Во время строительства «КАМАЗа» и, особенно, во время монтажа и пуско-наладки импортного оборудования в Набережных Челнах работали иностранные специалисты.
Несколько сот фирм принимали участие в строительстве «КАМАЗа». Одно время в Набережных Челнах одновременно находилось от 1 700 до 2 500 иностранных специалистов. Внизу фотография из журнала «Советский Союз», вышедшего в августе 1974 года.
Посмотрите небольшую заметку из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 19 февраля 1976 года.
Но не все зарубежные гости приезжали на «КАМАЗ» с добрыми намерениями.
Находились такие, которые пытались вредить камскому автозаводу.
Кто-то пропагандировал фашистскую идеологи, кто-то занимался валютными спекуляциями, кто-то разнюхивал служебные тайны «КАМАЗа», кто-то, получив в контейнерах вместе с дорогостоящим оборудованием, кипы зарубежной литературы, расхваливающей западный образ жизни, раскидывал глянцевые журналы по почтовым ящикам.
Увы, среди камазовцев находились и такие, кто, буквально в рот заглядывал иностранным специалистам, легко покупался на подачки иностранных гостей, восхищался дешёвой жвачкой и чёрной американской газировкой.
Прочитайте воспоминания сотрудников КГБ, опубликованные в книге «В ногу со временем, с историей региона». Набережные Челны, 2002 год.
Составитель и редактор книги – Гайнетдинов Рустэм Бадретдинович.
Вспоминает Трофимов И.А. – сотрудник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:
«В 1976-1982 годах на «КАМАЗа» находился гражданин США, который в близком окружении заявлял, что его родословная уходит корнями в Россию…
Этот иностранец, будучи руководителем группы специалистов крупной западной фирмы, активно противодействовал нормальному ходу шефмонтажных работ на литейном заводе.
Он использовал любую шероховатость в организации работы и обслуживании иностранцев на «КАМАЗе» и в городе для оказания давления на советскую сторону, держал её в постоянном напряжении, угрожал разрывом контракта, досрочным отъездом представителей фирмы на родину.
Одновременно он активно приобретал «взаимовыгодные» связи в руководящем звене «КАМАЗа» и в подразделениях Внешторга, не скупился на подарки, грандиозные выпивки.
В результате дело с вводом оборудования стояло, время шло, а валюта уходила за рубеж.
Всё это с полным основанием можно отнести к одной из разновидностей экономической диверсии.
Иностранец ловко обыграл последовавшее в начале 1980 года, вслед за вводом наших войск в Афганистан, экономическое эмбарго американской администрации в период президентства Джимми Картера…
Фирма в период эмбарго подняла стоимость своих услуг в 10 раз, её условия были безоговорочно приняты.
В итоге за полтора года советская сторона потеряла 2 миллиона «золотых» рублей…
Комплексными мерами, принятыми руководством «КАМАЗа» при оперативном содействии чекистов отдела, иностранец был скомпрометирован в глазах руководства фирмы и отозван из СССР»
.
Вспоминает Галимзянов Б.Г. – заместитель отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:
«В годы строительства «КАМАЗа» советской стороной было заключено много контрактов с рядом американских фирм на поставку оборудования и его монтаж на заводе.
В контрактах имелось условие о том, что автомобили КАМАЗ не будут использованы в военных целях.
После ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан автомобили КАМАЗ появились в наших войсках. По этому поводу американцы подняли шум в печати.
Представители всех американских фирм были срочно вызваны в посольство США в Москве.
Вернувшись в Набережные Челны, иностранцы заявили руководству «КАМАЗа» о том, что американские фирмы в знак протеста прекращают работу и выедут на родину, если не будут выполнены их требования…
Действительно, на другой день американцы, работавшие на «КАМАЗа», объявили забастовку и прекратили работу.
В знак солидарности их поддержали фирмы ФРГ, Франции, Италии.
…Фирмы Франции, ФРГ и Италии боялись потерять выгодные контракты на «КАМАЗе».
Через день-два они приступили к работе, а американцы упаковывали вещи и на работу не выходили.
Вскоре чекисты достоверно выяснили, что американцы уезжать не думают, а просто шантажируют нас в целях выполнения политических требований США.
Поняв, что советская сторона не реагирует на их поведение, через несколько дней американцы также приступили к работе.
Попытка шантажа не удалась».
.
Вспоминает Гуманов А. Г. – начальник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:
«…В ходе строительства заводов мы не раз сталкивались с такой информаций: некоторые фирмы специально создавались для того, чтобы связать нас бесперспективными договорами, заведомо зная, что ничего нам не дадут…»
.
На фото внизу - иностранные специалисты на Литейном заводе.
Пожалуйста, еще фото выложите! Интересно очень!
Ответить (0)Ну что за глупости пишут!? Как всегда во всем америка виновата! Если вы ребята заключили с америкой договор, будьте добры его исполнять. Зачем приплетать тут политику!?
Ответить (0)Веками гадили, по-другому не могут.
Ответить (0)да, интересно! почаще такие вспоминания публикуйте.
Ответить (0)Очень интересно!!!! Спасибо
Ответить (0)