Уже не раз писал в блоге о выборе площадки для строительства КАМАЗа и о том, почему именно Набережные Челны выбрали этим местом строительства Камского автозавода.
Подробно писал об этом здесь - https://vestikamaza.ru/posts/k-voprosu-o-vybore-ploschadki-dlya-stroitelstva-kamaza
Но вновь и вновь слышу пересказы, что главным конкурентом появления КАМАЗа в Набережных Челнах был именно Красноярский край.
При этом все ссылаются на Табеева Ф.А. – первого секретаря Татарского обкома КПСС, который в книге Я. Шафикова так и говорит «В конце концов методом сравнительного анализа оставили два региона – Красноярский край и Татарию. Строительство крупного автостроительного комплекса в Сибири поддерживал председатель Госплана СССР Н.Байбаков».
Не спорю, Сибирь рассматривалась в качестве одной из площадок.
В Музее КАМАЗа хранится интересный документ, кратко обосновывающий строительство Сибирского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей.
Но Красноярск в документе упоминается лишь, как в сочетании с прицепным заводом и только…
.
Если вы хотите посмотреть, кто был основным конкурентом Набережных Челнов в споре за строительство КАМАЗа перейдите по вышеуказанным ссылкам.
.
А сегодня хотел бы вернуться к Красноярскому краю.
Что же там хотели строить и что построили в итоге?
.
В конце 1960-х годов принятое решение о строительстве КАМАЗа потребовало серьезной реконструкции и расширения 40 с лишним заводов и строительства 30 новых предприятий в СССР (!).
Другими словами КАМАЗ дал новую жизнь уже существующим заводам и, благодаря КАМАЗу, были созданы десятки тысяч новых рабочих мест!
КАМАЗ – большой национальный проект, привел в движение огромное количество людей по всей стране, повёл за собой десятки предприятий Советского Союза
Среди них были Ставропольский и Красноярский заводы автоприцепов, Нефтекамский завод автосамосвалов, Борисовский завод Автогидроусилитель, Ярославский завод дизельной аппаратуры и многие-многие другие.
.
Совет Министров СССР распоряжением от 27 апреля 1970 года № 790 принял предложение Госплана СССР и Министерства автомобильной промышленности СССР о строительстве в 1970-1974 годах в районе восточнее Красноярска (Емельяновский район, посёлок Терентьево) завода по производству тракторных и автомобильных прицепов и полуприцепов мощностью 100 000 штук в год.
Планировалось, что наряду со строительством завода будет построен и современный город на 50 000 человек (сегодня это город Сосновоборск).
Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 19 августа.1970 № 238 завод был переименован в Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов Главного управления по производству специализированного автомобильного транспорта.
Подробнее историческая летопись Красноярского завода здесь -
http://sibindustry.ru/firm.asp?prm=9429&tabindex=1
Вот такие названия носил завод в разное время:
Красноярский завод автомобильных прицепов (1976 -1990),
Сосновоборский машиностроительный завод (1990 - 1991),
ЗАО «БЕСОТРАЛ» (1991-2001),
Красноярский завод прицепной техники (2001- 2009).
.
Примечательно, что во второй половине 1980-х годов Красноярский завод автомобильных прицепов Министерство автомобильной промышленности хотело включить в состав Производственного объединения «КАМАЗ».
Но Татарский обком КПСС выступил против этого предложения.
Посмотрите черновики писем Усманова Гумера Исмагиловича – первого секретаря Татарского обкома КПСС (1982-1989) Пугину Николаю Андреевичу – министру автомобильной промышленности СССР (1986-1988).
Эти документы передал в Музей КАМАЗа Курдин Пётр Геннадьевич.
В пору расцвета в 1985 году на Красноярском заводе автомобильных прицепов работало 11 000 человек.
Сегодня этого завода нет.
поторопились, аж 21 января уже...
Ответить (0)Черновой вариант письма Министру готовился на КамАЗе в службах Зам.ген.директора по кап.стр.Геркена Виктора Вениаминовича ,Зам.ген.директора по экономике и планированию Нижника Петра Брониславовича ,а также технической дирекции, которую в тот период возглавлял и.о. Технич.директора Погожих Василий Алексеевич. После этого КамАЗовский вариант с визами Ген.директора \n КамАЗа ,его Замов переформатировался в лаконичный обкомовский вариант в курирующем КамАЗ отделе оборонной промышленности в кабинете куратора КамАЗа (кабинет 712, куратор -Курдин Пётр Геннадьевич),затем в кабинете Зав.отделом оборонной промышленности Киреева Назира Талиповича при участии Зам.зав.отдела Черпалюка Сергея Аркадьевича ,Курдина П.Г.,представителей КамАЗа отрабатывался нужный вариант письма. Письмо визировал курирующий секретарь Обкома КПСС Родыгин Аркадий Андреевич. Как секретарь парткома КамАЗа в 70-е годы он знал и понимал проблемы Объединения очень глубоко. Подписывал письмо Первый секретарь ОК КПСС Усманов Гумер Исмагилович ,он в качестве Председателя Совмина ТАССР участвовал в закладке первого символического блока в Набережных Челнах в далёком 1969 году.Я так подробно описываю эту грань деятельности Татарского обкома КПСС,чтобы было понятно почему ЖИВ,ДЕЙСТВУЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ мой родной КамАЗ ,а не канул в ЛЕТУ как многие другие (смотри выше) -курдин пётр 21.01 2020 г.
Ответить (0)