В середине 90-х "КАМАЗ" подписал соглашение с компанией Tatra" о выпуске гибрида челнинского и словацкого грузовиков.
Сразу после распада Чехословакии машиностроительный завод из словацкого города Бановце-над-Бебравой вышел из состава "Tatra Koprivnice" и стал называться "Tatra SIPOX". На заводе в серийном производстве были хребтовые рамы, мосты и самосвальные кузова, но для законченного грузовика не хватало силового агрегата и кабины.
Словацкие производственники сделали ставку на известный бренд в Восточной Европе - "КАМАЗ". И не прогадали. Как пишет автоэксперт Николай Марков на портале drive2.ru, в результате в Набережные Челны из Бановце-над-Бебравой с предложением о сотрудничестве отправилась делегация фирмы. Переговоры прошли успешно: камазовцы, не имевшие в своей производственной программе полноприводных 16-тонных самосвалов, заинтересовались проектом, и стороны договорились о совместной разработке гибрида "КАМАЗа" и "Tatra".
Компании-партнеры решили создать юрлицо. Корпорация получила названия по первым буквам автогигантов - Katasi (КАмаз + ТАтра + СИпокс), а в 1994 году вышел в свет первый грузовик — самосвал «Катаси-5526». У него были узлы «КАМАЗа» и «Tatra». После сертификации автомобиль получил двойное обозначение: КАТАСИ-5526 для российского рынка и "Katasi" 28.191 S1 для европейского.
Основой машины служило шасси Tatra T815-2, образованное хребтовой рамой и тремя ведущими мостами с полностью независимой подвеской (торсионной спереди и рессорной сзади). Альтернативой родному татровскому «воздушнику» стал новый на тот момент турбодизель КАМАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. Марку "КАМАЗ" также несли сцепление, 10-ступенчатая коробка передач и коробка отбора мощности для привода гидравлического насоса. А вся остальная трансмиссия – одноступенчатая раздаточная коробка, карданные валы и главные передачи – заимствовались у "Tatra", а привод переднего моста был - подключаемым. В качестве надстройки использовалась словацкая 12,6-кубовая платформа ковшового типа с задним открывающимся бортом, а венчала всю конструкцию «дневная» кабина от самосвала КамАЗ-55111, доработанная челнинской фирмой РИАТ (с передней облицовкой без фар), пишет эксперт.
Первоначальные бизнес-планы компаньонов по "Katasi" были самыми смелыми: за год их серийное производство планировалось наладить как в Словакии, так и в России. А рынками сбыта должны были стать страны СНГ и третьего мира, рассказывает Николай Марков. В том же 1994 году "Tatra SIPOX" получила 50 камских силовых агрегатов и облагороженных кабин и приступила к сборке первой промышленной партии. Представители корпорации «КАТАСИ» заявляли журналистам, что в планах создание целого семейства автомобилей, в которое к 1997 году должны были войти самосвалы с трехсторонней разгрузкой, шасси для монтажа спецнадстроек, а также тягачи, рассчитанные на эксплуатацию в составе автопоездов полной массой до 34 тонн. Один самосвал даже засветился на августовском Московском мотор-шоу на Красной Пресне.
Машина была вполне нормальной, но убила её экономика, считает автоэксперт Тим Скоренко на портале popmech.ru. Она была примерно на 20% дешевле аналогичной «Tatra », но чуть ли не в два раза дороже привычного КамАЗ-55111. Попытки расширить линейку самосвалами разных типов, бетоносмесителем и лесовозом тоже ничего не дали — российские покупатели предпочитали более привычные и дешёвые «КамАЗы», а до экспорта в Европу грузовики банально не дотягивали качеством.
В надежде оживить интерес к машине, словаки реконструировали один из самосвалов, оснастив его кабиной от чешского грузовика LIAZ 200-й серии и представив под брендом "Tatra SIPOX". Но ситуацию это уже не изменило: вскоре в судьбе проекта "КамАЗ-Tatra" была поставлена точка.
Интересны судьбы трёх грузовиков "Katasi", оказавшихся в России. Первый экземпляр – с красно-оранжевой кабиной и желтым кузовом – демонстрировался в Москве на августовском автосалоне на Красной Пресне, после которого, судя по всему, снова вернулся в Словакию. Второй — экземпляр фирмы "РИАТ" с кабиной хаки и желтым кузовом – так и остался работать в Набережных Челнах: сначала на "РИАТе" его использовали для собственных нужд, затем продали в частные руки. Третья машина в России – презентационный самосвал 1994 года выпуска необычного красно-баклажанового цвета с аппликациями на кабине. Он был «откомандирован» для прохождения сертификации на Дмитровский автополигон, а затем – на ресурсные испытания в соседнее «АТП СН», где впоследствии и пал смертью храбрых, встав в калашный ряд после окончания срока действия «обкаточных» (испытательных) госномеров.
Фото: popmech.ru, drive2.ru, Николай Марков
а третий?
Ответить (1)А третьего у меня день рождения!