КАМАЗ – это не только история становления и развития флагмана отечественного автомобилестроения. КАМАЗ – это история овладения Человеком пространства, времени и стихии. КАМАЗ сегодня, спустя 50 лет после начала строительства, ещё не оценен по своей значимости. И, наряду со знанием моделей и модификаций камских автомобилей важно помнить и о людях, которые создавали КАМАЗ, строили новый город, мечтали и летали в прямом смысле слова.
История появления дельтапланов на КАМАЗе связана с именем Кулакова Александра Тихоновича.
После окончания Куйбышевского авиационного института в 1974 году Александр Тихонович стал работать в аэропорту «Бегишево» сначала инженером ОТК, а затем начальником смены аэропорта. Именно он объединил ребят для полётов на дельтаплане.
Первый дельтаплан был изготовлен из дюралевых поручней автобуса ЛАЗ, которые были обтянуты перкалью – специальной тканью для крыла. Площадь крыла первого дельтаплана составляла 16 квадратных метров.
Дельтаплан мог подниматься на высоту до 30 метров. Первые полёты проходили в районе деревни Бегишево. Зимой, чтобы разогнаться, дельтапланеристы использовали лыжи. Когда дельтаплан набирал высоту, лыжи сбрасывали с валенок. Это видно внизу на фотографии.
Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 10 апреля 1976 года, рассказывающая о первых дельтапланеристах КАМАЗа.
На фотографии Кулаков Александр Тихонович даёт интервью корреспонденту газеты. 1976 год.
В 1976 году в команду дельтапланеристов входили Левин Иван, Бойко Анатолий, Демьянов Владимир, Дергунов Петр, Комаров Александр, Буч Вилли.
Полёты в районе деревни Бегишево. 22 марта 1976 года
Полёты в районе деревни Бегишево. 22 марта 1976 года
Слева направо: 2.Бойко Анатолий. 3. … 4.Буч Вилли. 5. … 6. Дергунов Пётр.
В 1977 году Кулаков Александр Тихонович переходит работать на завод двигателей инженером-технологом. И в период с 1978 по 1979 годы формирует новую команду, куда входили Аюкин Зульфат Ахатович, Еремин Пётр Семёнович (он, кстати, позднее в 1990-х годах собрал дельтаплан и открыл фирму по авиахимобработке полей), Амеров Махир-оглы, Маракин Валерий Александрович.
В это время появился новый дельтаплан, для изготовления которого уже использовали шесты для прыжков и новую ткань – болонь. Площадь крыла была увеличена до 29 квадратных метров. Камазовские дельтапланеристы стали совершать полёты в районе деревни Верхние Пинячи Заинского района. Новый дельтаплан мог подниматься на высоту до 100 метров и находиться в воздухе до 2 часов.
С 1980 года руководителем клуба дельтапланеристов КАМАЗа стал Маракин Валерий Александрович.
Дельтапланеристы получили поддержку ДОСААФ, стали выезжать на соревнования, принимать участие в различных спортивных праздниках, привлекать к полётам школьников. В 1980-х годах увеличилось количество дельтапланов. Можно сказать, что на КАМАЗе в то время базировалась целая эскадрилья этих летательных аппаратов.
Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 17 февраля 1983 года.
Внизу фотографии Вячеслава Бурнышева, опубликованные в газете «Рабочий КАМАЗа» от 4 июня 1987 года.
В 1990-х годах Маракин В.А. пытался заниматься бизнесом, осуществляя услуги по организации полётов на дельтапланах. Даже в начале нулевых в Набережных Челнах можно было увидеть в небе мотодельтаплан Валерия Александровича.
Фото: музей КАМАЗа
как представлю приземление, чем торможение осуществлялось?
Ответить (1)Да все просто,сброс оборотов двигателя и отдачи трапеции от себя.