Афанасьев Алексей Алексеевич и Башкиров Вячеслав Константинович передали в Музей КАМАЗа уникальные материалы об автокроссе грузовых автомобилей, проходившем летом 1979 года в Набережных Челнах.
Внизу положение об автокроссе.
Внизу программа автокросса.
К этим материалам Афанасьев Алексей Алексеевич приложил и свой рассказ.
Представляю его вашему вниманию.
.
«Первый лично-командный автокросс на грузовых автомобилях в Челнах… Первый и… последний!
.
В июле 1979 года в окрестностях Челнов состоялся первый автокросс на грузовых автомобилях КамАЗ.
Первоначально, согласно утверждённого комитетами ДОСААФ города и КамАЗа «Положению о первом лично – командном ралли – кроссе, посвященному 60-летию Ленинского комсомола Татарии» горожанам предлагалось двухдневное небывалое зрелище, в том числе 7 июля – парад автомобилей участников по городу, спринт и ралли «Камские зори», а 8 июля – апофеоз – автомобильный кросс!
Непосредственная подготовка соревнований возлагалась на спортивно-технический клуб «Спринтер» и СТК автосборочного завода.
Судейство соревнований осуществляла главная судейская коллегия во главе с судьей всесоюзной категории Дадаевым А.Н. (г. Рязань)
(Примечание: в ноябре 2020 года Дадаеву Аркадию Николаевичу исполняется 85 лет).
Однако, как всегда, что-то пошло не так и программа соревнований была изменена (смотри приложение выше.).
Было решено 7-8 июля 1979 года провести только первый лично – командный автокросс, посвятив его 60-летию комсомола ТАССР.
В соревнованиях приняли участие водители – испытатели управления главного конструктора КамАЗа, в том числе:
Кандидат в мастера спорта Чащин Александр, стартовый №91
Перворазрядники:
Крынкин Валерий, стартовый №89
Чернухин Владимир, стартовый №90
Третьеразрядник Мустафин И., стартовый №92
В классе ЗиЛ – 130 за команду УГК выступил кандидат в мастера спорта Николай Иванов, стартовый №93.
От спортивно-технического клуба автосборочного завода, согласно программы соревнований, были заявлены:
- кандидат в мастера спорта Филиппов Виктор, стартовый №1
перворазрядники: Кашин А., Байдак Н, стартовые номера -? *
второразрядники: Юрьев Александр, стартовый №4, Репин Н., стартовый -?
.
(Примечание.
*указанные в «программе...» стартовые номера участников не соответствовали фактическим.
Кроме того, кто-то один из участников, обозначенных (?) не принял участие в гонке! Кто и почему – тайна, скрытая временем!)
.
В последний момент прибыли спортсмены из г. Барыш, Ульяновской области, стартовавшие в классе автомобилей ЗИЛ-130- Колеганов (№118),
Николаев (№119),
а также гонщик из Новокуйбышева (№45), персональные данные которого время также стерла из моей памяти!
.
Всего в соревновании приняло участие 12 спортсменов, в том числе 8- на автомобилях КамАЗ – 5320 и 4 – на ЗиЛ – 130.
Вверху на фотографии, переданной Музею КамАЗа Станиславом Юрьевым, запечатлено построение участников за несколько минут до старта.
Перед шеренгой спортсменов стоит главный судья соревнований Дадаев А.Н.
В строю слева направо:
1. Филиппов Виктор … - первый знаменосец, идентифицированный по спортивному костюму
2. …
3. Иванов Николай
4. …
5. …
6. Юрьев Александр
7. Чащин Александр
8. …
9. …
10. …
11. Екимов Сергей*
12. Крынкин Валерий
.
(Примечание
*Здесь интрига!
В заявленном составе команд Екимов не значится!
Очевидно, он вышел на построение, «подстраховывая» вечно «задерживающегося» Володю Чернухина, которого принципиальный Дадаев мог снять с соревнования за опоздание).
.
Статус соревнований – лично-командный.
Экипаж – один водитель.
Состав команды – два автомобиля одного класса.
Участники соревнований кроме всего прочего, должны были иметь страховку на 1000 рублей, а также металлический браслет* с пластинкой, на которой гравировались ФИО, год рождения спортсмена, группа крови и резус фактор.
.
(Примечание.
*металлический браслет по тем временам – фишка автогонщика, повод покрасоваться перед девушками).
.
Спортсмены выступали на серийно выпускаемых автомобилях КамАЗ – 5320 и ЗиЛ – 130, с небольшими доработками, которые должны были отвечать техническим требованиям Федерации автоспорта СССР.
Допускалось применение различных средств, повышающих проходимость автомобилей, в частности «браслеты» на ведущих колёсах, «вездеходные» шины большего размера, дополнительные амортизаторы и фары.
Для сохранения жизненного пространства для гонщика при опрокидывании автомобиля, за кабиной в платформе, устанавливалась предохранительная дуга, не допускающая смятия кабины «в лепёшку».
Для ликвидации возможного возгорания автомобили комплектовались двумя огнетушителями.
Трасса соревновании представляла собой замкнутое кольцо на пересечённой местности, с бродами и трамплинами, общей протяженностью 45 км.
Длина одного круга составляла 3 км.
На трассе находились члены судейской коллегии, которые фиксировали количество пройдённых участниками кругов, прохождения габаритных ворот, оценивали техническое состояние автомобилей и технику вождения.
Несоблюдения установленных требований могло повлечь снятие гонщика с дистанции.
(Примечание.
В последнем заезде, за пару-тройку кругов до финиша автомобиля Александра Чащина (№91), после очередного прыжка на трамплине, произошёл сход со ступицы переднего левого колеса, при этом автомобиль продолжил гонку!
Я, как председатель технической комиссии, должен был снять его с соревнований по причине технической неисправности!
Но, учитывая резко возросшей эмоциональное возбуждение зрителей – болельщиков, а также то, что автомобиль сохранил управляемость (а значит, был относительно безопасен для зрителей), я этого не сделал!
Грешен!
Каюсь!
Однако, главный судья был начеку и по «матюгальнику» потребовал от меня немедленно снять Чащина дистанции.
Но пока я имитировал выброс красного флага, Александр благополучно финишировал в заезде, завоевав третье место в личном зачёте и первое – в командном!)
.
Более драматично завершились соревнования для Александра Юрьева (№4).
Его КамАЗ тоже не выдержал запредельных нагрузок и во втором заезде, он, что называется «растележился»: из-за обрыва правой цапфы среднего моста «потерял» оба колеса с тормозным барабаном, ступицей и полуосью в сборе.
Во избежание заклинивания редуктора моста из-за утечки масла, Александр вынужден был прекратить гонку.
По результатам соревнований и в личном, и в командном зачёте первое место и весь пьедестал почёта заняли гонщики УГК – Крынкин Валерий, Чернухин Владимир, Чащин Александр!
Западная мода обливаться шампанским ещё не добралась до советских спортсменов, поэтому они скромно отмечали свою победу, демонстрируя зрителям почётные грамоты и завоеванные призы!
За первое место стильный и дефицитнейший транзисторный радиоприемник рижского радиозавода «ВЭФ», стоимостью аж 93 рубля!*
.
(*Справка: Оклад бескатегорийного инженера – конструктора в 1979 году составлял 115 рублей).
.
За 2-е место – предположительно – электробритва!
За третье – самовар!
Судя по фото наверху – на углях!
.
(Примечание.
Осталось загадкой – почему камазовцы выступали в, что называется, «гражданской» форме одежды, при наличии на заводе фирменных «комбезов» из джинсы, которые до настоящего времени используются в постановочных фото?)
.
И к вопросу о дате «рождения« гоночной команды на КамАЗе!
По моему мнению, ради исторической справедливости, воздания должного тем камазовским «хиппарям» - энтузиастам, рэперной вешкой в родословной заводского автоспорта следует считать 9 мая 1976 года, когда впервые спортсмены УГК КамАЗа приняли участие во Всесоюзном автокроссе, посвящённом Дню Победы, в городе Рязани.
.
Не их вина, что в то время ни на КамАЗе, ни в Татарии, не появился Мессия автоспорта, обладающий мощной харизмой, с необходимыми административными и финансовыми ресурсами, личной заинтересованностью в создании прообраза нынешней «Синей армады», какими в последующем явились гендиректор КамАЗа Бех Н. И., директор НТЦ, «страстный и энергичный» Якубов С. С. , глава администрации Высокогорского района РТ Минниханов Р. Н.
.
Стоит сказать, что первый камазовский автокросс в Набережных Челнах оказался и последним.
Ибо после критической статьи в газете «Правда» в 1980 году «Почему грузовики летают?» автомобильный кросс на грузовых автомобилях в СССР канул в Лету.
А до африканского дебюта КамАЗов оставалось ещё долгих 10 лет…»
.
Ранее выложенный материал по данной теме здесь -
https://vestikamaza.ru/posts/dariteli-muzeya-kamaza-stanislav-aleksandrovich-yuriev