Каковы пределы полномочий и намерения ГИБДД в отношении владельцев электросамокатов? По каким дорогам должны ездить последние и каких штрафов опасаться? "Вести КАМАЗа" разбирались в злободневной теме, опираясь на мнения экспертов и примеры других городов и стран.
«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ОНИ ПРИРАВНЕНЫ К ПЕШЕХОДАМ…»
Охота на самокатчиков, объявленная отделом ГИБДД по Набережным Челнам с 13 по 22 июня в рамках операции «Пешеход», за неделю рейдов не дала внушительной статистики, однако позволила устроить показательную демонстрацию с арестом электросамоката и угрозой штрафа для владельца в размере от 5 до 15 тыс. рублей. Вероятно, к такому результату челнинские автоинспекторы и стремились – сделать устрашающее предупреждение с широким публичным освещением в надежде, что владельцы средств индивидуальной мобильности сами позакрывают своих электрических коней по чуланам. Начальник отдела ГИБДД Радий Кадиков при этом усилил оперативную сводку персональным заявлением, пообещав поддерживать профилактическую борьбу с СИМами в городе в ежедневном режиме.
На штафстоянку, напомним, 16 июня попал личный – то есть не прокатный - электросамокат 30-летнего мужчины, который ехал на нем, как и предписано новым регламентом, по дороге, но никогда не сдавал на права. Поскольку новыми правилами его самокат приравнен к мопеду, на него был составлен протокол по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ «Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС». Остальной улов ДПС ограничивается двумя протоколами по ч.1 ст.12.29 КоАП РФ – в этих случаях самокатчики сочтены пешеходами и их проступки оцениваются административным кодексом в 500 рублей.
Прозрачный посыл от ГИБДД снабжен статистикой ДТП с электросамокатами – правда не городской, которой отдел оперирует обычно, а республиканской, с цифрами посолиднее. Они таковы: во всех районах Татарстана с начала этого года зарегистрированы 9 ДТП с участием электросамокатчиков. В этих происшествиях получили травмы 9 человек, считая двух детей в возрасте 10 и 13 лет. Основными причинами автоинспекторы называют езду по проезжей части и пересечение дороги на красный свет. Зато нарушителей ПДД в профилактических целях инспекторы Татарстана привлекли аж 795 раз – по аналогии с автомобилем это вроде штрафа за непристегнутый ремень или тонировку стекол. В отсутствие актуальных летальных исходов статистические релизы ГИБДД часто дополняются напоминанием о гибели 21-летней челнинки, которая больше года назад решила переехать дорогу на красный свет. Сейчас к агитационной повестке добавился еще казанский инцидент с парнем, который взялся опробовать трюковые качества электросамоката, не предназначенного для прыжков через бордюры – наездник травмировал голову. В обоих случаях вопрос о том, как связаны плачевные последствия подобных авантюр с самим средством передвижения, остается за скобками.
Регистрация ДТП с автомобилями по итогам 2021 года:
В Татарстане: В Набережных Челнах:
Всего ДТП – 3967 Всего - 478
Смертей – 313 Смертей - 13
Ранений – 4560 Ранений - 562
Оно и понятно - широких полномочий, сравнимых с ПДД для автомобилей, законодатели госавтоинспекции пока не предложили: ограничения введены фактически заградительные, но средств контроля, автоматизации, подобной камерам на дорогах, для самокатчиков нет, поскольку в ГИБДД они не регистрируются и госномеров не имеют. Более того, нет и мобильных инструментов для определения мощностей электросамокатов, в силу чего инспектору затруднительно отличить в полевых условиях условного пешехода от условного водителя мопеда. В таких, действительно условных, обстоятельствах пропаганда остается наиболее эффективным вариантом минимизировать и сдержать рост профессиональной нагрузки, которую обещает новая порода участников дорожного движения. В Челнах ее пока связывают в основном с прокатным бизнесом, поскольку на него воздействовать проще, чем на индивидуальных владельцев. Во-первых, можно задействовать административный ресурс, а во-вторых, судебные тяжбы с одним юрлицом и с тысячей физлиц – это две разные истории.
«Проблема, связанная с прокатом электросамокатов, актуальна для всех регионов нашей страны, - начальник отдела ГИБДД по Челнам нечасто прибегает к прямым обращениям в рассылках ведомства, но перспектива роста СИМов на улицах города того, очевидно, стоит, - На законодательном уровне эта проблема не решена ни в плане ответственности, ни в плане отнесения их к категории транспортных средств. На сегодняшний день они приравнены к пешеходам. Лица, передвигающиеся на электросамокатах, не только сами получают травмы - больше по их вине страдают пешеходы, в том числе дети. […] когда в город входит прокатная компания с количеством в 500 и более электросамокатов, то, во-первых, это портит эстетический вид улиц - они лежат как попало, создается проблема с парковочными местами для автомобилей, проблема передвижения как для автомобилей, так и для пешеходов. И самое главное – они неконтролируемы: в каком возрасте находится лицо, управляющее этим самокатом, его состояние, трезвый или в опьянении? Держать эту ситуацию под контролем очень сложно. […] Цель любой власти - городской, республиканской, федеральной - не допустить трагедий, травм и увечий граждан из-за так называемых «электросамокатчиков», тем более смертельных случаев. К сожалению, у нас такой случай в прошлом году был, когда молодая девушка погибла именно на прокатном самокате…»
НО И К МОПЕДАМ ТОЖЕ?..
В пользу пропагандистской работы отдела ГИБДД добавим, что, призывая самокатчиков отказаться от выбранного ими транспорта, инспекторы разъясняют и актуальные регламенты ПДД в этой части. Узаконены они были совсем недавно, законодательных пробелов в них много, и потому правила для СИМов широкого распространения до сих пор не получили как в информационном поле, так и в практике самих инспекторов.
Главный тезис принятых на данный момент правил заключается в различии самокатов по мощности. Электродвигатель СИМа до 250 Вт и ограничение скорости до 25 км/ч сегодня означает, что пользователь – пешеход. Его место на тротуаре.
Самокат с двигателем от 250 Вт до 4 кВт приравнивается к мопеду, а для мопедов нынче нужны водительские права как минимум категории М, шлем и 16 лет житейского опыта. Соответственно, двигаться они должны только по правой стороне проезжей части у обочины. Впрочем, констатируя требования ПДД, челнинский отдел ГИБДД не стремится акцентировать внимание на последнем факте, больше обращаясь к самокатчикам, как к пешеходам, и тем самым давая понять, что в пределах профилактической работы отношения будут строиться на основе первой части регламента.
Скорость же мопеда, а, следовательно, и мощного самоката, тоже ограничена регламентом, как пояснил "Вестям КАМАЗа" руководитель центра юридической помощи «Елхов и партнеры» Алексей Елхов. «Опираясь на ПДД РФ, а именно на общие положения, пункт 1.2, мы должны иметь в виду, что к мопедам относятся транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 километров в час, а двигатель, если он электрический, имеет мощность менее 4 кВт», - уточняет юрист. И еще один критически важный момент: по полосе для велосипедистов мопед может двигаться лишь в том случае, если она выделена на проезжей части. Иначе говоря, велосипедные дорожки на тротуарах для самокатчиков запрещены ПДД! Дополнительный вариант – обочина, но в Челнах городские дороги обочин практически не имеют.
На фоне таких запретов становится ясно, почему отдел ГИБДД по Челнам предпочитает видеть в самокатчиках пешеходов – есть большие сомнения, что новые правила, если четко им следовать, поспособствуют сокращению ДТП, в том числе летальных. Дело в том, что двигатель мощностью до 250 ватт встраивается лишь в самые компактные самокаты. Их запас хода и прочие технические возможности сводят способность к транспортировке, например, из дома до работы и обратно, к пределам разумного. Соответственно, их рыночная ниша довольно узка, и, если брать уже привычные прокатные самокаты средних габаритов за стандарт, то все они по новым правилам относятся к мопедам. Законодатели таким образом пытаются создать именно заградительный регламент, вытесняя самокатчиков под колеса автомобилей в надежде на отказ от перспективного транспорта, но какой муниципалитет захочет брать на себя ответственность за реализацию таких положений на своей территории?
Колеса электросамокатов – малого диаметра и нередко литые – весьма чувствительны к неровностям дорожного покрытия, камням на дороге и прочим мелким препятствиям. Как бы ни славились Челны своими автодорогами, они все же не так гладки и чисты, как тротуар и, тем более, велодорожка. Особенно вдоль бордюров, где мопедам и велосипедам предписано ездить, где скапливается мусор и встречаются решетки ливневой канализации. Добавим к этому психологическую нагрузку дорожной обстановки и получим устойчивость самоката на грани выживания. Таким образом, есть большие сомнения, что новый регламент поспособствует сокращению ДТП: учитывая защищенность водителя двухколесного транспорта, мы, вероятно, получим уже не просто шишки и ссадины, а резкую динамику смертей на дорогах. Быть может, предвидя такие перспективы, Кадиков и назвал прокат электросамокатов «бизнесом на крови», созвав пресс-конференцию две недели назад.
А МОСКВИЧАМ НРАВИТСЯ
Если позиция местного отдела ГИБДД в целом ясна, то законодательные инициативы федералов пока можно оценить лишь как попытку запугать электросамокатчиков самым жестким способом – возможно на фоне неготовности к глобальным инфраструктурным изменениям, которых требует внезапно открывшаяся перед обществом ступень развития частного транспорта. Стоит отметить, что не готовы к ней оказались многие страны – и в Европе, и в Азии есть прецеденты запретительных инициатив на уровне государств, о примерах же конструктивной созидательной политики регулирования в рунете говорится мало. Можно вспомнить Мадрид, где испанские власти ввели 50%-й кэшбек для покупателей легкого электротранспорта, или Милан – итальянцы взялись отрезать полосы для СИМов от автодорог на тот период, пока строятся специальные. Вообще для европейцев с их курсом на зеленые технологии СИМы актуальны, но время на раскачку еще есть, поскольку к нулевому выбросу парниковых газов они намерены прийти лишь к 2050 году. Тем не менее, развитие СИМов на Западе движется гораздо активнее, чем в России – этому поспособствовала не только тенденция к отказу от жидкого топлива, но и пандемия, в 2020-м году вытолкнувшая европейцев из общественного транспорта. На начало этого года в Евросоюзе только прокатных электросамокатов, по данным Европейского форума институтов БДД, насчитывалось свыше 360 тысяч. В России же главным двигателем развития СИМов скорее может стать проблема пробок на дорогах и стихийных парковок во дворах.
Оценить риски, связанные с эксплуатацией электросамокатов, мы попросили Азата Булатова - редактора портала avtospravochnaya.com, посвященного безопасности дорожного движения. По мнению эксперта, опасность заключается не в самих средствах передвижения, а в их водителях: нарушитель за рулем автомобиля не менее опасен, но разница в том, что общественность пока не может оценить потенциал самокатов из-за их новизны. Отдельные их характеристики, по мнению Булатова, действительно повышают риски травм.
«Например, многие современные модели электросамокатов позволяют передвигаться на скоростях около 80 километров в час, - отмечает Булатов, - Даже для автомобиля на городских улицах это довольно много, а учитывая, что электросамокат практически бесшумен, он представляет опасность для пешеходов. В первую очередь для детей, которые не ожидают появления таких устройств на пешеходных дорожках. Для самих владельцев самокатов опасность наступает при выезде на проезжую часть». Спикер отмечает, что даже при езде вдоль правой обочины и на малой скорости самокатчик может быть просто не замечен водителем автомобиля.
При всех за и против Булатов уверен, что рост числа электросамокатов на улицах неизбежен. «Первым шагом можно запустить их на ограниченных территориях с велодорожками. Вторым шагом должно стать развитие инфраструктуры, потому что в Челнах велодорожек практически нет, а они решили бы конфликт с электросамокатами. Причем дорожки обязательно должны быть физически разделены с пешеходными. В Челнах есть велосипедные трассы, отделенные пунктирной линией, но никто не обращает на такую разметку внимания - прогуливаются по ним и мамы с колясками, и пенсионеры, а велосипедист вынужден их объезжать, выезжая на тротуар и нарушая тем самым ПДД». В жизнеспособности идеи о выделенной полосе на проезжей части спикер сомневается – даже для автобусов в городе они есть не везде.
Булатов считает, что в средствах массовой информации опасность электросамоктов сегодня несколько преувеличена. Он приводит примеры Москвы и Московской области, где ситуация с СИМами обстоит иначе. Так, по его словам, Центр организации дорожного движения правительства Москвы всячески продвигает СИМы, как альтернативу традиционному транспорту, особенно в центре города с его проблемами проезда и парковки.
«Только стоит учитывать, что в Москве хоть какая-то инфраструктура есть, в отличие от нашего региона. Соответственно, риски не будут изжиты, пока инфраструктура не появится и у нас. Недавно в группе ЦОДД Москвы выкладывали опросы для жителей нескольких поселков Подмосковья: к населению обратились с просьбой определить популярные маршруты с размещением остановок и пунктов проката СИМов. Таким образом, власти решили ориентироваться в развитии инфраструктуры на мнения жителей этих районов. Рано или поздно СИМы все равно придется прописывать в ПДД, и важно доводить требования до людей».
Спикер напомнил, что рабочая группа для разработки соответствующих поправок в ПДД была создана с участием минтранса, ГИБДД и ряда других ведомств еще в 2009 году. Регламент был подготовлен, однако забуксовал на уровне Госдумы РФ, да так и не получил развития.
Текст: Антон Литвиненко, Влас Мысько.
Фото: "Вести КАМАЗа", ГИБДД, Whoosh, студпроф.рф, autotonkosti.ru
Требую сменить градостроительные нормы. Урбанистика должна быть удобной для жителей, а не для коммерсантов в ларьках, продающих пиво на каждом углу. Дорога должна иметь полосу для велосипедистов и полосу для общественного транспорта. Общественный транспорт должен ходить так часто, чтобы передвигаться на личном автомобиле было невыгодно с точки зрения потерь по времени. Спальные районы города должны быть малоэтажной застройки по 3-5 этажей.
Ответить (0)Требую для пешеходов мягкие асфальтированные дорожки, как у велосипедастов. Не желаю бить ноги на бетонной брусчатке!
Ответить (0)А на чем ездить то? Я напрмиер вобще против машин в городе, груз привести из магазина или за город, это да а внутри риально только в пробка стоять бензин нюхать, бится оттого что много нас и дворы гадить. автобусов нет на работу как смерд едешь носом под мышку, а под дождем вобще кашмар с зонтов льет на всех. завидую сомокачикам. подерживаю их
Ответить (0)В обществе , где автомобильный транспорт стал так дорог, что купить его способен далеко не каждый (чего в общем-то и добивались) только средства индивидуальной мобильности имеют ясную перспективу или какие-то гибриды на их основе. В общем, сколько бы не бились и не боролись против самокатов , лет через 15 они прочно войдут в нашу жизнь и будут уже они вытеснять автомобилистов, а не наоборот.
Ответить (0)статистику дтп с автомобиля приложите сразу. мне кажется, машины запрещать тоже надо. статистику по травматизму ног на тротуарах тоже, особенно зимой. пешие прогулки запретить тоже. и зиму и лёд.
Ответить (1)по автомобилям приложена же под катом. по гололеду и падениям с лестниц похоже нг догадались
Нужны отдельные дорожки для самокатов . Не можете сделать - не пущайте!!! Достали эти наезды самокатчиков на пешеходов, сколько из них не фиксируются.
Ответить (0)час назадГИБДД vs электросамокатчики: охота открыта. Пока с фоторужьем Ну и заголовок... А потом ,что отстреливать начнёте? Пока не примут закон.
Ответить (0)Как всегда, до последнего эти толстые должностные задницы будут искать любую возможность ничего не делать, кроме как запрещать и не пущать. Прикрываясь заботой о гражданах, а как же иначе.
Ответить (1)и правильно, не нужны эти самокаты в городе
Странно, как они ловят нарушителей электросамокатчиков? Тоже на самокатах?
Ответить (0)