В Набережных Челнах в минувшие выходные прошел фестиваль новой татарской культуры UT FEST, в рамках которого горожане пытаются обрести свою территориальную идентичность. «Его цель - нащупать «татарское» в контексте индустриального города. Набережные Челны – промышленный многонациональный моногород, и татарская культура, как традиционная, так и новая, проявляется в нем совершенно уникальным образом» – отмечают организаторы из челнинского сообщества URBANTATAR.
«УЧИЛКУ ТАТАРСКОГО» СДУЛО ВЕТРОМ
Общая программа UT FEST развернулась на площади Азатлык в полдень. Как отмечают сами организаторы, в этом году она оказалась разнообразнее как по количеству партнеров, так и по числу участников, и активностей. В частности, год назад в ярмарке приняли участие 11 дизайн-маркетов, в этом году – уже 36. Команда «АйДа маркет» представила тематическую ярмарку, на которой можно было познакомиться с татарскими дизайнерами и их работами: украшениями в татарском стиле, одеждой и сумками с национальным орнаментом и прочим.
Фотозона также была оформлена кастомизированной одеждой и мерчем сообщества, а отдохнуть можно было на гамаках или импровизированных пуфах, рисуя маркером на каяке, специально привезенном для фестиваля с берега сообществом «Кораблик».
Блок общепита представили кондитерская The Moment и новый ресторан «Ике». Также для UT FEST бренд «Крафтлы чәй» и семейная мастерская по сбору травяного чая «Бакча» заварили аутентичные татарские чаи, в которых каждая травинка, ягодка, веточка собрана и высушена вручную.
Культурно-развлекательная программа началась с экскурсии «"Совмод" по-челнински». Образцами советского модернизма организаторы представили «сороконожку» по адресу 6\01, чьи «ножки» ныне застроены коммерсантами, а также «китайскую стену» 28\01, «стекляшку» 2\01, и, конечно же, бизнес-центр «2/18», известный в народе как «Тюбетейка».
Отдельно экскурсоводы рассказали о нереализованных проектах советского генплана и об отсутствии центра в Челнах. По генплану 1973 года, разработанному советским архитектором Борисом Рубаненко, центр города должен был представлять собой аналог московского Арбата или казанской улицы Баумана, вокруг которого сосредоточились бы все ключевые социальные объекты.
Челнинцы и гости города еще долго благодарили бюро ABAU за экскурсию и общались с ними на тему челнинской архитектуры и истории. К сожалению, организаторы недостаточно разнесли в пространстве маршрут тура и большую сцену, на которой музыканты проводили саундчек. Музыка мешала общению, хотя в целом донести мысль экскурсоводам удалось.
Неприятный сюрприз организаторам подкинула и погода – сильный ветер повредил полотна выставки «Татар телчесе» («Училка татарского»), поэтому на Азатлыке она так и не появилась. С работами можно ознакомиться в цифровом формате - это фотографии героев выставки, подкрепленные их рассказами об опыте взаимодействия с татарским языком и его учителями.
«Сейчас учителя татарского переучиваются, берут себе другие предметы, это очень грустно, - комментирует участник выставки 22-летний Азат, - Я сейчас сам работаю учителем химии и биологии, и в разговорах со своими коллегами, учителями татарского, замечаю, что прав у них не очень много. Родители учеников вправе в любой момент отказаться от татарского, и поэтому приходится давать минимальную нагрузку. Но я надеюсь, что инициатива снизу возьмет свое, и татарский язык дальше будет двигаться вперед».
АФТЕРПАТИ НА ЗАВОДЕ
Концерт на большой сцене тоже был посвящен новой татарской музыке. Участвовали в нем резиденты казанского инди-лейбла Yummy Music и проекта «Bazzar» (DJ Сулейман). Они представили рок-группу Gauga, синти-поп группу «Оммаж», электро-чайхану Qaynar, авторов-исполнителей Fauzia и Said Olur. Живые выступления завершила рэпкор-группа «Усал», солист которой Назим Исмагилов приложил руку к созданию логотипа татарского драмтеатра Набережных Челнов. Логотипом этим стала косая черта, используемая в любом челнинском адресе: 2/18, 49/03.
В этом году сцены фестиваля удвоились за счет малой: у фонтана перед мэрий организаторы выставили стулья. Здесь концерт принял формат интерактивного общения с артистами: после выступления они присаживались рядом с модератором и принимались отвечать на вопросы. Сцену отдали на откуп молодым исполнителям – Алии Нур, Айрату Хайруллину, коллективу «Гыйлем» и поэтам Алмазу Хасанову и Алсу Габдрахмановой.
Закрытая часть фестиваля, как и было заявлено, прошла на территории бывшего Завода ячеистых бетонов. Здесь собралась исключительно молодежная тусовка, выступали для которой диджеи челнинского сообщества Solid Sign. Гостей встречал огромный темный цех и селективный секонд-хенд, теплые вещи из которого довольно быстро разобрали, так как к ночи на улице заметно похолодало. Чего корреспонденту "Вестей КАМАЗа" отыскать не удалось, так это обещанной чайной церемонии.
Локация завода была выбрана устроителями не случайно: в 2021 году команда URBANTATAR презентовала фэшн-съемку, пытаясь обратить внимание общественности на снос завода под строительство жилого комплекса. С тех пор с участием команды образовалось новое комьюнити «Вне комплекса», которое ведет прямой диалог с застройщиком и благодаря этому проводит в цехах завода свои мероприятия, от экскурсий со старожилами завода до театральных читок. Так в Челнах складывается особое взаимодействие городских сообществ и застройщика.
UT Fest, как и любой современный татарский праздник, нацелен на работу со всеми городскими сообществами, которые готовы внедрять в свои мероприятия татарский язык. В Закамье это единственный фестиваль подобного толка, выросший из низовой инициативы.
Фото: Игорь Морозов
Вопрос без сарказма.:"татарскими дизайнерами" - как определяется татарский дизайнер или ,например, чувашский?
Ответить (0)На заводе было нечто! Хочется вернуться туда обратно! Диджей в зелёной балаклаве и его танцовщицы покорили публику! Диджей который играл в чёрной балаклаве устроил рубрику не спать, танцевали до упаду. Не подскажите их ник нэймы? Где ещё в Челнах можно послушать такую музыку?
Ответить (0)Гауга и Усал классные, всех раскачали
Ответить (0)Яна - молодец! Свежая кровь в челнинской журналистике
Ответить (0)