробегом, по данным «Открытие Авто», сегодня уже вернулись к февральским. В структуре выданных банком в Татарстане автокредитов 85% приходятся на б/у машины, средний чек кредита составил 782 тыс. рублей, а основная масса клиентских запросов ориентирована на сумму до 500 тыс. рублей, срок кредита 4-5 лет и первоначальный взнос в 20-30%. В марте кредит стоил в среднем 814 тыс. рублей.
В пятерку самых популярных марок подержанных автомобилей, приобретаемых с участием банка, за прошлый месяц в Татарстане вошли Lada, Kia, Hyundai, Ford и Volkswagen.
В заключение стоит оговориться, что кредит – не единственный способ покупки автомобиля в нынешних условиях, деньги у населения пока есть. Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" собственник салонов «Герман Авто» Азамат Джантаев, машины в Челнах в мае продавались по большей части либо за собственные средства, либо по лизинговым схемам. В Набережных Челнах «Герман Авто» выступает официальным дилером марок Haval и Changan, в Казани - Suzuki и Changan, в Азнакаево – Haval, торгуя как новыми, так и подержанными машинами. Джантаев подтверждает, что автомобили к маю подешевели, но продается их, тем не менее, «очень мало».
Фото: lada.ru