Какой он, автомобиль будущего? Когда на дорогах появятся беспилотники? И, наконец, не оставят ли нас роботы без рабочих мест? Эти и другие вопросы затронул в Техколледже им. В.Д. Поташова директор Центра цифровой трансформации Эльдар Шавалиев.
Он выступил с лекцией «Цифровизация автомобиля. Как технологии меняют автомобильный мир» перед студентами второго курса. Кому как не им, будущим наладчикам станков и техникам автоматизации производства, предстоит участвовать в создании машин, которые ещё сегодня многим кажутся фантастикой?
Шаг к появлению автономных автомобилей уже сделан – круиз-контроль позволил убрать ногу с педали. Затем, поэтапно, человек сможет убрать руки с руля, отвести глаза от дороги, полностью предоставить управление автомобилю и – вообще не находиться в машине. На «КАМАЗе» всё это – не перспектива далёкого будущего, а реализованный проект. Беспилотник «Шатл», не имеющий ни руля, ни педалей, продемонстрировал свои возможности в Казани в 2018 году: проехал по специально подготовленной трассе вдоль Казанки. Вот только законодательство пока не разрешает вывести автономные машины на дороги общего пользования. Ориентировочно это может произойти к 2030 году.
Искусственный интеллект позволяет не только следовать маршруту. «Умные» автомобили контролируют расход топлива, нагрузку на ось, соблюдение водителем режимов сна и отдыха, могут рекомендовать лучшие заправки и даже предсказывать возможные неисправности и поломки.
Большие перемены происходят и на заводе. Так, прежде чем пойти в производство, технологические процессы моделируются на компьютере. Это даёт возможность исправить выявленные ошибки заранее, в цифровой модели, и сэкономить время и деньги. В качестве иллюстрации спикер привёл видео смоделированной операции сборки и установки кабины на К5.
Эдуард Шавалиев рассказал ребятам о масштабных переменах в автомобилестроении
Меняют производство и роботы. Если сегодня на 10 тысяч сотрудников приходится 23 роботизированных комплекса, то к 2025 году будет уже 402 робота, а к 2030-му – 660. Интересно, что перспектива потери работы из-за роботов напугала даже не студентов, а их преподавателей: «Что же тогда останется человеку на производстве?» – интересовались они. Действительно, рутинные операции отойдут роботам, а на заводах будет востребован квалифицированный персонал, обслуживающий эти самые комплексы, пишущий для них программы. «Большой потенциал в этом плане, в частности, у профессии наладчика ЧПУ», – уверен Эльдар Шавалиев. А в последнюю очередь роботы появятся на конвейерной сборке. В операциях, связанных с мелкой моторикой, человека им пока не превзойти. Так что и на долю слесарей МСР работы будет достаточно. И уж, конечно, искусственному интеллекту не заменить людей в умении находить решение самых разнообразных проблем, организоваться, договариваться, учитывать взаимные интересы.
Учащиеся образовательного центра «Сириус» на аналогичной лекции в Сочи задавали общие вопросы по экологии и конкуренции с Илоном Маском. А студентов Техколледжа волновали конкретные вещи, связанные с их будущей работой
Татьяна ИВАНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН