Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» ‒ директор НТЦ Евгений Макаров уже во второй раз стал лауреатом республиканского конкурса «Руководитель года». По итогам 2020 года – в номинации «За цифровую трансформацию предприятия», в 2015 году – «За достижения в инновационной деятельности». О том, какие задачи стоят перед главным конструктором, какими решениями он гордится, о перспективных проектах и кадровом вопросе узнали корреспонденты «Вестей КАМАЗа».
– Евгений Геннадьевич, поздравляем с наградой «Руководитель года-2020»! Расскажите, какими качествами должен обладать современный успешный руководитель?
– Спасибо за поздравление. Мир постоянно меняется, он динамичен, и привычные методы, если придерживаться только их, могут привести к некоторой стагнации. Нужно уметь быстро менять и себя, и своих сотрудников. И важно умение выстраивать отношения так, чтобы коллектив стал целостной командой. Надо уметь слышать советы своих же сотрудников, учитывать их мнение, уметь извлекать дополнительную информацию. Я надеюсь, что умею слушать и принимать правильные решения.
– Награду вы получили в номинации «За цифровую трансформацию предприятия». Что конкретно было представлено на конкурс?
– В НТЦ реализуется большое количество проектов, и каждый из них уникален и интересен. В 2020 году акцентом были автомобили К5, и ещё мы сформировали оригинальное построение структуры состава автомобиля, которое назвали «модульное построение состава». Система управления составами работает в зависимости от тех или иных опций и автоматизированно конфигурируется в автомобиль согласно выбранным параметрам.
– Какими разработками гордитесь лично вы?
– Как раз эта структура далась непросто, за ней стоит огромная работа в целом всего коллектива НТЦ. На базе модульных структур сформированы составы автомобилей поколений К4 и К5. Наверное, эти проекты более значимы для меня. Поколение К5 замышлялось как подключенный к общей системе автомобиль. Мы можем отслеживать, какие проблемы возникают с машиной, и своевременно предупреждать владельцев о необходимости посетить сервисный центр. Мы разработали программный модуль, который может провести оценку качества вождения и подсказать водителю, как он должен действовать, чтобы снизить расход топлива. Наши клиенты позитивно отзываются о работе этой системы. На тестовом маршруте Набережные Челны – Казань КАМАЗ-54901 при полной загрузке расходует 26 литров топлива на 100 км. Это достаточно хороший показатель, и мы в числе лидеров.
Сейчас самосвалы поколения К5 проходят тестовую подконтрольную эксплуатацию, а затем поступят в серию
– Блок развития и в частности НТЦ – это мозг компании. Всегда интересно, как создаются современные конкурентоспособные автомобили.
– Автомобиль сам по себе не несёт никакой ценности. Ценность несёт та работа, которую он выполняет. Поэтому нужно понять, для чего автомобиль, для какого клиента. Для этого изучаются тенденции на рынке, имеющиеся требования к автомобилям. Создавая К5, мы ориентировались на снижение расхода топлива, увеличение межсервисного интервала до 120 тыс. км пробега, на безопасность транспортных средств. А остальное – это рутинная работа.
– Учитывается ли на уровне конструктора стоимость будущего автомобиля?
– Мы реализовали систему, которая позволяет осуществлять проектирование по заданной стоимости. Не всё получается с первого раза, но это и есть итерационный процесс – разрабатывая, конструктор имеет возможность увидеть стоимость разработанного узла и сопоставить её с целевой, что мотивирует на улучшения. Так или иначе, ставим перед собой цель при высоком качестве автомобиля достичь значения по минимизации его стоимости.
– Через какое время затраты на разработку и создание К5 окупятся?
–В течение пяти-семи лет после старта серийного производства 54901, то есть с 2020 года.
– КАМАЗ-54901 проходил тестовую подконтрольную эксплуатацию в транспортных компаниях. Будет ли продолжена такая практика с другими моделями?
– Мы начинаем передачу самосвалов К5. Для нас очень важны отчёты потребителей – проверяя автомобиль в реальных условиях, есть шанс внести улучшения в конструкцию. Например, первые автомобили К5 мы формировали с двумя топливными баками, суммарная ёмкость составляла 1400 литров. Поступило пожелание оставить один бак, при этом установить холодильник, чего раньше в базовом исполнении не было. В результате сформировали такую комплектацию КАМАЗ-54901, она уже продаётся и, думаю, станет самой массовой.
– У «КАМАЗа» была программа инновационного развития на период до 2020 года. Всего ли удалось достичь?
– Мы справились и вывели на рынок автомобили поколения К5. В 2021 году стоит задача расширить модельный ряд. Разработано уже несколько десятков моделей, все они на завершающей стадии доводки. Будем развивать грузовой электротранспорт. В первую очередь это небольшие грузовички для выполнения развозных работ.
Программа расширения модельного ряда К4 на газовом топливе тоже реализована. Это модели КАМАЗ-5490 с компримированным газом, сжиженным природным газом, а также модель с их комбинацией, есть модель для перевозки опасных грузов. В прошлом году мы активно их продавали. Но от К4 будем уходить, для этого и создавался К5. Полная смена произойдёт на рубеже 2023–2024 годов.
КАМАЗ-54901 – это действительно многоликий автомобиль. Начинали с дизельной версии, в настоящее время на испытаниях находятся ещё три: газовая, газодизельная и «Евро-6».
Ещё одна перспективная версия – High Tech, это седельные тягачи 54901 с максимальной комплектацией. Так мы решаем несколько задач: уровень комфорта, повышение безопасности за счёт ADAS-системы, снижение топлива путём установки двигателя до 550 л.с., на ветровом стекле появится камера, в облицовке буфера – радар. Версию High Tech планируется показать на «Комтрансе-2021», а с двигателем «Евро-6» – в 2023 году.
Следом идёт поколение К6. Образ уже есть, он активно обсуждается. У него серьёзные отличия от К5.
– Какова перспектива легкового автомобиля «КАМА-1»?
– В поле зрения он тоже присутствует, но решение о реализации проекта должно приниматься на уровне Правления ПАО «КАМАЗ».
Идёт работа над дизайном руля для нового автомобиля
– Что будет с беспилотниками?
– Это направление непрерывно развивается. Система (например, ADAS) может быть встроена на широкую линейку транспорта – начиная от грузового автомобиля и заканчивая электробусом. Различают пять стадий развития систем автономного движения, мы работаем параллельно по всем, и уже скоро продемонстрируем на рынке автомобили с вмонтированными на борту системами первого и второго уровня.
– Что ожидает наших «ветеранов» – автомобили поколений К1, К2, К3?
– Это условное разделение. На самом деле все они строились на базовой модели, с годами вносились улучшения, проводилась модернизация. Сейчас широко используется каркас К3, например, в коммунальном и сельском хозяйствах, где вполне достаточно этого решения, в том числе и с экономической точки зрения. К3 будет выпускаться до 25–26 годов.
– В НТЦ сложилась хорошая традиция – воспитывать будущие кадры со студенческой скамьи…
– На последних курсах обучения студенты проходят практику в НТЦ и, получив диплом, практически 100% из них трудоустраиваются. Но к нам могут устроиться не только они, мы заинтересованы в грамотных, инициативных, неравнодушных сотрудниках. Для реализации перспективных направлений в автомобилестроении нам нужны электрики, электронщики, специалисты по программированию.
Пример успешной работы молодых работников службы главного конструктора – победа в WorldSkills Russia-2020
Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН
Отличное интервью, спасибо!
Ответить (0)