Экономические показатели, с которыми Набережные Челны закрывают этот год, не дали повода мэру Наилю Магдееву краснеть перед депутатами на сегодняшней сессии горсовета. Градоначальник с удовольствием отчитался и о развитии МСП, и о новой инфраструктуре, и достижениях на ниве диверсификации.
"КАМАЗ", ТОР И ПРОМПАРКИ
Почти целиком полуторачасовая сессия горсовета Набережных Челнов была посвящена сегодня итоговому докладу мэра Наиля Магдеева о социально-экономическом положении города по итогам года. Практически по всем фронтам автоград показал хорошую динамику – единственной нерешенной пока проблемой, которую Магдеев упомянул в ряду победных реляций, остаются автобусы большой вместимости, но и в этой части есть повод для оптимизма. Посмотрим, на каких достижениях муниципалитета и бизнеса мэр акцентировал внимание.
Из основных показателей экономики градоначальник выделил индекс промышленного производства, который будет зафиксировать на уровне «не менее» 115%. Инвестиций в экономику Челнов за год удалось привлечь порядка 77 млрд рублей, объем отгруженной продукции составит 700 миллиардов. "КАМАЗ", как отметил Магдеев, выпустит за год свыше 42 тыс. грузовиков – по словам спикера, компания за год укрепила свои позиции среди крупных предприятий страны и успешно выполнила задачи, поставленные перед автогигантом Москвой на фоне СВО.
ТОР в свою очередь прирос за год четырьмя новыми резидентами, сейчас их 45, причем 31 компания (69%) представляет местный малый и средний бизнес (МСП). Капитальные вложения резидентов к настоящему времени превысили 33 млрд рублей, рабочих мест создано свыше 9 тысяч. Налогов резиденты уплатили 16,7 млрд рублей – вдвое больше, чем получили преференций. По всем основным критериям оценки эффективности российских ТОРов челнинский за год показал рост на 15-46%.
По словам Магдеева, за весь период деятельности ТОРа каждый третий резидент либо увеличил стартовые капитальные вложения (14 компаний), либо открыл новые виды деятельности (13), либо нарастил штатное расписание (19). Крупнейшим резидентом остается китайский Haier, построивший пять заводов и общежитие на 900 мест. С июля строится также заводов водонагревателей. В общей сложности Haier вложил на территории Челнов почти 18 млрд рублей и привлек на свои производства свыше 3 тыс. человек. Из потенциальных резидентов сейчас в разработке проекты производств крановых манипуляторов и модулей очистных сооружений с подземными резервуарами.
МСП на сегодня закрывает 37,5% всей налоговой базы Челнов, и поступления, по словам Магдеева, растут ежегодно. В этом году предприниматели заплатят в бюджеты 2,6 млрд рублей, в прошлом платили 2,4 миллиарда. Оборот МСП вырос на 4,5% - по итогам года он составит 506 млрд рублей против 484 миллиардов годом раньше. В МСП сегодня заняты 124,4 тыс. челнинцев. Еще порядка 40 тыс. человек объявили себя самозанятыми, пополнив предпринимательский сектор.
Промышленные парки за год выручили 200 млрд рублей, в них работают 18,6 тыс. человек и 359 компаний. Недавно введенная в строй 7 очередь КИП "Мастер" уже заполнена целиком, как и строящаяся 3 очередь муниципального промпарка «Развитие».
Ее 14 резидентов заявили 2,5 млрд рублей капитальных вложений в строительство. Город тем временем потратил еще 30 млн рублей на разработку проекта 4-й очереди.
В части пользования федеральными и региональными программами поддержки челнинцы демонстрируют активность: за год 186 местных предприятий получили из разных источников порядка 3,5 млрд рублей.
ЕЩЕ 3,9 МИЛЛИАРДА НУЖНО НА АВТОБУСЫ
В части социального развития мэр выделил несколько основных реализованных проектов, обозначив и общую сумму вложений в городскую инфраструктуру – почти 15 млрд рублей.
Из новых соцобъектов отдельного внимания заслужил пансионат для тяжелобольных и престарелых «Ярдэм» - частный, но построенный на городской земле в формате муниципальн-частного партнерства. Сейчас в нем 35 коек, но инвестор намерен добавить еще 60 мест, поскольку пансионат востребован. В первый корпус были вложены 35 млн рублей.
«Очень хорошие условия в пансионате, - оценил Магдеев. - Мы такие проекты на условиях муниципально-частного партнерства готовы поддерживать. Дети приводят своих родителей – например, уезжая в командировки. Здесь пожилые люди получают хорошее питание, хорошо проводят время. Прекрасный пример работы предприятий МСП в сфере социальных услуг».
В части ЖКХ погружаться в подробности спикеру не пришлось, поскольку город недавно был назван самым благоустроенным в Татарстане. Во многом оказала влияние республика – например программой «Наш двор», по которой Челны освоили уже 6,2 млрд рублей, отремонтировав 422 двора из 683-х.
«Вчера еду из командировки и читаю, житель пишет: «Почему вы расширили проезды во дворах? Наверное, это неправильно, потому что машин теперь стало больше». А почему их стало больше – потому что граждане увидели, что для парковки появились новые условия. Прежде во дворах были проезды в одну машину, а теперь две могут разъехаться, но нас за это критикуют. Но мы ведь работаем только по результатам обсуждений с местными жителями, многие просили расширить проезды. У автора, видимо, просто нет машины, но большинство жителей благодарны раису РТ за финансовые ресурсы. Где еще мы нашли бы 6 миллиардов на дворы?» - высказался Магдеев.
Крупнейшим дорожным проектом стало, конечно, продолжение Московского проспекта, по которому, как отметил спикер, челнинцы сегодня ездят и уже не помнят, что так было не всегда. Первая очередь стройки стоила 1,5 млрд рублей, на вторую очередь город денег еще не нашел и настроен дальше сотрудничать с федеральными и региональными органами власти. «Да, нам пришлось выкупать участки и дома, но зато мы раскрыли микрорайон «Притяжение» - теперь он живет и трудится, жителям не приходится выезжать в город через Орловское кольцо», - порадовался Магдеев.
Кроме того, к нормативному состоянию были приведены проспекты Вахитова, Туфана, Автозаводский и улица Гидростроителей – все вместе они стоили еще 1,49 миллиарда. Под мостом через Мелекеску в этом году появилась новая развязка.
В заключение мэр еще раз подтвердил, что за 2024 год автопарк в Челнах вырастет на 90 больших автобусов, и в 2025 году муниципалитет рассчитывает полностью перейти на крупную технику.
«Это потребует больших ресурсов, но мы понимаем, что Челны нуждаются в этих автобусах. Все это потребует и дотаций из городского бюджета, поскольку себестоимость проезда уже превышает 60 рублей, - сказал Магдеев. - Сегодня один автобус стоит 15,5 миллиона рублей. Умножьте эту цену на 250 автобусов (3,9 млрд рублей – прим. ред.), а потом добавьте к этой сумме еще 250 водителей и выпадающие доходы перевозчика, которые мы должны компенсировать. Трамвай, например, мы дотируем сегодня на 100 миллионов рублей каждый год, и в этой сумме нет никакой инвестиционной составляющей».
Фото: "Вести КАМАЗа", nabchelny.ru
эх мечты....
Ответить (0)самый благоустроенный, если не выходить из кабинетов. отойдите подальшше от Азатлык, пройдитесь по дворам и переулкам, есть нормальные места, но куча мест где НАДО РАБОТАТЬ, а не обещать. Уборка снега, убрка мусора, нормальный асфальт, автобусы, да куча вопросом к мэрии
Ответить (0)Самому не смешно ??? Мечты об автобусах....
Ответить (0)Гостю 732: На 200 процентов согласна с Вами! Стыдно перед гостями нашего города...
Ответить (0)Конечно, сначала 20 лет назад обанкротили ПАТП, а теперь мечтаем об автобусах.... Стыдно, что в таком городе, как Челны, приходится ездить на забитых до упора Газельках и им подобных. За это время город вырос во все стороны, а автобусы не выросли...
Ответить (0)Низкая зарплата воспитателей детского сада
Ответить (1)Согласен очень низкая зарплата у воспитателей, нянечек в детских садах! Докажите что вы мэр достойный, верните большие автобусы на газельках каждый житель Челнов говорит что не возможно ездить в час пик особенно.