Директор музея «КАМАЗа», блогер нашего портала, Александр Чухонцев опубликовал страницы из неизданной книги «Выбор пути. По страницам истории конструкторской мысли».
В советское время первый главный конструктор «КАМАЗа» Владимир Барун придумал мощный инструмент - «конструкторский контроль качества», или ККК. Владимир Наумович все время следил за этим и всех убеждал, что надо бросить рисовать, но стоять на рабочих местах и смотреть, как там все делается. Это было вдвойне полезно, потому что конструкторы не только устраняли дефекты, но и сами учились.
Конструктор время от времени ходил по всему циклу и проверял, как делают деталь или узел. Как ее собирают, как регулируют, как испытывают. Смотрел и фиксировал отклонения. Всякое видели – например, собрали колесную пару и бросают ее в тару через верстак. Тут же заставляли поменять, а главное – поставить тару на уровень, чтобы теперь удобно было сборщику в нее класть изделие.
Проверять приходилось еще и потому, что в сборщики брали людей буквально из соседней деревни, без всякой специальной подготовки. Чуть что – хватает молоток и начинает лупить, это надо было останавливать. Надо ведь понимать, кто у тебя на конвейере работает. Если задачу растолковать, поставить правильно, обеспечить условия, то большинство делает все нормально. А кадров постоянных и обученных всегда не хватало, их надо выращивать, и удерживать. Тогда и у конструктора будут руки развязаны, можно рассчитывать на правильную сборку сложных узлов. И можно эти узлы проектировать красиво и функционально – а не только так, чтобы исключить любую ошибку, говорится в книге.
Фото: Музей КАМАЗа
Технологичность конструкции изделия. Раньше скорее всего широко это использовали. А сейчас многие молодые конструктора про это даже не думают. И не только на Камазе.
Ответить (0)золотые слова. нынешнему поколению "успешных менеджеров" все бы это в мозг загрузить
Ответить (0)