USD

99,0180

EUR

104,5016

Казань

0

Наб.Челны

0

USD

99,0180

EUR

104,5016

Казань

0

Наб.Челны

0
Поделиться Vk

Данис Валеев: «Техзадание на первый двигатель Р6 мы разрабатывали еще в 1991–1992 годах»

1655
0
12
0


Полвека отработал на "КАМАЗе" бывший главный конструктор предприятия, а ныне советник генерального директора Данис Валеев. В беседе с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" он поделился воспоминаниями о своей трудовой биографии и о том, как набирал мощь Камский автозавод. 


 «МЫ ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛИ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ДО 110 ЛОШАДИНЫХ СИЛ!»

– Данис Хадиевич, как вы выбирали профессию?

– Большую роль в этом выборе сыграл мой отец. Он, уроженец деревни Новопоселенное Ишеево Апастовского района, и во время войны, и после нее работал водителем, был профессионалом высокого уровня. Часто брал меня в поездки, позволял участвовать в ремонтах машин. У меня не было ни шанса не заинтересоваться автомобилями, а после школы захотелось их изучать. Поэтому я выбрал Московский автомобильно-дорожный институт. В перечне профессий была одна загадочная и даже романтическая строчка - «инженер-испытатель». На нее и поступил. В институте мое внимание привлекли двигатели. Я всегда интересовался исследованиями и экспериментами, и именно в этом направлении мой интерес удалось удовлетворить. Если понимаешь суть процессов внутри мотора, то ими можно управлять: что-то подправил – и вот уже «сердце» автомобиля бьется чуть по-другому, так, как нужно тебе. В студенческом научном обществе, где я работал, мне позволяли самостоятельно проводить эксперименты и обрабатывать результаты исследований, и это подкрепило мой интерес к профессии.

– После института вы попали на «КАМАЗ». Вы знали перед этим, что в родной Татарии вообще строится такое предприятие?

– Конечно, я услышал о "КАМАЗе" еще в 1970-м и осознанно распределился в Набережные Челны. После защиты диплома я беседовал с Владимиром Наумовичем Баруном (первый главный конструктор "КАМАЗа" – прим. ред) и принял решение пойти в управление главного конструктора. С Баруном, к слову, мы и в дальнейшем общались. Мне нравилось, что он всегда старался вникнуть в суть любого вопроса, для главного конструктора это очень важная черта.


1983 год. Коллектив Управления главного конструктора, руководители технических служб завода двигателей во главе с главным инженером В.А. Азаровым. Валеев – первый справа во втором ряду


– Помните ли вы свое первое задание на рабочем месте?

– Это был незабываемый опыт. В 1974-м, когда я окончил институт, "КАМАЗ" еще в полную силу не работал, поэтому стажироваться меня направили на «ВАЗ». Когда приехал, меня озадачили сходу: дали список деталей, из которых состоит автомобиль, и поручили каждую из них взвесить и зафиксировать вес в документе. В перечне было около 400 наименований. Я управился за 20 дней. Мне, конечно, немного повезло: по пути в Тольятти я познакомился со стажерами-лаборантами, и они потом позволяли мне пользоваться электронными весами. После этого мне стали поручать уже действительно серьезные задачи: дважды я готовил двигатели для сборной СССР, которая участвовала в «Туре Европы». Мы впервые подняли мощность двигателя до 110 лошадиных сил! Сейчас, может, это звучит и не слишком внушительно, но тогда было достижением.


Награды и поощрения Даниса Валеева:


- лауреат Государственной премии СССР (1991 год);

- звание «Заслуженный конструктор РФ» (1993 год);

- звание «Заслуженный работник КАМАЗа» (1999 год);

- медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год);

- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006 год);

- орден «За заслуги перед РТ» (2010 год);

- медаль«За военные заслуги» (2012 год);

- звание «Почетный гражданин г.Набережные Челны» (2012 год);

- Почетная грамота Минпромторга РФ (2012 год);

- Почетная грамота МинпромторгаРТ (2012 год);

- Благодарственное письмо Кабинета Министров РТ (2012 год);

- Почетная грамота Президента РФ (2015 год);

- Благодарность Президента РФ (2015 год);

- медаль Минобороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2016 год);

- орден «Дуслык» (2017 год);

- нагрудный знак МО РФ «За создание автомобильной техники» (2020 год);

- орден Дружбы (2023 год);

- лауреат премии Правительства РФ (2024 год).


– «КАМАЗ», наверное, предлагал конструкторам не менее достойные вызовы?

– Конечно. В 1995 году, когда мне предложили должность главного конструктора, «КАМАЗ» переживал нелегкие времена. Развал СССР, пожар на заводе двигателей, начало эпохи рыночной экономики – со всем этим нужно было учиться жить. Но я усвоил главное: конструктор всегда должен работать на опережение, видеть перспективы. Мы не можем решать только проблемы сегодняшнего дня. К примеру, уже в 1979 году мы провели сертификацию двигателя, в 1991–1992 годах разрабатывали техзадание и конструкторскую документацию на первый двигатель Р6. Все это нам понадобилось только спустя десятилетия, и мы оказались пусть не полностью, но готовы.

– Принцип работы на опережение распространялся на весь «КАМАЗ»?

– Да, мы были первыми в стране, кто разработал «Стратегию развития» компании на длительную перспективу, включив в ее состав и продуктовую политику. В этом документе мы обозначили модели автомобилей, на которых сосредоточится конструкторское звено, расписали, что понадобится для их производства. Это был пятилетний план, который мы полностью реализовали. С конвейера за это время сошли более 20 моделей грузовиков. Пришедший в 2002 году гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин поддержал такой подход, что позволило компании развиваться и дальше.

«СЛОЖНЕЕ ВСЕГО БЫЛО ЗАВОЕВАТЬ РЫНОК»

– Какую задачу из тех, что довелось решать на должности главного конструктора «КАМАЗа», вы можете назвать самой сложной?

– Наверное, это все же завоевание рынка в новых условиях. Для конструкторов в 1995-м это стало серьезным вызовом, потому что на "КАМАЗе" никогда раньше так не работали. Мы учились оценивать свои разработки через экономику, рассчитывать рентабельность автомобиля как для своего производства, так и для потребителя. Помню, тогда я поинтересовался мнением руководителя Первого автокомбината имени Краузе о нашем новом самосвале 65115. Тот попросил оставить ему машину на месяц, чтобы вынести вердикт. Через месяц нам представили огромный ворох листов с графиками – в них посуточно и посменно была дана информация о том, как отработал наш КАМАЗ. И вывод: по результатам объем перевозимого груза увеличился на 30%, что позволит в будущем получить такую-то рентабельность. В общем, машина была признана надежной. Для меня это стало примером организации работы: ее нужно выстраивать так, чтобы наши разработки были интересны покупателям, чтобы они могли получать прибыль благодаря нашим машинам.



– Есть ли у вас «любимчики» среди грузовиков, выпущенных под вашим руководством?

– Любой автомобиль – это результат многоуровневого труда. Ни один не давался легко, так что след в сердце оставил каждый. Хорошо помню тяжелый КАМАЗ-6520 - его первый прототип в 1995-м мы создали буквально за полгода. У нас тогда были огромные проблемы с финансированием, автомобиль собирали буквально по крупицам. Испытания тоже проводили на своей территории. Пожалуй, была в этом и своя романтика, ведь мы жили тогда этими разработками, окунались в них с головой. Все понимали – мы нужны как никогда раньше, от нас зависит будущее компании. Мы тогда сумели создать КАМАЗ-6520, который по характеристикам был сравним с зарубежными аналогами. Подобная история связана с каждым грузовиком.



– Что бы вы могли посоветовать молодым конструкторам сегодня?

– Всегда нужно помнить, что поиск решения – это упорная, многогранная и порой рутинная работа, которую, тем не менее, нужно довести до конца. Конструкторское задание возникает от потребности, и к нему стоит подходить, как к вызову. Да, мы должны выполнить требования заказчика и соблюсти требования безопасности, но при этом никто не говорит, что и в остальном нужно загонять себя в рамки. Решений может быть много, важно найти среди них оптимальный вариант. В этом и заключается талант конструктора.

Текст: Эльвира Галлямова

Фото: "Вести КАМАЗа" 

0
12
1655
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Я не понимаю в чём может быть снисхождение??? Присяжные белены что ли объелись...? Она совершила преступление осознанно и намеренно, какое может быть снисхождение??? Погибли ни в чём не повинные дети... а тут присяжные решили пожалеть бедную женщину, которая хладнокровно убила 7 человек. О каком правосудие может идти речь??? Если бы мужчина совершил это жуткое преступление, ни о каком снисхождении речь бы не шла, получил бы пожизненное без права на помилование...
Многодетная мать, которая сожгла свою семью, получила 13 лет колонии
15.11.2024 08:54
В лес сходите, "наказатели", там сейчас бардак валежников, "джунгли" - не пройти. Напринимали законов - ничего нельзя, потом еще оказывается детей не "заводим". Все равно люди виноваты - странные устои.
Экс-начальник отдела Госкомитета РТ по биоресурсам ответит в суде за незаконную вырубку леса
15.11.2024 08:44
Помню времена, когда Булгарпиво радовало своим качественным, вкусным напитком. Сейчас - это не мой выбор, впрочем, как и Балтика
СМИ: «Балтика» может выкупить челнинское «Булгарпиво»
15.11.2024 08:36
надо Белорусского производства брать - они понадёжнее
В конце месяца Haier откроет в Челнах завод водонагревателей
15.11.2024 08:32
Комментарии

12

Ваш комментарий
18.08.2024 22:41
Гость 578

Мне с Данисом Хадиевичом по работе приходилось сталкиваться довольно длительное время! Я хочу отметить, что КАМАЗ на самом деле в своей среде выростил настоящего Главного конструктора. Умный, начитанный, комуникабельный, всегда достигает целт

Ответить (0)
16.08.2024 08:06
Гость 10

Несменяемость руководства - вот одна из проблем отсутствия или мендленного прогресса.

Ответить (0)
15.08.2024 14:17
Гость 38

Да, простой человек, из народа. С рабочими в цеху здоровался, на улице в магазине тоже мимо не проходит.

Ответить (0)
15.08.2024 08:31
Гость 401

Где то напряглись Китайские конструктора примерно 10ти заводов)))))))

Ответить (0)
15.08.2024 08:11
Гость 827

Вот раньше конструкторы так конструкторы были, в пиджаках, ухоженные. А сейчас молодые кто в чем , не бритые, растрепанные, тьфу...

Ответить (5)
16.08.2024 12:14
Гость 652

Гость 827, скажите пиджак определяет конструктора или знания в его голове...? В пиджак можно любого балбеса одеть, только он от этого конструктором не станет... Или вы хотите с этим по спорить со мной?

16.08.2024 11:48
Гость 789

Может он и классный конструктор, только вот головки на 740 двигателе как летели, так и летят. И вообще, сравнивая надёжность двигателей европейских производителей и наших, наши явно отстают. Почему так?

15.08.2024 13:05
Гость 827

Гость 652 не совсем так, по работе общаюсь с конструкторами НТЦ, иногда очень страшно от знаний этих конструкторов. К старой гвардии вопросов нет, все четко по полочкам разложат. Понятно что сейчас в институтах толком не учат.

15.08.2024 08:54
Гость 652

А вы видимо о книге судите по обложке, а не по содержанию...?

15.08.2024 08:41
Гость 249

Точно. Что можно без пиджака сконструировать... Узнаю номенклатуру - кроме внешнего вида, стандарт которого был вбит в голову комсомолом, ничего и не важно, ведь стул надо презентабельно охранять

14.08.2024 13:15
Гость 36

яхшы егет)

Ответить (0)
Многодетная мать, которая сожгла свою семью, получила 13 лет колонии
Владелице сухогруза «Аякс» не удалось оспорить его конфискацию в суде
Пять штурманов и все заблудились: забавный случай с командой «КАМАЗ-мастер» в Ульяновске
«Челны-Хлеб» полностью перешел под контроль уфимской предпринимательницы
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть