К весне "КАМАЗ" намерен запустить коммерческие беспилотные перевозки по трассе М-11 «Нева»: правительство России разделило с производителями и перевозчиками ответственность за нештатные ситуации на дороге в случае их возникновения.
МИШУСТИН ВЫПУСТИЛ НА ДОРОГУ БЕСПИЛОТНИКИ
Планы "КАМАЗа" по тестированию беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева» приблизились на один год: если в сентябре директор по развитию компании Ирек Гумеров на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным заявлял о выводе беспилотников четвертого уровня автономности на М-11 в 2024-м году, то теперь речь идет о будущей весне.
Возможность беспилотных коммерческих перевозок по «Неве» открылась со введением на трассе экспериментального правового режима (ЭПР), поскольку правовые нормы, регулирующие движение беспилотников по дорогам общего пользования, остаются основным сдерживающим фактором для развития отрасли. На прошлой неделе председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об ЭПР на М-11 - оно позволяет вывести на трассу беспилотники двух производителей, "КАМАЗа" и НПО «СтарЛайн». Пользоваться автомобилями смогут три перевозчика: ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит» и Х5 Logistics. Оператором инфраструктуры выступит госкомпания «Автодор» - в зоне ее ответственности остаются парковки, обмен данными автомобилей с динамической цифровой картой дорожного движения, и в целом оборудование трассы. Для автономных КАМАЗов, как отметил Гумеров после утверждения ЭПР, инструменты цифровой карты компания разработала самостоятельно – этот электронный инструмент позволяет автомобилю обмениваться данными с инфраструктурой дороги, в тело которой зашиты сенсорные и телекоммуникационные кабели.
ЭПР на М-11 устанавливается на три года. Как сообщает Министерство транспорта РФ, правовой режим был разработан минэкономразвития России при участии минтранса, и благодаря ему государство принимает на себя юридические риски, связанные со внедрением технологий автономного движения. Напомним, что риски эти связаны прежде всего с вероятностью ДТП: при всей готовности автомобилей к самостоятельной езде очевидно, что в случае исключительной ситуации на дороге грузовик не способен остановиться мгновенно или уклониться от столкновения, к примеру, с выбежавшим под колеса животным. Рано или поздно нештатное происшествие случится, и с самого старта проекта беспилотников перед участниками дорожного движения и регулятором стоял вопрос об ответственности: кому возмещать ущерб – производителю техники, ее эксплуатанту, кому-то иному? С водителем за рулем такого вопроса не возникало, в рамках же ЭПР целый ряд статей Федерального закона «О безопасности дорожного движения» теряет силу, как и ряд пунктов правил техосмотра, и правил перевозки грузов. За производителем сохраняется обязанность страхования своей ответственности на сумму 10 млн рублей за каждое беспилотное транспортное средство.
В экспериментальном режиме, впрочем, кабина беспилотника тоже не останется пустой – подписанный Мишустиным документ предполагает присутствие в разных сценариях водителя-испытателя или инженера-испытателя, следящих за автоматикой на всякий случай. По большому счету строить маршрут автомобиля, управлять им и мониторить состояние электроники будет удаленный диспетчер. Диспетчер и водитель при этом остаются на постоянной связи.
19,5 ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКОВ К 2030-МУ ГОДУ
На первом этапе владелец автомобиля обязан будет обеспечить присутствие своего водителя в кабине грузовика, на втором – достаточно диспетчера. К следующему этапу владелец может перейти, когда его машина накатает 100 часов без ДТП и не покажет никаких технологических изъянов. Согласно оговоренным в постановлении Мишустина критериям результативности, за полгода общий пробег беспилотников по «Неве» должен достичь 1 млн км, на втором году эксплуатации они должны проходить за полугодие по 16 млн километров, на третьем году – по 20 миллионов. На сколько машин будет раскидан такой пробег, документ не оговаривает – очевидно, это зависит от возможностей и интересов участников.
Пока беспилотный КАМАЗ проходит испытания на новом камазовском полигоне в Набережных Челнах, а компания, по словам Гумерова, к весне планирует заключить соглашения с ретейлерами, чтобы уже в рамках ЭПР монетизировать свои разработки. После апробации всей цепочки процессов проект будет постепенно масштабироваться на другие трассы.
Перевозчики со своей стороны начало беспилотных перевозок безусловно приветствуют. «Мы видим значительные перспективы в использовании таких технологий в автомобильной отрасли, - заявляет участник проекта, генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров, - Отрадно, что в нашей стране регулирование идет в ногу с технологическими и организационными процессами по созданию и работе высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)».
По прогнозам минтранса, беспилотники на дорогах общего пользования не только повысят безопасность движения и поспособствуют формированию новых видов коммерции, но и сократят издержки на оплату труда водителей на 30% уже к 2025 году, а расходы на топливо – на 28%.
В стратегической перспективе проект «Беспилотный логистический коридор» распространится на 19,5 тыс. км дорог общего пользования к 2030 году – такова задача, поставленная перед участниками правительством России. «Решения, которые будут отработаны на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров, и норм регулирования создания, сертификации и эксплуатации ВАТС и дорожной инфраструктуры. В результате Российская Федерация будет в числе стран-мировых лидеров, начнется масштабная коммерческая перевозка грузов в беспилотном режиме», - заявляет минтранс России.
Фото: "Вести КАМАЗа"
Появятся экспедиторы и техники-механики.
Ответить (0)А кто будет следить за техническим состоянием автомобиля в пути, чтоб тосол не подтекал, уровень масла, за пневматикой (тормоза...) наружное освещение, давление в шинах и т.п.??? Заправляться КамАЗ сам будет? С водителем проще чем в "беспилотном режиме". Нужно следить за состоянием дорожного покрытия к тому же. Ну есть и плюсы конечно, инспекторам ГИБДД "беспилотник" наверно не подчиняется!
Ответить (0)Америкосов обгоним наконец, у них беспилотники еще не пошли в серию))
Ответить (0)Вообще-то надо стараться перевозить грузы по РЖД, а не федеральным трассам. Во первых аварийность высокая из-за большого количества фур, во вторых они разрушают асфальт, в третьих сильно загрязняют атмосферу.
Ответить (0)Молодцы. Желаю успехов.
Ответить (0)А как быть с тысячами дальнобойщиков? Без работы оставить?
Ответить (2)ушел водитель - пришел диспетчер
Добавятся на биржу труда вместе с извозчиками и бурлаками