Четвертый этап ралли-марафона "Дакар-2021" в Саудовской Аравии прошел в среду, 6 января, по маршруту Вади-эль-Давасир – Эр-Рияд.
Достигнув южных границ маршрута 43-го издания ралли-марафона "Дакар", участники гонки взяли курс на северо-восток Саудовской Аравии. Путь от Вади-эль-Давасира до столицы государства Эр-Рияд стал самым продолжительным в этом году – 813 км, из которых на спецучасток пришлись 337 км.
После четверти "Дакара" грузовой зачет понес очередные потери. Теперь в генеральной классификации числятся 38 экипажей из 44. Скоростной и не самый простой (а других на легендарной гонке не бывает никогда) этап едва не вывел из числа участников японский коллектив на Hino. Терухито Сугавара и его напарники на одной из дюн попали в аварию, совершив переворот на крышу. К счастью, никто из спортсменов не пострадал, а оказанная техпомощь позволила им продолжить движение. Ночной ремонт на бивуаке – и грузовик вышел на очередной старт.
Программа четвертого соревновательного дня включила в себя очень быстрые участки практически на всем 337-километровом маршруте. Ландшафт этапа представлял из себя песчаное покрытие с гравийными участками, шестикилометровый отрезок в каньоне, пересечение высохших русел рек и, конечно же, дюны самых разных конфигураций с опасными спусками. А перед самым финишем караван ралли поджидали заметенные сильными ветрами следы и горная долина с запутанной навигацией. Сигнал от организаторов: экипажи, внимание на курс!
Разбросанные по "стартовке" вперемешку с внедорожниками грузовые экипажи из лидирующей в общем зачете группы буквально полетели в сторону финиша. Первая путевая точка осталась за Андреем Каргиновым из команды "КАМАЗ-мастер", а топ-10 пилотов на отметке 43 км уместились в минуту. Дальше – больше. Сразу пять экипажей расположились в семи секундах друг от друга, а Каргинов, Сергей Вязович и Алексей Вишневский преодолели 80 км с одинаковым временем! Пятикратный чемпион "Дакара" Эдуард Николаев, в этом году исполняющий роль помощника руководителя российской команды Владимира Чагина, отметил, что такого в его карьере еще никогда не приходилось видеть. Стоит добавить, что средняя скорость прохождения первой четверти дистанции составила порядка 120 км/ч, тогда как для грузового зачета максимум ограничен на отметке 140 км/ч.
Острая и бескомпромиссная борьба за секунды и суровые природные условия оказывают серьезное давление на технику. Ведь какими бы ни были опытными пилот, штурман и механик, они зависят от надежности своего спортивного автомобиля. Высочайшего гоночного темпа не выдержал МАЗ Вязовича – шедший впереди с двухминутным гандикапом от соперников белорусский экипаж остановился на 100 км, а в новостной сводке на сайте "Дакара" появилось сообщение о технической неисправности, на устранение которой потребуется от одного до двух часов. Серьезный удар по турнирным перспективам лидера команды из Минска, занимавшего второе место в общем зачете и выигравшего пролог и третий этап марафона. Еще вчера пилот после финиша сетовал на посторонний звук от турбонаддува и потерю мощности двигателя. Однако причины поломки мы узнаем позднее.
Продолживший мощное движение по трассе Каргинов уже на отрезке 125 км довел свое преимущество над конкурентами до минуты с лишним и сохранял первый результат практически до финиша. За 70 км до окончания спецучастка первый победитель "Дакара" на Аравийском полуострове упрочил свое лидерство, опережая Вишневского почти на 2 минуты. Окончательные корректировки в таблицу этапа внесла горная долина, где экипаж ошибся в навигации и растерял временной задел, показав второй результат и отстав от Дмитрия Сотникова на 10 секунд.
Андрей Каргинов, пилот экипажа №500: "Хороший спецучасток, ехали быстро. Сначала дюны были скоростными с резким спуском вниз, важно было подобрать правильную скорость. Затем пошли более медленные L1 и L2, но их было совсем немного. По навигации день получился сложным, в конце столкнулись с проблемами и потеряли время. С нашей машиной всё в порядке. Видели стоявшего Вязовича, чей экипаж бегал вокруг грузовика".
На протяжении всего этапа экипаж №507 шел позади, а безошибочные вождение и навигация на заключительном отрезке позволили Сотникову наверстать отставание в три с половиной минуты и выиграть свой третий спецучасток в гонке 2021 года и установить личный рекорд по победам на одном "Дакаре". Время победителя составило 2 часа 58 минут 47 секунд. Первое и второе места камазовских экипажей стали отличным подарком Владимиру Чагину на его 51-й день рождения, который семикратный чемпион "Дакара" по традиции встретил вдали от дома вместе с командой.
Руслан Ахмадеев, штурман экипажа №507: "Организаторы обещали быстрый спецучасток. Секция дюн была не очень большой – всего 23 км. Можно сказать, что сегодня получился навигационный день: быстрые дорожки, русла и много развилок. На 80 км ушли не в то русло, хотя по привязке вроде бы всё было верно. Ошиблись немного курсом, но по бездорожью вышли на трек. Потеряли полторы-две минуты. Где-то на 100 км прокололи колесо, ехали до финиша на подкачке. Держали хороший темп, обгоняли внедорожники и мотоциклы. В конце был очень запутанный трек между каньонами и горами, нам удалось найти верную дорогу и успешно финишировать без поломок".
Как и вчера, в итоговой ведомости разрывы между экипажами оказались минимальными. Почти вся первая десятка разместилась во временном 10-минутном слоте. Третий результат на спецучастке показал Вишневский (+14 секунд). Всего в восьми секундах от него финишировал чех Мартин Мацик. Еще два спортивных экипажа "КАМАЗ-мастер" под управлением Антона Шибалова (+3 минуты 56 секунд) и Айрата Мардеева (+6 минут 15 секунд) стали пятым и шестым соответственно.
Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: "Спецучасток был достаточно быстрым, практически постоянно ехали на максимальной скорости. Сильно мешала пыль от внедорожников, потому что они едут быстрее и обгоняют. И когда средняя скорость чуть упала и стало больше бездорожья, мы вновь начали догонять джипы и упирались в них. Целый день ехали в пыли, приходилось сбрасывать скорость, хотя могли ехать быстрее. На этом потеряли много времени. По навигации всё неплохо, лишь пару раз уезжали в сторону, и опять же пыль очень мешала сходу сориентироваться. Завтра нас ждет очень непростой день, нужно хорошо подготовить машины и выжать максимум".
По состоянию на 19:00 без движения оставался грузовик Вязовича. Поломка соперника позволила упрочить лидерство в генеральной классификации Дмитрию Сотникову. Вторым теперь идет Мартин Мацик (+26 минут 22 секунды) подняться на второе место в генеральной классификации, Антон Шибалов уступает 26 минут 57 секунд. На две строчки вверх – на четвертую позицию – поднялся Айрат Мардеев (+48 минут 21 секунда). Андрей Каргинов с 12 места переместился на десятое (+2 часа 2 минуты 17 секунд).
Фото, текст: КАМАЗ-мастер