Избавиться от лишних запасов, по-новому использовать систему SAP, переорганизовать склады, которые модернизированы пока лишь на 45% - такими обозначил цели будущего года директор логистического центра "КАМАЗа" Евгений Архипов в интервью "Вестям КАМАЗа".
«ПОДХОДЫ К SAP ТРЕБУЮТ ПЕРЕЗАГРУЗКИ»
- Евгений Юрьевич, какие вызовы стоят сегодня перед логистическим центром?
– Наше подразделение существует 15 лет, и сегодня мы подошли к рубежу, когда использование системы SAP, лежащей в основе производственной логистики, требует перезагрузки подходов. На кузнечном заводе пилотный проект уже запущен: мы рассчитываем, что внутрицеховое планирование позволит найти новый алгоритм загрузки оборудования. Он должен учитывать стойкость оснастки, тайминг операций и транспортировки комплектующих. Результатом должен стать прирост эффективности производства и плавный ритм загрузки главного конвейера. В этом году на агрегатном производстве автомобильного завода уже был реализован проект автоматического планирования, и он позволил снизить пиковые нагрузки на работников склада, повысить производительность труда и сократить оперативные запасы деталей.
– Как именно изменились логистические потоки на АвЗ? И нельзя ли определить рост эффективности процессов в понятных величинах?
– На конвейере больше нет простоев, а время ожидания комплектующих сократилось вдвое. Чтобы этого добиться, мы изменили планирование поставок некоторой номенклатуры с ПРЗ – это позволило сократить их сроки и исключить потери при транспортировке. К примеру, раньше 61 позиция доставлялась автотранспортом и проходила через центральный склад. Теперь эти детали уходят по ПТК сразу в межконвейерную зону, где комплектуются товарные корзины. Кроме того, сейчас мы меняем металлическую оборотную тару на пластиковую и специализированную – она обеспечит сохранность качества. Активнее заработали и автопоезда, вывозящие комплектующие, в том числе со складов центра внешней логистики.
Логистический центр "КАМАЗа"
2007 год, 28 ноября - вышел приказ генерального директора «КАМАЗа» о создании департамента логистики
2008 год - создано автотранспортное производство, закреплена функция управления тарой. На «КАМАЗе» стартовало внедрение SAP
2009 год - централизован весь автотранспорт на заводах «КАМАЗа», за ЛЦ закреплены склады на автосборочном производстве АвЗ
2009 год, 16 октября - разыгран первый кубок «КАМАЗа» среди водителей автотранспорта
2014 год – стартовала модернизация 40% складских помещений под управлением ЛЦ. Созданы новые склады на АвЗ, ПРЗ и заводе двигателей. Процесс был завершен в 2021 году
2016 год - в логистическом центре появилась новая профессия – оператор логистических работ
2017 год - начались поставки продукции со складов с применением электронной подписи
2019 год, сентябрь - запущены в эксплуатацию беспилотные роботы-автопоезда на АвЗ и заводе двигателей
2020 год - внедряется схема прямых поставок продукции от сторонних подразделений на склады ЛЦ
2022 год, март - за ЛЦ закреплено планирование процессов кузнечного завода
2022 год - внедрена автоматизированная система управления транспортом.
– Изменения внешнеэкономической ситуации как-то отразились на логистике компании?
– Нам пришлось оперативно пересмотреть все логистические цепочки, подходы к формированию запасов, планированию. Коллектив сориентировался быстро, но ситуация подтолкнула нас к поиску отечественной цифровой системы управления.
«ГЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СТАЛА СДЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА»
– В логистическом центре из года в год растет производительность труда. Как вы мотивируете коллектив?
– У нас заработала система стимулирования персонала, главным инструментом которой стала сдельная оплата труда. Поскольку над решением общих задач трудится большой штат сотрудников, очень важно отслеживать персональный вклад каждого, и сейчас мы переводим этот процесс на автоматизированные рельсы. Кроме того, на производительность труда и уровень зарплаты положительно повлияла передача логистическому центру новых функций – в частности, распаковка комплектующих. В рабочем режиме мы улучшаем эргономику рабочих мест для слесарей-механосборщиков ГСК, тестируем новые виды грузоносителей. Условия труда в принципе не уходят из зоны повышенного внимания – мы контролируем уровень освещенности в помещениях, следим за организацией рабочих мест. Это важная составляющая мотивации сотрудников.
Логистический центр в цифрах:
- более 2500 работников
- около 100 тыс. кв. метров складских площадей
- более 600 единиц техники, в том числе грузовой
- более 100 тыс. наименований поставляемых на ГСК деталей.
– Какие задачи поставлены перед логистами на будущий год?
– Акцент будет сделан на управление запасами незавершенного производства. Пока их уровень выше оптимального – то есть необходимого для непрерывного производства. Автоматизация процессов планирования будет расширяться и впредь, простои будем сокращать и особое внимание уделим модернизации складов. За 15 лет работы логистического центра из 100 тысяч квадратных метров складских площадей модернизированы были только 45%. Чтобы использовать площади эффективнее, нужно наращивать склад не вширь, а вверх, этаж за этажом. Важно также повысить загрузку каждого транспортного средства.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин