Дважды отчитался сегодня челнинский мэр Наиль Магдеев о социально-экономических итогах года – сперва на деловом понедельнике, потом, в сокращенном варианте, на заключительном XI заседании горсовета. Главный итог впечатляет: Челны увеличили свою годовую выручку сразу на четверть.
«РОСТ ОТГРУЗОК НА 24% - ЭТО ДОВОЛЬНО СЕРЬЕЗНО»
Главными событиями года мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев назвал сегодня Всероссийскую перепись населения и успешно отработанную Челнами предвыборную кампанию в Госдуму РФ – Магдеев отдельно порадовался за переизбрание Альфии Когогиной, которая, по его оценке, активно защищает интересы республики и Набережных Челнов. «Многие вопросы развития нашего моногорода оставались под ее постоянным контролем. Могу засвидетельствовать, как непосредственный участник процессов: она не на словах, а на деле отстаивает наш город», - заявил Магдеев. Основным же трендом 2021-го остается, конечно, пандемия.
«Думаю, что для уходящего года по-прежнему ключевым словом является «коронавирус», добавилось еще слово «QR-коды», но при всем при том основные намеченные планы мы выполняем, - констатировал Магдеев, - Мы знаем о пристальном внимании президента страны к делам на "КАМАЗе" и довольно часто становимся свидетелями рабочих визитов на "КАМАЗ" и главы государства, и, в 2021 году, председателя правительства. Президент нашей республики часто бывает на "КАМАЗе", он глубоко погружен в процессы на заводе».
В остальном и сессия, и аппаратное совещание были посвящены итоговым цифрам. Так, по прогнозу экономистов исполкома, год Набережные Челны завершат с объемом валового территориального продукта (ВТП) на уровне 275,6 млрд рублей, что на 25 миллиардов превышает фактический ВТП прошлого года, но важнее, пожалуй, даже тот факт, что актуальная цифра на 16,8 миллиарда больше допандемийной. В сумме ВТП доля промышленности – 34%, торговля принесла 18,6%, строительство – 8%. За 11 месяцев года предприятия Челнов отгрузили продукции на 511,9 млрд рублей - в прошлом году было 364,6 миллиарда. Индекс промпроизводства составил 124,2%.
«Мы остаемся крупным промышленным центром страны. Рост отгрузок на 24% - это довольно серьезно. Обратите внимание на структуру ИПП – вы заметили, что мы стали городом, выпускающим электронные и оптические изделия?» - акцентировал внимание мэр.
В таблице роста ИПП наибольшую динамику показало именно компьютерно-оптическое направление (227,7%), что, конечно, не удивительно, поскольку в Челнах отрасль развивается практически с нуля – заводы корпорации Haier постепенно выходят из инвестиционного периода на стабильное производство, и для них, условно говоря, одному проценту может равняться и одна единица продукции. Автопром показал ИПП на уровне 130,4%, заняв вторую строчку рейтинга, но фактически "КАМАЗ" за год отгрузил 37,3% общего объема продукции – на 191 млрд рублей, и это не считая совместных производств автогиганта.
«На каждый вложенный бюджетный рубль в экономику города поступает 5 рублей частных инвестиций. Их рост наблюдается на "КАМАЗе", картонно-бумажном комбинате, в компаниях «Челны-хлеб», «Агросила Молоко» и в ряде других. Существенный вклад вносят и резиденты ТОСЭР – ими инвестирован почти 21 миллиард», - отметил Магдеев, в случае с ТОСЭР имея в виду не годовой объем инвестиций, а общий с начала работы территории. В этом же году общий портфель инвестиций всех челнинских предприятий составил 54 млрд рублей.
«Мы продолжаем работу с резидентами. Десять предприятий увеличили ранее заявленные показатели по инвестпроектам. Для пополнения бюджета это благо, и это тоже говорит об инвестиционной привлекательности нашей территории. Среди них 65% предприятий – российские», - подчеркнул Магдеев. Общая сумма дополнительных инвестиций от резидентов за этот год, судя по данным презентации, вылилась в 1,3 млрд рублей, а к видам выпускаемой ими продукции добавились 7 новых направлений.
СЕДЬМАЯ ШКОЛА МАГДЕЕВА
В малом и среднем предпринимательстве (МСП) Челнов сегодня заняты 32,4% всего экономически активного населения города. МСП перечисляет 32% всех налогов, которые остаются в городском бюджете, а на объем бюджета в первую очередь влияет, напомним, НДФЛ. Благодаря отчислениям с зарплат бюджет в этом году будет исполнен на 109%, но увеличились не только цифры в расчетках, а еще и контингент плательщиков НДФЛ, за счет которых в бюджет поступили 6,15 млрд рублей собственных доходов муниципалитета, на 12% или на 678 миллионов выше плана. Всего, во все уровни бюджета, город собрал 66 млрд рублей, с ростом на 80%.
Что же касается МСП, то по итогам года именно малые и средние компании обеспечили 47% всех инвестиций, обеспечив 34,7% ВТП (95,6 млрд рублей). С одной стороны, для моногорода показатель красивый, с другой – надо понимать, что цифры обеспечены 24,6 тыс. предприятий, в которых работают 89,6 тыс. человек, а это почти три "КАМАЗа" по численности. Иначе говоря, выработка на одного человека, или эффективность труда в рублях в МСП не самая высокая, но бизнес определенно развивается. Мэр не преминул об этом напомнить – очевидно, памятуя о старинном напутствии Рустама Минниханова, данном Магдееву еще на заре челнинской карьеры: президент республики настоятельно рекомендовал довести долю МСП в ВТП города до 50%. Жизнь показала, насколько такие цифры далеки от реальности: пусть МСП и растет, но "КАМАЗ"-то тем более не стоит на месте – обороты увеличиваются с обеих сторон, в результате пропорция с годами меняется в пределах 1-2 процентов. По году оборот МСП достигнет 234,2 млрд рублей – на 9,4 миллиарда больше, чем в 2020-м.
В разрезе социального развития города Магдеев перечислил практически все крупные проекты этого года, в которые бюджеты разных уровней вложили 10,2 млрд рублей. Самым дорогим из них остается здание театра «Мастеровые» за 1,82 миллиарда, которое должно быть сдано в середине следующего года. Стоящая рядом гимназия «Адымнар» потребовала еще 1,46 млрд рублей, а гимназия №14 в Замелекесье даже чуть больше - 1,47 миллиарда. Всего за последние 6 лет – то есть за период Магдеева – в городе построены 6 школ, и «уже завтра» он рассчитывает привлечь строителей к возведению седьмой.
Не забыл мэр и о главном вызове своей администрации за всю ее историю – проблеме пассажирского транспорта. Помянув 80 бывших в употреблении, но даровых ЛиАЗов из Москвы и 21 новый НЕФАЗ, стоивший городскому бюджету 234 млн рублей, Магдеев в очередной раз подчеркнул, что на этом муниципалитет не успокоится.
«Думаю, по итогам этого года посмотрим наши возможности в плане привлечения финансовых ресурсов, - пообещал мэр, - Как мы уже говорили, работу по обновлению автопарка и замене автобусов малой вместимости на автобусы большой вместимости нам необходимо будет продолжать. Такую задачу на 2022 год мы перед собой ставим».
Фото: "Вести КАМАЗа", nabchelny.ru
"Дважды отчитался"... да хоть пятирижды. Ну и зачем нам все эти театры, дворцы, бассейны и пр, если туда не добраться и оттуда не уехать, город в транспортном коллапсе, нет свободы передвижения! Транспорт работает до 22.00, это маразм! и ещё 40 мин. ждать, значит в 21.20 начнёшь ждать -так ждать или не ждать, вот в чём вопрос.
Ответить (0)Мэр точно ПОМЯНУЛ 80 автобусов??? Не упомянул, а именно помянул. Надеюсь, что он их помянул добрым словом. )))
Ответить (0)все достижения к мэрии не имеют отношения, а достижения этой организации - многолетние не решённые проблемы города - снег как не убирался вовремя так и не убирается, транспортная проблема разрастается как снежный ком, а воз и ныне там. 40 -минутные постоялки на остановках в мороз в пандемию - Роспотребнадзор ты где вооще? маски и пр.игрушки не помогут, впрочем, похоже это их и не интересовало никогда, с первого дня пандемии.
Ответить (0)Ну, если уж всё так хорошо ...., то остаётся только совместить задачи, которые ставит администрация перед собой в 2022 году с всевозрастающими проблемами населения города! ...и, может уже наконец БЫТЬ, чем КАЗАТЬСЯ...(?!)
Ответить (0)Вы думаете пустят на эту ниву альтернативу!? Серый нал процветает. За проездной убить готовы водилы. Здесь бы порядок навели, а не хвастались производительным ростом на предприятиях. Это заслуги работающих, а не отчитывающихся...
Ответить (0)"80 бывших в употреблении, но даровых ЛиАЗов из Москвы и 21 новый НЕФАЗ" они видимо где-то "сохраняютсясберегаются" от чрезмерного употребления, раз интервал движения увеличивается аж до 40 мин, странная история. монополия "общественного транспорта", толку не даст, нужен альтернативный извозчик, только так можно что-то изменить в этом хаосе.
Ответить (0)