Для 28-летнего Эдуарда Алимгулова признание его в камазовском конкурсе «Лучшим молодым изобретателем года» стало немного неожиданным. Всего год назад ведущий инженер-конструктор КИО моторных систем автомобиля НТЦ в соавторстве оформил первый свой патент. И вот уже шесть из семи поданных им в прошлом году заявок на полезную модель получили подтверждение Роспатента, а «процесс идёт», на очереди ещё как минимум пять.
– Не так давно я поменял профиль деятельности, перейдя с испытательской, исследовательской работы на конструкторскую, – объясняет Эдуард такую «урожайность». – И стал заниматься одним из самых интересных направлений – системами очистки воздуха для наших перспективных автомобилей. Такая работа «по умолчанию» подразумевает творчество, поиск оригинальных решений. Думаю даже, это наша прямая обязанность.
…Первое в своей жизни «оригинальное решение» Эдуард в 10-летнем возрасте презентовал… бабушке, придумав замысловатый засов к воротам деревенского дома, куда приезжал летом на каникулы. При всём восхищении инженерным талантом внука той пришлось попросить усовершенствовать устройство – чтобы пользоваться им мог не только автор, но и другие домочадцы. Эдуард отнёсся к такому педагогическому ходу с пониманием. Наверно, с этого всё и началось. Потом были неминуемые подростковые «изобретения велосипеда», но выбор в ИНЭКА специальности «Двигатели внутреннего сгорания» окончательно перевёл природные склонности юноши в профессиональное русло, а с четвёртого курса по программе целевой дополнительной подготовки он уже начал работать в НТЦ. И даже свой диплом в 2013 году защищал по Р6, проект которого тогда на «КАМАЗе» только начинался.
– Что для двигателя главное? – рассуждает молодой конструктор. – Топливо, правда? Дизельная субстанция и воздух, топливовоздушная смесь для него – как для человека еда. А с учётом постоянно меняющихся норм, требований, технического прогресса нужно стремиться к тому, чтобы такое «питание» сделать наиболее рациональным.
Одна из недавних разработок – воздушный фильтр
Автору обычно дорого каждое детище, но любимая на сегодня для Эдуарда недавняя разработка – воздушный фильтр, тоже совместный труд со старшими коллегами: начальником отдела Максимом Григорьевым, главным специалистом – руководителем группы Тимуром Халимовым, ведущим инженером-конструктором Василем Тукаевым.
– Компактный, с очень низким, по сравнению с предыдущими образцами, сопротивлением, он содержит четыре фильтрующих элемента (такого ещё не бывало), пылевлагоотделительный клапан, у него очень большая пылеёмкость, и сама его геометрическая форма, коническая, подразумевает низкое сопротивление. Облегчённым будет обслуживание этого фильтра, у него увеличен интервал смены фильтрующих элементов – чего тоже никогда не было: 150 тыс. км пробега подтверждено, и после испытаний, возможно, интервал ещё увеличится.
Вместе с названными коллегами Эдуард занимается сейчас патентированием уникальной системы очистки воздуха на двигателях Р6 для КАМАЗов поколения К5 – на все компоненты и конструкцию в целом. По его мнению, 3D-моделирование намного облегчило конструкторам жизнь, поскольку позволяет одновременно рассматривать несколько решений, выбирать лучшее, а при компоновке узлов избегать вредных контактов.
Обеспечить подачу воздуха с максимально низким сопротивлением, отделить его от пыли, воды, примесей, использовать для достижения наибольшей надёжности современные технологии, новые материалы…
Самое важное открытие, которое Алимгулов сделал для себя по мере вникания в специальность: системы впуска, подачи воздуха к двигателю – благодатнейшая ниша для воображения и инженерных усовершенствований. Здесь конструктор порой ощущает себя не только изобретателем – художником. А если стремиться к стопроцентному КПД (sic!), подаваемый для смеси воздух должен быть практически идеально чистым, и в точно заданном количестве. Получается, он и в самом деле вечный, этот двигатель! Бесконечный…
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Александр АВДЕЙЧИК