В 2019 году в Музей КАМАЗа было передано письмо от Лаврентьева Виктора Анатольевича.
Прочтите его.
Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.
.
Родословная монтажного управления №138 треста «Криворожстальконструкция» непосредственно связана со строительством комплекса заводов по производству большегрузных, дизельных автомобилей на берегу реки Кама - притока Волги в городе Набережные Челны, Татарской АССР.
Пройдёт много, много лет – скажем 100!
Сменится не одно поколение людей.
Произойдут большие изменения в их жизни.
Изменятся отношения людей между собой, к природе.
У более любознательных появится интерес к изучению былого своих предков, изучая историю строительства, наши внуки и правнуки будут с восхищением говорить о героическом подвиге своих дедов и прадедов, одновременно возникнут и вопросы «Почему?».
1. Почему Камская стройка была объявлена всенародной?
2. Почему были установлены крайне сжатые сроки строительства?
3. Почему местом строительства был избран город Набережные Челны?
4. Почему СУ-138 треста «Криворожстальконструкция» было Камским?
На эти и другие вопросы чётко и ясно отвечают решения съезда партии и постановления Правительства СССР и Украины.
.
Объект особой работы.
Правительство КамАЗу уделяло особую заботу.
Это означало – приоритет, первостепенное внимание.
Здесь сосредоточены основные силы – финансовые и трудовые ресурсы.
Учёные вот считали, что комплекс заводов можно построить за пять лет.
И это не мечта, а реальность.
Экономические ресурсы страны позволяли, опыт правительства автозаводов имелся.
Что касается поддержки этой идеи со стороны советского народа, то Правительство и партия не сомневались.
Из 70 вариантов была выбрана Татария.
Госплан СССР изучил до 70 вариантов размещения комплекса автомобильного производства в различных экономических регионах страны.
В числе других оказался наиболее целесообразным вариант Татарского обкома партии о строительстве такого комплекса в городе Набережные Челны.
Почему?
Потому, что здесь имелись наиболее благоприятные условия.
Во-первых, благоприятное состояние железнодорожных и водных путей сообщения с базами сырья, а также отправка готовой продукции по Каме и Волге дадут заметную экономию.
Во-вторых, соседство крупных автомобильных городов Горький, Ульяновск, Ижевск, и, особенно, Тольятти, откуда можно было черпать богатый опыт.
В-третьих, в этом регионе были сосредоточены мощные стройорганизации – «Куйбышевгидрострой», «Татэнергострой», «Камгэсэнергострой» , объекты стройиндустрии.
В четвёртых, выбранное место имела избыток трудовых ресурсов, что немаловажно для набора кадров строителей и эксплуатационников.
Совет Министров СССР своим постановлением от 7 января 1970 года обязал министерства СССР обеспечить строительство КамАЗа.
.
Поручение для Украины.
21 января 1971 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР своим Постановлением №49 поручил Совмину и «Минмонтажспецстрою» Украинской ССР обеспечить изготовление и монтаж строительных металлоконструкций на объектах кузнечного производства КамАЗа.
В связи со значительным увеличением в 1971 году и в последующие годы объема работ по строительству камского автомобильного завода в городе Набережные Челны Татарской АССР организовать в составе треста «Криворожстальконструкция» Камского специализированного СУ-138 второй категории.
Так было сказано в приказе по Министерству монтажных и специальных строительных работ Украинской ССР.
Это был конкретный ответ Украины на поручение ЦК КПСС и Совмина СССР.
Но это было лишь начало.
Нужно было проделать большую организаторскую работу по созданию управления и обеспечению работы украинских монтажников на строительстве КамАЗа.
И такая работа началась.
По распоряжению министра монтажных и специальных строительных работ УССР Багратуни Георгий Рубенович почти все структурные подразделения министерства приступили к разработке организационно технических мероприятий, чтобы обеспечить выполнение поручения ЦИКа КПСС и Совмина СССР.
Требовалось разместить заказы на изготовление и поставку на монтаж металлоконструкций, установить контакт с проектировщиками, оказать помощь тресту «Криворожстальконструкция» в вопросах материально-технического обеспечения, изготовить и поставить настрой площадку КамАЗа для СУ-138 подготовить вагончики для жилья, конторы управления и металлические склады для хранения материально-технических ценностей и т.д.
.
– Пётр Петрович! Пригласите ко мне на беседу управляющего трестом «Криворожстальконструкция» товарища Штунделя, – отдал распоряжение Георгий Рубенович Багратуни начальнику «Укрглавстальконструкция» Пастернаку.
– Будет исполнено, - коротко ответил тот.
.
Беседа у министра.
Весной 1971 года на имя управляющего трестом «Криворожстальконструкция» из Киева поступила телетайпограмма.
На беседу к министру приглашали товарища Штунделя.
О цели вызова Штундель не знал, но предполагал, что речь будет идти об участии украинских монтажников в строительстве КамАЗа.
Накануне он имел по этому вопросу телефонный разговор с секретарём ЦК Коммунистической партии Украины Титаренко А.
В точно назначенный срок и время Александр Рудольфович Штундель на автомашине «Волга» прибыл в столицу Украины.
Здесь на улице Свердлова в доме 15 размещались министерство монтажных и специальных строительных работ и главк «Укрглавстальконструкция».
В приемной министерства Штунделю сообщили, что министра пока ещё нет, но вот - вот он будет.
Сняв пальто и шляпу, Штундель причесал сбившиеся на голове волосы, поправил галстук, и, присев за стол, стал терпеливо ждать.
Наконец министр появился:
– А ты уже здесь, Александр Рудольфович? Очень рад, здравствуй! Заходи, пожалуйста и распахнул дверь своего кабинета.
Пока министр раздевался, Штундель удобно устроившись в кожаном кресле, взял блокнот и авторучку.
Георгий Рубенович, человек уже не молодой, среднего роста, с характерными для кавказцев чертами лица и острым проницательным взглядом, справившись про здоровье и поинтересовавшись о делах в управлении, сразу же приступил к делу:
– Александр Рудольфович, как ваше мнение насчёт посылки на КамАЗ наших монтажников?
– Самое положительное, Георгий Рубенович!
– Тогда прочтите вот это!
Он неторопливо извлёк из сейфа какой-то документ и протянул его Штунделю.
Это было постановление ЦК КПСС и совета министров СССР за №49 от 21 января 1971 года.
В нём было записано следующее: «Поручить Совету Министров Украинской ССР и Министерству монтажных и специальных строительных работ УССР обеспечить изготовление и монтаж металлоконструкций на объектах кузнечного производства Камского автомобильного завода».
Ознакомившись с постановлением, Штундель сказал:
– Я правильно понял, что ЦК партии и совмин поручают украинским монтажникам изготовить и смонтировать конструкции пяти корпусов «кузницы» КамАЗа?
– Совершенно точно – ответил министр. – Задача почётная и очень ответственная. Чтобы её выполнить мы в министерстве наметили ряд практических мероприятий, а непосредственное исполнение монтажных работ решили доверить вашему тресту.
– Большое спасибо за доверие, Георгий Рубенович, искренне рад, что выбор пал на нас.
– Тогда ближе к делу, – предложил министр.
Он познакомил Штунделя с мероприятиями министерства, ответил на ряд вопросов, сообщил по ходу, что он назначил заместителя начальника главка Юрия Ивановича Зыбина ответственным лицом, контролирующим от выполнения мероприятий.
– Ну что ж у меня пока вопросов нет, – заявил Штундель.
– В таком случае за работу, дорогой Александр Рудольфович, держите со мной постоянную связь, информируйте.
– Желаю успеха! – сказал министр Багратуни.
После беседы с министром, управляющий трестом решил уточнить и согласовать свои дальнейшие действия с руководителями отделов министерства и главка.
О своей беседе с министром сообщил начальнику главного управления «Укрстальконструкция» Петру Петровичу Пастернаку.
Тот также пообещал оказывать криворожанам всестороннюю помощь и поддержку, пожелал удачи.
С приподнятым настроением, бодрым шагом покинул Александр Рудольфович здание министерства.
У подъезда его поджидала «Волга».
Шофёр Анатолий Гарбуз, как всегда был на высоте и готов поехать в неближний обратный путь.
Поудобней расположившись на мягком сидении и глубоко задумавшись, управляющий трестом вновь и вновь вспоминал детали бесед.
Его впечатлила масштабность решения предстоящих задач.
С чего начинать?
Как найти главное звено в работе?
Времени в пути было достаточно, чтобы хорошо продумать план дальнейших действий и даже подремать.
«Главное, с чего надо начать ,– думал Штундель, – это создать сплочённый, работоспособный коллектив монтажников. Надо найти авторитетного, технически грамотного, энергичного руководителя будущего управления».
В тресте, которым он руководил, было немало талантливых руководителей. Перебирая по памяти каждого из них и давая характеристику каждому, Штундель размышлял, кому же из них отдать предпочтение.
Наконец, выбор его упал на молодого инженера, начальника СУ – 106 Александра Дмитриевича Коника.
Управление – лучшее в тресте.
Сам руководитель, несмотря на молодость, имеет опыт работы с людьми. – Да, видимо, лучше кандидатуры чем Саша, не подобрать.
В Кривой Рог вернулись поздно вечером.
.
Совещание в тресте.
На следующий день после возвращения из Киева, управляющий
треста в своем кабинете дал распоряжение секретарю вызвать к нему на совещание всех руководителей отделов, главных специалистов и заместителей, а также некоторых руководителей СУ и автобазы треста.
Все прибыли в точно назначенное время.
На совещании присутствовали также главный инженер треста Василий Варфоломеевич Голубенко и секретарь парткома Николай Павлович Редебура.
Перед собравшимися выступил управляющий трестом.
Он подробно проинформировал о состоявшейся беседе у министра, предстоящей работе на команде, мероприятиях по образованию нового коллектива монтажников.
В связи с этим каждый руководитель отдела или специалист, к определённому сроку обязывался составить глубоко продуманный план мероприятий по обеспечению образования нового управления для работы на КамАЗе.
Штундель потребовал, чтобы план был предоставлен ему на утверждение.
С целью ознакомления с условиями работы на КамАЗе было решено направить в город Набережные Челны заместителя управляющего трестом Александра Моисеевича Гута и главного технолога треста Федора Адамовича Соловьева.
.
Кому быть начальником?
В этот же день после совещания Александр Рудольфович встретился и имел беседу с начальником СУ – 106 А. Д. Коником, подробно рассказал ему об итогах визита в Министерство:
– Нашему тресту поручено включиться во всенародную стройку по сооружению КамАЗа , предлагают смонтировать корпуса кузнечного производства. Чтобы выполнить задачу, нужно прежде всего организовать новое управление. Это дело мы решили поручить вам. Как вы на это смотрите?– Спросил управляющий.
Несколько ошарашенный этим предложением, Коник А. Д. ответил:
– Идя к вам на беседу, я примерно догадывался, что управляющий решил послать на КамАЗ от нашего СУ один или два участка, но выходит, что мой прогноз не оправдался. То, что вы мне предложили организовать и возглавить новое управление, стало для меня полной неожиданностью. Надо подумать!
– Что ж подумай, подумай…
Выйдя из кабинета управляющего А. Д. Коник думал: «Хватит ли сил, воли, энергии, знаний».
Никогда ему ещё не приходилось создавать новые коллективы.
Руководил коллективом СУ– 106, но его создавали до него.
СУ– 106 – это давно существующая монтажная организация, здесь были подобранны опытные кадры, сложились традиции, создана хорошая материально-техническая база – все готово.
Только руководи, координируй деятельность прорабов, выполняй план.
Мысленно представил себе ответственность задачи, которые передним встала.
«Что же заявить управляющему? Нет, не справлюсь» и попросить подыскать другого?
Управляющий скажет: «Трус, ты, Саша, паникёр!»
Но ведь это не в моем характере.
Глубоко убеждён что мои попытки отнекиваться отговариваться вряд ли будут приняты в расчёт.
И Коник решил принять предложение.
.
Согласен.
Прошло четыре дня.
Александр Рудольфович вновь пригласил Коника для продолжения разговора.
– Так, что же вы решили, Александр Дмитриевич?
– Предложение принимаю, рассчитываю на вашу всестороннюю помощь – ответил Коних.
– Ну, вот и хорошо – сказал Штундель, – отныне считайте себя начальником нового СУ, пока ещё не существующего. Обязанности начальника СУ – 106 передайте Креминскому Венедикту Николаевичу, а сейчас побеседуйте с прибывшими из командировки с КамАЗа товарищами Гутом и Соловьёвым, ознакомьтесь с нашими мероприятиями по оказанию вам помощи.
Приготовьтесь поехать вместе со мной и другими товарищами на КамАЗ.
Там мы на месте разберёмся с обстановкой.
Приказ о присвоении номера вновь создаваемого управления, а также о назначении вас начальником этого управления получите позже.
Спустя некоторое время такие приказы поступили.
По главному управлению «Укрглавстальконструкция» от 16 ноября 1971 года начальником СУ-138 назначен А. Д. Коник, главным инженером В. В. Хоменко.
.
Командировка в Татарию.
С целью общего ознакомления с местностью, климатом, городом Набережные Челны, представления руководителям города, а также, установления тесного контакта с руководителями строительства КамАЗа 30 мая 1971 года четыре инженера: Юрий Иванович Рыбин, заместитель начальника главного управления «Укрглавстальконструкция», Александр Рудольфович Штундель - управляющий трестом «Криворожстальконструкция» , Александр Дмитриевич Коник - начальник вновь создаваемого управления №138, главный инженер управления механизации №122- Юрий Абрамович Бронштейн самолетом АН-24 с Криворожского аэропорта «Смычка» вылетели в город Набережные Челны.
Маршрут полёта проходил через Москву.
В аэропорту «Быково» самолёт приземлился, а отсюда, через час после посадки, вновь летел к месту назначения.
За время нахождения в салоне самолёта наши путники были в хорошем расположении духа, шутили, рассказывали друг другу анекдоты.
Приземлились в аэропорту города Набережные Челны около 5 вечера.
В город добирались «ПАЗиком» по асфальтовой дороге.
Шёл последний день весны, лучи солнца щедро освещали и обогревали все созданная природой и гением человека.
Перед посланцами Украины открылась чудесная панорама: по обоим сторонам дороги зеленели небольшие берёзовые рощи, сосны, ели, пихты, кустарник, густая трава.
Чистый ароматный воздух.
Оказывается, в этих краях жил и творил великий русский художник Иван Иванович Шишкин.
– Юрий Иванович! Ваши впечатления? – спросил Штундель.
– Самые наилучшие, – последовал ответ Зыбина.
Этот край напоминает мне нашу Кудашевскую турбазу «Алые паруса».
В нескольких километрах от города на возвышенности возле дороги, установлен монумент с изображением гидроэлектростанции и будущего гиганта – КамАЗа.
На лицевой стороне монумента в центре слова: «Друзья, город Набережные Челны приветствует вас!».
А несколько ниже надпись: «Трудность забудется, чудо свершится, сбудется то, что сегодня лишь снится!».
– Какие чудесные слова! – восхитился Юрий Абрамович Бронштейн.
Автобус с пассажирами прибыл.
Шофёр, выключив мотор объявил:
– Мы приехали в город Набережные Челны.
Стояли возле временно сооруженного одноэтажного кирпичного домика, называемого городским автовокзалом.
Накануне были обильные дожди, кругом развезло, стояли мутные лужи.
Расплатились с водителем, Юрий Иванович спросил у него, где гостиница для приезжих.
Тот подумав, ответил:
– Не знаю, успели ли построить такую, по-моему нет, но слышал, что всех командированных размещают в посёлке ГЭС, здание под номером 3/60.
Название улицы не было цифра три означало квартал, а 60 – номер дома.
Это и было «гостиница» обычный «хрущевский», пятиэтажный семейный жилой дом.
От автовокзала до посёлка шли едва ли не 5 километров пешком, мимо посёлка ЗЯБ
– Одни посёлки – неожиданно сказал Бронштейн, – а где же город?
А города, как такового и впрямь не было.
Набережные Челны – это тоже когда-то был посёлок на берегу реки Камы и сплошь состоял из деревянных, одноэтажных домов
Когда началось строительство Нижнекамской ГЭС к Набережным Челнам присоединили посёлок Гидростроителей из пятиэтажных, крупноблочных и панельных домов.
Современный же город из семи-, девяти- и двенадцатиэтажных домов со всеми коммунальными удобствами, комплексами торговли, бытового обслуживания, школами и так далее только ещё начинал строиться.
Но об этом наши криворожане узнали позже.
Взору «первопроходцев» из Кривбасса на их пути следования в посёлок представилась картина огромной строительной панорамы: всюду нарыты траншеи ввода водопровода, канализации, котлованы для устройства оснований под жильё, объекты соцкультбыта.
Рядом лежали груды грунта, кучи строительного мусора, кирпичи на поддонах и навалом, бетон, раствор, цемент, стекло, арматура, гравий, щебень, трубы, тавровые балки.
Много новой и новейшей техники.
Слышались непрерывные удары металлического молота – сваебоя.
Поднявшись на возвышенность, господствующей над городом, они увидели как от пристани в город с чемоданами, рюкзаками, сумками идут люди к зданию управления строительства КамАЗа, чтобы устроиться здесь на работу.
Наконец, все четверо изрядно уставшие, но с массой впечатлений добрались до 3/60.
Семейный жилой, не совсем достроенный дом.
Комендант, проверив документы, любезно назвала номер комнаты, куда они могли заселиться и местонахождение буфета.
Разместившись на третьем этаже в трёхкомнатной квартире, криворожане наскоро перекусили и тут же, уставшие от дороги легли спать.
.
Продолжение следует…
Фото: музей КАМАЗа
Что касается описок и пропусков, укажите где, исправлю... Относительно слова "криворожане". Если сам автор так назвал себя и своих товарищей, то посчитал, что негоже править исторический текст и оставил текст в редакции Лаврентьева А.А. Кстати, жителя Кривого Рога можно назвать и криворожец, и криворожанин. Допустимы обе формы в русском языке.
Ответить (0)Читать очень интересно, но ошибки, описки и пропуски убивают. Особенно слово "криворожане". Всю жизнь считал, что жителей Кривого Рога называют криворожцы.
Ответить (0)