Крупнейшие российские автопроизводители «КАМАЗ» и «АвтоВАЗ» с одобрением высказались об инициативе минпромторга РФ ежегодно индексировать ставки утилизационного сбора, который должен оградить рынок от засилья китайских автомобилей. Согласно проекту министерства, к 2030 году коэффициенты ставок должны вырасти для некоторых видов техники примерно в два раза.
РОСТ В ДВА РАЗА ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ
Утилизационный сбор за проданные в России автомобили, который в 2012 году был расширен на импортеров, правительство страны рассчитывает сделать индексируемым. По плану, размер утильсбора будет повышаться ежегодно, пока в течение ближайших шести лет и только для производителей, выпускающих технику в России и Беларуси. При этом размер экологического сбора будет зависеть от объемов выпуска – в первую очередь эта дифференциация коснется производителей спецтехники.
Сейчас размер утильсбора отталкивается от базовой ставки 20 тыс. рублей для легкового транспорта и 150 тыс. рублей – для остального. Конкретная сумма зависит от года выпуска машины и объема ее двигателя – эти параметры определяет коэффициент, который, как правило, понижает базовую ставку. К примеру, сошедший с конвейера автомобиль с гибридным двигателем объемом до 3 тыс. см³ имеет коэффициент 0,17, а размер утильсбора 3,4 тыс. рублей.
Планы правительства отражены в разработанной минпромторгом РФ концепции, с которой удалось ознакомиться РБК. Согласно документу, к 2030 году коэффициенты утильсбора должны достичь следующих параметров:
- для ТС с электромоторами или гибридными двигателями коэффициент вырастет с нынешнего значения 1,63 до 58,62
- для ТС с рабочим объемом двигателя 1-2 тыс. см³ - коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62
- для ТС с объемом двигателя 3-3,5 тыс. см³ - с 89,73 до 189,17
- для ТС с объемом двигателя свыше 3,5 тыс. см³ - с 114,26 до 240,89
- для ТС массой 12-20 т - с 9,57 до 16,96
- для седельных тягачей массой 12–20 т - с 16,39 до 29,03
- для электробусов - с 17 до 30,2
- для полуприцепов - с 7,4 до 15,6.
Для тех категорий отечественной спецтехники, доля которой на внутреннем рынке пока невелика, индексация может быть отложена до тех пор, пока эта доля не превысит 50% рынка. Одновременно предполагается государственная поддержка производителей этих линеек через специальные инвестиционные контракты, чтобы объем их производства и продаж рос. Предположительно, первые из таких производителей смогут присоединиться к общим условиям утильсбора уже в 2026 году.
В любом случае, однако, все инициативы будут еще обсуждаться с экспертами отрасли и игроками рынка. Строители, к примеру, уже дали свою общую оценку всему проекту - они полагают, что повышение утильсбора приведет к удорожанию импортной спецтехники и, как следствие, самих строительных работ. Отечественными аналогами быстро заменить их не получится: сегодня поставок отдельных видов российской спецтехники приходится ждать по полгода, а некоторых видов – в частности, дорожных катков, - на рынке просто нет.
«КАМАЗ» И «АВТОВАЗ» - ЗА
Что касается самих автопроизводителей, то о необходимости наращивать размер экологического сбора ключевые российские игроки тоже высказывались категорически, но только наоборот. В частности, на июньских парламентских слушаниях о неэффективности этой функции заявлял президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов. Он указывал, что, в частности, китайский автопром, способный обеспечить себе рентабельность объемами производства, может продавать в России автомобили со скидками, которые перекрывают экологический сбор в разы. Это позволяет иностранцам не заниматься локализацией своей техники в России всерьез.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин на том же заседании поддержал коллегу и добавил, что, когда иностранцы заходили в РФ с производствами, они обязались постепенно повышать уровень локализации, однако со временем эти намерения ослабли, а эффективных штрафных санкций за отказ от глубокой локализации так и не появилось. Изначально полагалось, что стимулом для варягов станет именно утильсбор – чем больше компонентов автомобиля производится в России, тем ближе компания к получению той же компенсации, что доступна отечественному производителю. Однако под влиянием инфляции сами суммы утратили свою стимулирующую роль. В июне председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов заявил, что правительство занимается вопросом поэтапного роста утильсбора, проект которого и готовится представить теперь минпромторг.
Добавим также: и «КАМАЗ», и «АвтоВАЗ» уже заявили о том, что поддерживают инициативу индексации утильсбора в том виде, в котором ее разработало министерство. «Она будет способствовать развитию высоколокализованных производств в России и привлечению новых инвестиций в отрасль», - резюмирует пресс-служба "КАМАЗа". По мнению же самих авторов проекта, индексация позволит учесть интересы как производителей, так и потребителей техники, поскольку на ценники отечественных брендов она не повлияет.
Ставки утильсбора время от времени менялись, в последний раз – год назад, и корректировки тогда касались среди прочего некоторых видов спецтехники. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова, прошлогоднее повышение никак не отразилось на стоимости отечественных автомобилей для строительства и ремонта дорог, поскольку расходы автопрому компенсируются разными программами господдержки. В то же время рост ставок позволил довести продажи новых отечественных автомобилей до половины всего объема реализации в России, при том, что и сам рынок за год вырос на 60% до 1,3 млн единиц.
В первом полугодии этого года динамика рынка снова положительна, с ростом на 63% (844 тыс. машин). Продажи российских автомобилей выросли в этом году на 35%, однако этого, как считают в минпромторге, недостаточно, поскольку по доле рынка отечественный автопром опять отстал, реализовав лишь 44% от всех проданных в стране автомобилей. Между тем, федеральная стратегия развития автопрома обязывает довести продажи отечественной техники к 2030 году до 80% рынка, а конкретно строительной – до 50%. Объем производства постепенно растет: в прошлом году – на 16%, в минувшем полугодии – в полтора раза, однако эти машины нужно еще продавать, чему и должно, по мысли правительства, способствовать повышение утильсбора.
Фото: avtotema.mediasalt.ru, council.gov.ru
автоваз поднимет цены...
Ответить (0)Надеюсь они понимают что делают. Ведь история уже полна похожими событиями. Взять только Детройт, город который постиг экономический упадок.
Ответить (0)Тут прослеживаются 2 тенденции: 1- автопром/перевозки и все товары подорожают и ухудшаться в качестве 2- СВО надолго Всем спасибо
Ответить (0)Это регулирование рынка, направленное в сторону увеличения ВВП в стране. Действительно, вместо локализации импортных производств в России мы получаем только импорт готовой техники - а это снижение ВВП в собственной стране.
Ответить (0)За всё платит - потребитель!!!
Ответить (1)Все для блага народа и страны. Вы просто не понимаете важность текущего момента. Сейчас главное- выстоять под натиском империалистов.
А страдать будет конечный потребитель, как всегда!
Ответить (0)