USD

99,9971

EUR

105,7072

Казань

+1

Наб.Челны

0

USD

99,9971

EUR

105,7072

Казань

+1

Наб.Челны

0
Поделиться Vk

К 50-летию создания УОП. Рассказывает Попов Виталий Павлович. Часть 1

247
0
5
0

В январе 1970 года было создано Управление организации производства КАМАЗа.Это управление выполняло функции обеспечения эффективной работы систем управления производства в части разработки и внедрения автоматизированных систем управления с использованием средств вычислительной связи и промышленным телевидением.

Перед самым Новым 2020 годом Горячих Владимир Яковлевич передал в Музей КАМАЗа материал Попова Виталий Павловича – сотрудника УОП КАМАЗа.

.

«Рассказ о ДИТ (УОП) и его сущности» написан в 2008 году.

Руководители:

1. Станкевич Мавр Иосифович - начальник УОП (1970 –1972)

2. Федченко Николай Иванович - начальник УОП (1972 –1981)

Вр. И. О. начальника Никитин Леонид Иванович (1972 – 1974)

3. Шурупов Владимир Евгеньевич – начальник УОП (1981 –1983)

4. Климчук Леонид Сергеевич – начальник УОП (1983 –1986)

5. Нитенко Владимир Борисович – начальник УОП (1986 –1989)

6. Юрьев Вячеслав Анатольевич – директор «фирмы «АСУ-КАМАЗ» (1989 –1994)

7. Сайфутдинов Ады Абдулхакович – директор ЦИВС (1994 –1999)

8. Евстратов Сергей Николаевич - директор ЦИТ (ДИТ) (1999 –2003)

9. Карягин Владимир Геннадьевич – директор ДИТ (2003 – 2004)

10. Ганин Виктор Александрович – директор ДИТ (2004 - 2010)

.

Управление организации производства (далее УОП) было создано в 1970 году по приказу Васильева Льва Борисовича, заместителя министра автомобильной промышленности СССР - директора строящегося Камского автомобильного завода по производству большегрузных автомобилей (далее - КАМАЗ) в блоке заместителя директора по экономике и финансам Паринова С.В.

Первым работником в УОП был принят молодой специалист, выпускник кафедры электроники МВТУ имени Баумана Шамаев Виталий Андреевич на должность инженера по техническому обслуживанию ЭВМ, которых ещё в наличии не было.

Затем был назначен начальник УОП Станкевич Мавр Иосифович, представитель Минского автозавода, здравомыслящий, интеллигентный человек.

Первым делом он занялся поиском и вербовкой с автозаводов всего союза специалистов, знакомых с автоматизацией производственных процессов в автомобилестроении, а также молодых специалистов ВУЗов и ВТУЗов, с кафедр экономики, электроники и математических факультетов.

Параллельно набирались электромеханики и операторы ЭВМ.

После нескольких поездок на строящиеся площади заводов и города Набережные Челны, здраво оценив объёмы грязи на башмаках, состояние текущих дел в строительстве и виды на плановые сроки, Мавр Иосифович убыл восвояси на прежнее место жительства.

Бразды правления УОП взвалил на свои плечи Федченко Николай Иванович (внизу на фотографии первый слева)

Внизу небольшой отрывок из книги А.Злобина «Встреча, которая не кончается», посвящённый Николаю Ивановичу Федченко.

Базовой ЭВМ для автоматизированных систем управления (далее - АСУ) была выбрана ЭВМ «Минск-32», наиболее современная на этот период в СССР техническая новинка.

Для обучения работе и обслуживания на ЭВМ «Минск-32» в Минск, по месту её производства, была направлена группа специалистов УОП.

В группу входили: Шамаев В.А., Терещенко В.М., Петухов Э.В. и др.

Возглавлял группу Чечин Пётр Михайлович.

В этот же период был заключён договор с Казанским ГНИПИ-ВТ по разработке проекта АСУ для всего спектра задач, необходимых КАМАЗу.

Федченко был отправлен в командировку в США для ознакомления с организацией управления и учёта автоматизированными средствами, современными техническими и технологическими методами применения ЭВМ в автопроизводстве.

В этот период временно и достаточно долго обязанности начальника УОП исполнял Никитин Леонид Иванович.

Начальником ГВЦ в составе УОП был назначен Шурупов Владимир Евгеньевич.

Внизу приказ генерального директора КАМАЗа №37 от 23 июня 1972 года, из которого видно, что Владимир Евгеньевич отвечал и за распределение настольных вычислительных машин.

Начальником отдела первичной обработки информации был принят Савалёв Ю.И., эаместителем его – Шайхаттаров И.Г.

Инженер по проектированию схем табуляции Селезнёва Л.П., бригадир операторов Кутья Л.А. отвечали за подготовку информации на перфоносителях (п/к, п/л), за механизированный расчет заработной платы и выдачу листков зарплаты на печать, до момента перевода расчётов зарплаты на ЭВМ.

Заместителем начальника УОП по проектным разработкам назначили некоего кандидата технических наук из Москвы, на смену которого пришёл Волков А.А., далее на этом посту трудились Рысин Г.Б., Нитенко В.Б., короткое время Севастьянов В.С.

Затем должность зама по проектам была упразднена, поскольку связи с ГНИПИ – ВТ г. Казани были, в основной части, закрыты, проект подписан и задачи считались сданными в УОП КАМАЗа в опытную эксплуатацию.

Для работы с проектами ГНИПИ-ВТ и совместной с ГНИПИ-ВТ работой по внедрению программного обеспечения задач были приняты, в качестве начальников бюро, Попов В.П. и Невлюдов Б.И.

По мере строительства здания дирекции, на территории старой части города Набережные Челны, туда не только через двери, но и через окна втащили 2 ЭВМ «Минск-32».

Чечин, Шамаев, Терещенко, Сутормин, Петухов, Забегаев и др. приступили к монтажу и опытной эксплуатации ЭВМ.

Приток молодых специалистов шёл практически со всей страны.

Велики были энтузиазм и желание проверить и проявить себя на великой стройке.

Гайфутдинов Ф.Н., Григорьев В., Прокудин Н.И. Степанова Н.Ф. из КГУ Казани, Рысин Г.Б., Окунь В.П., Неруш А.М., Рысина С.В., Бельман М. и др. из МГУ, Зайцев А.Д. из ОГУ, Юрьев В.А. из МВТУ, Зыкова Н.В., Богородская Т. и др. из ГГУ г. Горького, Шамаева Э.В. из Чебоксар, Зыков В.П. из Новосибирска, выпускники из Минска, Львова, Воронежа и других городов приезжали полные оптимизма, задора, светлых надежд и включались в новизну работ.

Первыми задачами было решено учесть весь поток оборудования и запасных частей к нему, поскольку объёмы его были беспрецедентно обширны и поступало оборудование, как с отечественных заводов, так и из-за рубежа.

Попутно решались вопросы кодирования и занесения информации в ЭВМ.

Первые машинограммы были напечатаны уже в 1972 году в Казани, с помощью ГНИПИ-ВТ и в его вычислительном центре на ЭВМ «Минск-32».

В дальнейшем задачи ГНИПИ-ВТ решались на ВЦ на ЭВМ «Минск-32» в здании генеральной дирекции в посёлке ГЭС.

Однако в это же время началась подготовка и ориентация специалистов для работы на ЭВМ ЕС-РЯД.

В Москву были отправлены, вместе с принятыми на пост начальника отдела программирования Некрасовым Г.И. и зам. начальника Гимадеевым Д.И., Попов В.П. и молодые специалисты Гайфутдинов Ф.Н., Григорьев В., Прокудин Н.И., Раимов Ш.С. – где обучались писать программы на PL/ 1 (язык программирования для ЭВМ ЕС).

Внизу приказ генерального директора КАМАЗа №36 от 10 мая 1973 года.

В дальнейшем спектр необходимых для пользования в АСУ программных средств расширялся по мере совершенствования техники и требований пользователей.

Первыми задачами с пользой загрузившими ЕС были номерной учёт на ГСК, создание ценников-шифраторов с классификацией по видам продукции, кодификаторов изделий и запасных частей автомобилей, кодификаторов изделий и запасных частей оборудования и т.д.

Следующий этап: расчёт заработной платы, ведение и учёт квартирной плата работников КАМАЗа, формирование сводной производственной спецификации, контроль хода сборочного производства (КХП), автоматизированный учёт транспортных услуг, формирование портфеля заказов, складской учет, задачи бухгалтерского учёта, контроль движения транспорта на проходных и пр.

Прочтите статью «Знакомьтесь: АСУ- КАМАЗ», которая была опубликована в газете «Рабочий КАМАЗа» 6 октября 1973 года.

Кодирование продукции КАМАЗа проводилось по разработанной в УОП методике, с учётом классификатора Всесоюзной конструкторской документации (ВКДОКП), с расширением на обозначение продукции КАМАЗа, были предусмотрены и утверждены принципы кодирования задач и форм отчётности, предназначаемых для пользователей служб КАМАЗа.

Поскольку совершенствовались технические средства, языки программирования и специальные программы к ним, то практически все задачи неоднократно перерабатывались с уточнением алгоритмов задач.

Примером многократной переработки может служить задача «Номерной учёт а/м на АВЗ», где непосредственно в одной из стадий переработки и внедрения фигурировали Михеев В.П., Насакина Т.С., Гайфутдинова М.П.,Тен В., Шарафутдинова Т.В., сестры Буятовы Лариса и Лера, Байбекова Т.А., Мустакимова Н.Г. и другие.

Премию за труды которых получил для себя Абрамович А. и уволился.

Структура УОП приобретала различные формы, то разрасталась, то сокращалась.

Начальники служб и отделов как везде и всегда были различны: способные и не очень, талантливые и случайные.

В составе УОП были в разное время обозначены:

Филиал ОАСУ на автомобильном заводе, который возглавляли Сергеев А.М., Лунин М., Севастьянов В.С., Мирошниченко А.

Затем отдел ОАСУ автомобильного завода из состава УОП был выведен.

Отдел нормативного хозяйства АСУ (начальник Завязкин А.А.) был расформирован после выполнения своей функции.

Сотрудники распределены по разным отделам.

Отдел задач основного производства (ОЗОУОП – Рысин Г..Б., Юрьев В.А., Севастьянов В.С., Киселёв А.Б., Абрамович А., Шарапов Ф.С.).

Отдел технико-экономических задач (ОПП, ОТЭЗ – Некрасов Г.И., Козырев В.Н.),

Отдел задач вспомогательного производства (ОЗВП – Невлюдов Б.И., отдел был упразднён в связи с организацией в подразделениях самостоятельных отделов АСУ, разрастания парка ПК и переводом задач из глобальных в приближенные к производству, но до того от отдела последовательно отделились ОЗРТО и ОЗУТ):

отдел задач ремонтно – технологического оборудования (ОЗРТО – Сазонов Б.П., Абрамов И.Т.),

отдел задач управления транспортом (ОЗУТ – Абзалова Ф.С., МойсеюкА.В.).

Отдел системного математического обеспечения больших ЭВМ (ОСМО – Катаев В.А., Гребенюк Н.Г., Ларионов А.Ю., Насакин А.Н., Шарафутдинов В.А., Минулин Т.З., Каменев Г.А.).

Отдел технологии управления (ОПУ, ОТУ – Раппопорт В.Ш., Еретнёва Н.Л., Азизова А.А.) - отдел однажды аннулировали из-за бесконечных дебатов и споров о несовершенстве операционных действий и множеству поправок в общих операциях, исходящих от ОПУ (думали «объять необъятное», но Козьма Прутков опять оказался прав – этого сделать нельзя) и передали описание частных операций в отделы АСУ, ОК и ОТиЗ заводов и организаций.

ОТУ (ОМБП и ВИС - отдел моделирования бизнес-процессов и внедрения информационных систем) восстановлен в составе УОП (ДИТ) для описания операций и действий касающихся межзаводских и общекорпоративных отношений и для нормоконтроля по соблюдению общекорпоративной терминологии и понятий в частных разработках).

Отдел технического обслуживания больших ЭВМ (ОТО б. ЭВМ – Чечин П.М., Тарасов Б.Н., Ананьев В.И., Миннегалиев Н.Г.).

Отдел подготовки данных и эксплуатации задач на ЭВМ, отдел обработки информации (ПО, ООИ – Шайхаттаров И.Г., Нитенко В.Б., Зыков В.П., Мортина Г.А.).

Технический отдел (склады, оборудование) (ТО - Петрунников В.М., Сазонов М.П.).

Лаборатория по ремонту, обслуживанию и технической наладке мини-ЭВМ и оргтехники (Тарасов Б.Н., Сайфутдинов А.А., Прилепов А.М., Хайров М.Г., Сазонов М.П., Сафронов С.Е.).

Отдел экономики (ОЭ – Васильева И.В., Кишуев С.Б., Благонадеждин В.Н.,

Салахова А.Х., Колесов А.А., Сарварова О.А.).

Отдел программирования и системного обслуживания малых ЭВМ был создан в середине 80-х годов, когда началось освоение работы на компьютерной технике и объединение ПК в сети (Фортуна В.А., Тимурханов И.Н., Михеев В.П., Захаров Н.В.).

Первые разработки на ПК были мало эффективны в связи с отсутствием в достаточных объёмах ПК в службах подразделений и отсутствия опыта в их применении.

Тема разработок и внедрения задач на ПК с сетевой связью это вопрос отдельного изложения.

В состав УОП вводили, а затем вновь выводили в самостоятельные подразделения управление коммуникаций и проводной связи, типографию, ГВЦ, автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП-САПР).

Надо отметить, что отделы и службы УОП всегда располагались разрозненно - в здании гендирекции в посёлке ГЭС, на площадях РИЗа, в здании УГЭ («школа»), в Новом городе, д. 1/06.

Это создавало дополнительные неудобства.

.

Продолжение следует…

Фото: музей КАМАЗа

0
5
247
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Это был отец моего друга с садика.
Под Менделеевском на охоте застрелили человека
15.11.2024 16:08
Сразу бы вот так!
Экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев вышел из СИЗО, заключив сделку со следствием
15.11.2024 15:59
Галявиеву тогда то же снисхождение дайте и 13 лет общего режима...
Многодетная мать, которая сожгла свою семью, получила 13 лет колонии
15.11.2024 15:33
Уму не постижимо!! Судьи - вы чего творите!!! Убить детей из-за ссоры с матерью?!!!!! Опять преступника-маньяка по головке погладили!!! Иди дальше живи, дыши, радуйся...!!! Люди, почему мы молчим?!!! Нас так скоро поубивают, а убийцы жить будут!!!! И причём здесь пол убийцы?!! Мужчина, женщина. Это нелюди!! Все должны быть наказаны!!!
Многодетная мать, которая сожгла свою семью, получила 13 лет колонии
15.11.2024 14:29
Комментарии

5

Ваш комментарий
12.02.2020 13:53
Гость

Виталий Павлович был моим первым начальником бюро после окончания КГУ. Алсу

Ответить (0)
11.02.2020 11:15
Гость

Похоже, я ошибся, не внимательно прочел начало. Материалы _переданы_ от Виталия Павловича_ ….

Ответить (0)
11.02.2020 11:10
Гость

Виталий Павлович, очень рад узнать, что Вы живы-здоровы! Привет от Рудницкого!

Ответить (0)
14.01.2020 16:26
Гость

Работал с Сайфутдиновым А.А. и Тарасовым Б.Н., отдел тогда находился на РИЗе

Ответить (0)
14.01.2020 10:38
Гость

Нитенко Владимир Борисович в последствии учредил Форт-Диалог

Ответить (0)
Тукаевский район возглавил Камиль Назмиев
Экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев вышел из СИЗО, заключив сделку со следствием
Владелице сухогруза «Аякс» не удалось оспорить его конфискацию в суде
Пять штурманов и все заблудились: забавный случай с командой «КАМАЗ-мастер» в Ульяновске
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть