Пока город готовится к публичным слушаниям нового генплана на 2023-2043 годы, в Набережночелнинской картинной галерее открылась выставка «Дизайн городской среды Набережных Челнов 1970–1980 годов». Участники грантового проекта, получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив, создали каталог работ художников, работавших над эстетической средой молодого автограда.
ДИЗАЙНЕРЫ КОМСОМОЛЬСКОЙ СТРОЙКИ
В 1970-годы магазины, школы и кафе, посаженные посреди непролазной грязи, но украшенные мозаикой и витражами, по-настоящему радовали строителей и камазовцев - вдохновляли и укрепляли веру в будущее молодого города. По словам автора проекта «Дизайн городской среды Набережных Челнов 1970–1980-х годов» - завотделом городской картинной галереи Елены Паршиковой, для многих молодых художников и архитекторов выставленные в экспозиции работы стали первыми масштабными профессиональными задачами. Качество и идеологию этих творений контролировал Художественный фонд при Союзе художников, и большинство из них до сих пор соответствуют духу времени, считает Паршикова.
«При строительстве объектов доля средств закладывалась на их художественное оформление, - вспоминает народный художник РТ Виктор Анютин, – Эти деньги шли авторам. Сначала экспертная комиссия оценивала эскизы, затем принимала уже готовый заказ. Если исполнение не соответствовало требуемому уровню, художник дорабатывал дизайн. Каждый из нас тоже участвовал в работе экспертного совета – мы оценивали работы коллег из Нижнекамска и Казани. Художники украшали не только фасады и интерьеры социально-культурных объектов, они приложили руку и к оформлению детсадов и школ».
В электронном каталоге, фрагменты которого представлены на выставке Набережночелнинской картинной галереи, можно ознакомиться с работами 17 авторов. В первую очередь это скульпторы, проектировщики, художники – в общей сложности над оформлением зданий и помещений трудились более ста мастеров. Многие из них поныне работают в нашем городе, и сегодня, посетив выставку, уже состоявшиеся деятели культуры искренне радуются встрече с интерьерами своей молодости.
Выставку можно посетить до 30 октября, в ее рамках запланированы творческие встречи начинающих художников с мэтрами. Работа же над электронным каталогом, открывающим забытые страницы истории Челнов, будет продолжена.
БАТИК ДЛЯ ИНТЕРКЛУБА
Экспозиция проекта составлена не без участия Музея "КАМАЗа", поскольку строящийся автогигант финансировал оформление весьма обширного перечня зданий в Челнах. В музее даже сохранился любопытный документ «Местные нормы на художественно-оформительские работы, утвержденные руководством и профкомом «КамАЗа» в 1973 году». Оплачивались дизайнерские находки щедро, и некоторые из них, сделанных на площадке автогиганта, все еще можно оценить.
Так, одним из модных тусовочных мест в 1980-е годы был Дом дружбы, известный как Интерклуб. Согласно сохранившимся документам, только за 1981 год его посетили более 6 тыс. иностранных специалистов. Работники Интерклуба делали все возможное, чтобы командированные из-за рубежа чувствовали себя в Набережных Челнах как дома. Здесь был свой читальный зал, в котором вели лекции камазовские активисты общества «Знание», уютный кинозал, небольшое кафе. Часть помещений оформлял Хамза Шарипов.
«Первый заказ поступил на роспись батиков для бара на полотне площадью 42 квадратных метра, - вспоминает Шарипов, - Важно было создать атмосферу праздника и уюта, добиться уникальности площадки. Я решил, что это будет сказочный лес, и замысел пришелся по душе заказчику. Художественный фонд его тоже одобрил. Через год поступил еще один заказ на батик в том же помещении. На втором полотне выросли яркие домики с орнаментом. Третий заказ - для танцевального зала - я назвал «светомузыка», на нем были отражены цветные всполохи».
Позже Шарипов расписывал батик и для актового зала автомобильного завода – это был уникальный орнамент татарской мозаики из кожи, но от него сохранились только фотографии. Батик в АвЗ заменили после ремонта актового зала, а в помещение интерклуба со временем заселился театр «Мастеровые».
Заслуженный деятель искусств Хамза Шарипов не только оформлял «КАМАЗ», но и читал лекции заводчанам
ЗАВОДСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
В гостинице «КАМАЗ», где в те годы жили как иностранцы, так и командированные со всех концов СССР, можно было увидеть деревянное панно, созданное Виктором Крайниковым. Перед художником стояла задача оформить холлы так, чтобы они ненавязчиво напоминали о цели пребывания на «КАМАЗе». Панно Крайникова называется «Ритмы машиностроения». В нем просматривались элементы механизма - быть может даже вечного двигателя, идея которого в 1970-е была очень популярна. Композиция тоже сохранилась лишь на фотографиях, потому что с тех пор гостиница неоднократно перестраивалась.
«Ритмы машиностроения» Виктора Крайникова
Зато на долгие годы украсил здание НТЦ "КАМАЗа" витраж работы Вячеслава Зорина, созданный уже в начале 1990-х. Заказ окон-картин для лестничных пролетов НТЦ стал для художника первым. Зорин заполнил оконные проемы геометрическими фигурами, в которых угадываются чертежные инструменты - линейки, угольники, транспортиры, - и угадал со стилистикой.
«Сразу после приемки витража в НТЦ я получил от руководства «КАМАЗа» заказ на более масштабную работу – витраж в столовой АБК-211 кузнечного завода, – вспоминает автор, – На создание абстрактной композиции меня вдохновило время перемен. Яркий цветовой рисунок должен был радовать глаз заводчан, пришедших пообедать из производственных корпусов».
Работу Зорина оценили не только заводчане, но и коллеги, тут же принявшие его в Союз художников, и новые заказчики из других городов. Со временем витраж на кузнечном заводе по большей части был заменен обычным стеклом, но небольшой фрагмент рисунка сохранился поныне.
Витраж в здании НТЦ работы Вячеслава Зорина
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин, Александр Авдейчик
У меня в памяти витраж в детском саду №102 "Курочка Ряба", тоже на лестничном пролёте. В красно-оранжевых тонах застыла вечная золотая осень, и в холодную зимнюю стужу и в знойное лето.
Ответить (0)Я помню первое впечатление от красочных батиков в Интерклубе! Здорово, что так профессионально был организован отбор художественных решений, стимулировались дизайнеры и художники. Сейчас даже домА в городе выкрашены бестолково. Архитекторы в городе только и умеют, что втыкать новые дома внутри кварталов и портить задумки соратников Рубаненко.
Ответить (0)Дааа, оформление конечно классное! Особенно витражи
Ответить (0)Витражи в НТЦ бесконечно радуют глаз. А как лучи солнца проникают сквозь них... Это прекрасно.
Ответить (0)