Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.
Визиты.
Утром следующего дня, приведя в порядок одежду и обувь, взяв необходимые документы, посланцы Криворожья решили первый визит нанести в горком партии.
В приёмной горкома сообщили о себе и о цели приезда.
Раис Беляев – первый секретарь Набережночелнинского горкома партии тут же предложил им зайти в его кабинет.
Поздоровался с каждым из прибывших, предложил сесть
– Слушаю вас, товарищи! – сказал Беляев
Рыбин:
– Вы, вероятно знаете, что ЦК КПСС и совмин страны поручили украинским монтажникам принять участие в строительстве КамАЗа.
Беляев:
– Да, я в курсе и понял, что вы прибыли к нам в Набережные Челны, чтобы на месте ознакомиться с вопросам обеспечения вас фронтом работ на кузнечном производстве.
Рыбин:
– Совершенно верно. На первых порах мы хотели бы получить от вас хотя бы в общих чертах информацию о ходе строительства КамАЗа.
Беляев хорошо владел обстановкой и с удовольствием рассказал о сооружении автогиганта.
Штундель:
– Товарищ первый секретарь горкома! Решением министерства монтажных и специальных строительных работ Украины здесь в Набережных Челнах предполагается организовать монтажное управление и это дело возложена на трест «Криворожстальконструкция», которым я руковожу. Прошу вашего содействия.
Беляев:
– На это можете рассчитывать.
Попрощавшись с первым секретарём горкома, Зыбин, Штундель, Коник и Бронштейн направились в главное управление «Минмонтажспецстроя» СССР по строительству КамАЗа.
Здание управления размещалась в том же посёлке ГЭС в пятиэтажке под номером 8/30 (внизу на фотографии видна только часть этого дома).
К счастью, начальник главка, член коллегии Минспецстроя СССР Михаил Саддардинович Саддардинов находился на месте.
– Очень рад вас видеть дорогие товарищи! – Сказал Михаил Саддардинович, – накопилось очень много вопросов, которые надо решать.
Он в первую очередь поинтересовался, как думают украинские монтажники производить монтаж конструкций «кузницы»?
Юрий Иванович и Александр Рудольфович проинформировали начальника главка о разработанных организационно-технических мероприятиях и обо одном из них: о создании в Набережных челнах специализированного монтажного управления и просили его оказать практическую помощь, особенно в обеспечение жильем.
– Вопрос не из лёгких – ответил Саддардинов, затем подумав, добавил, – все же постараемся помочь. В прошлом году Минмонтажспецстроем СССР на КАМАЗе были организованы челнинские монтажные управления треста «Стальконструкция», «Татэлектромонтаж», «Башсантехмонтаж», «Промвентиляция» с участием трестов «Двигательмонтаж», «Союзлифтмонтаж», «Монтажтермоизоляция»и других. Одобряю идею организации в Набережных челнах монтажного управления треста «Криворожстальконструкции». Все управления и участки создали свои производственные базы, решили вопрос обеспечения жильем, правда, без удобств. Многие работники размещены в брезентовых палатках, металлических и деревянных домиках, на частных квартирах, а кое-кому «повезло» – поселился в общежитии. Все коллективы монтажников включились в работу и стали выполнять план. Что касается нашего объекта – «кузницы», там генподрядчик УС «Автозаводстрой», кое-что уже делал, подготовил нам фронт работ. Полагаю, что сегодня или завтра вы встретитесь с руководством этого управления и на месте более детально разберетесь во всех вопросах, касающихся монтажа конструкций «кузницы».
Желаю успехов.
В кабинете начальника главка были также Гончаров - главный инженер и заместитель начальника главка Давыдов.
Зыбин Юрий Иванович от имени своих товарищей поблагодарил начальника главка за информацию и попросил товарища Саддардинова выделить транспорт для поездки к генеральному подрядчику УС «Автодорстрой».
Просьба была удовлетворена.
.
Встреча с генподрядчиком.
В этот же день представители Украины встретились с генеральным подрядчиком – начальником управления строительства «Автозаводстрой» Владиславом Александровичем Фоменко.
Управление размещалось в больших брезентовых палатка в непосредственной близости от строительства корпусов завода.
Это необычная обстановка на первых порах как-то обескураживала криворожан, но потом всё встало на свои места, когда их пригласили в «кабинет» начальника УС.
– Не удивляйтесь, два года подряд мы трудились в таких «фронтовых» условиях, ничего привыкли!
Ю. И. Зыбин сообщил начальнику «Автозаводстроя» о цели приезда на КамАЗ, представил каждого из членов делегации, попросил его рассказать о строительной готовности объекта.
Начальник строительства ответил, что «кузницей» у них занимается строительная управление №1.
Его начальником является Прихожан Пётр Борисович, а главным инженером – Андрей Андреевич Ковалевский.
Руководители СУ- 1 появились через 15 минут.
В образовавшуюся паузу начальник управления строительства и криворожане продолжали знакомиться между собой.
Оказалось, что Александр Дмитриевич Коник и Владислав Александрович Фоменко оканчивали Одесский инженерно - строительный институт, один и тот же факультет.
Фоменко коротко проинформировал о ходе строительства КамАЗа, рассказал о трудностях, которые приходится преодолевать:
– Главные силы строителей и монтажников мы сосредоточили на строительстве жилья и объектов социальной сферы, но не забываем о промышленном строительстве. Готовим фронт работ для монтажников.
Что касается кузнечного завода, то о строительной готовности на этом объекте расскажут Пётр Борисович и Андрей Андреевич.
– Что можно сказать? Пока что нечего сказать! Стройготовность отсутствует. Кроме планировки ничего не сделано. Но мы принимаем меры, чтобы своевременно построить фундаменты, подъездные пути, обеспечить обратную засыпку, – заявил Прихожан, – думаю, что через месяц – полтора можно начинать монтаж.
Штундель в ответ:
– Ну что же, поживём, увидим! Но в любом случае не вам, не нам нельзя терять драгоценное время.
Распрощавшись с руководителями строительства, представители Украины на «газоне» начальника УС отправились в посёлок ГЭС, чтобы в «гостинице» 3/60 немного отдохнуть, перекусить, обменяться мнениями, проанализировать итоги работы за день, наметить план дальнейших действий.
По дороге остановились в посёлке Гидростроителей возле продмага.
Зашли в магазин узнать, как организована продовольственная снабжения трудящихся КамАЗа и купить себе «харчей» для пропитания.
Ассортимент продуктов порадовал своим разнообразием: тут можно было купить по невысокой государственной цене колбасу варёную или копчёную, окорока, сыр, масло сливочное, рыбные консервы, молоко и кефир, хлебо- булочные изделия, словом всё, что пожелаешь!
– Ну и как вам нравится снабжение? – Спросил товарищей А. Д. Штундель.
– Выше всяких похвал, по крайней мере не хуже, чем в Киеве, – отозвался с Зыбин.
В гостинице переоделись, разложили на столе закупленную снедь.
В центре стола водрузили «горилку с перцем».
После ужина Ю. И. Зыбин внёс предложение, чтобы каждый поделился увиденным и услышанным за день.
Штундель:
– Впечатление о том, что я сегодня видел и слышал – хорошее. Нужно немедленно включаться в работу на КамАЗе и нам, а для этого организовать здесь монтажное управление.
Коник:
– За один день и всего и в деталях не узнаешь. А том, что создавать здесь управление, вопрос решен. Заранее предвижу, что придётся преодолеть массу препятствий и трудностей. Поэтому помощь со стороны главка и треста крайне необходима.
Бронштейн:
– Руководство управления механизации треста понимает всю важность и ответственность за обеспечение вновь создаваемого на КАМАЗе управления монтажников техникой и кадрами. Вместе с Иваном Фёдоровичем сделаем все от нас зависящее, чтобы выполнить эту задачу.
Зыбин:
– Я полностью разделяю мнение всех. Впечатления о размахе строительства огромно. Украинцы немедленно должны включиться в работу на КамАЗе.
Обсудив попутно ряд других вопросов, решили, что заместитель начальника главка «Укрстальконструкция» Ю. И. Зыбин, управляющий трестом «Криворожстальконструкция» Ю. И. Штундель и главный инженер УМ-122 Ю. А. Бронштейн завтра улетают на Украину, а начальник вновь создаваемого управления А. Д. Коник на некоторое время задержится на КамАЗе, чтобы решить ряд неотложных задач:
1. Установить реквизиты, адреса разгрузочных пунктов, куда будут поступать грузы для Камского СУ-138
2. Договориться с управляющим трестом «Стальконструкция» (Московский трест здесь уже строил базу) на выделение крана и автотранспорта.
3. Уточнить место для базы управления: конторы, складов, мастерских.
4. Определить место в городе, где будет производиться набор рабочей силы и другое.
.
Рано утром следующего дня трое из криворожан автобусом выехали на аэродром, а Коник, пожелав товарищам счастливого пути, остался в гостинице и наметил программу дальнейших действий.
В главке, куда он обратился, ему называли пункты, железнодорожные тупики, куда будут поступать грузы – тупик №25.
С трестом «Стальконструкция» заключил договор о принятии в аренду автокрана и двух грузовых автомобилей ИФА.
Место для базы управления определили возле административно-бытового корпуса будущего КамАЗа – в 8 км от объекта – «кузницы».
Местные власти при содействии горкома партии разрешили прием рабочей силы и определили пункт – рядом с кинотеатром «Чулпан».
Там был установлен небольшой деревянный вагончик, который на время выделили строители СУ-1 «Автодорстроя».
Заместитель начальника главка по строительству КамАЗа Юрий Михайлович Давыдов передал Конику распоряжение на временное заселения трёх квартир недостроенных домах в поселке ГЭС.
– Уже хорошо! Человек 40– 45 можно разместить,– подумал начальник управления.
Далее он нанёс визит управляющему банка и уточнил реквизиты «расчётный счёт 1401052 Набережночелнинского отделения Стройбанка города Набережные Челны».
Коник установил связь с железнодорожной станцией «Круглое поле» в нескольких километрах от города.
Нужно было наладить тесный контакт и с руководством заказчика.
Администрация кузнечного завода в то время не имела своей капитально обустроенной базы и размещалась, как и все строители Камского автозавода, в деревянных и металлических вагончиках в в посёлке ГЭС.
Здесь Александр Дмитриевич и встретился с руководством будущей «кузницы».
Договорились о взаимной помощи и поддержке, особенно по вопросам набора и обучения рабочих кадров.
Остальные вопросы, а их было много, нужно было решать при помощи треста.
Побыв на КамАЗе ещё несколько дней, Коник рейсовым самолётом через Москву вылетел в Кривой Рог.
Выйдя из салона самолёта с шумом по голове от рёва моторов, Коник подумал: «КамАЗ хорош, но Кривбасс всё же лучше!».
В трест он сегодня не поедет, а направится домой.
Надо хорошенько подготовиться к докладу управляющему, обосновать свои предложения по поводу организации работы управления.
Таксист отвёз его в «Рыбасово».
Здесь была его квартира.
.
В кругу семьи.
Дома Александра встретили мать – пенсионерка, в прошлом учительница и младшая дочь Наташа.
Жена Лидия Александровна была на работе, а старшая дочь Ирина – в школе.
В полном составе семья собиралась лишь вечером.
Приезда Александра Дмитриевича из Татарии ожидали с нетерпением, а когда он вернулся, радости не было предела.
Домочадцы буквально забросали его вопросами о городе, откуда он возвратился, о КамАЗе, где придётся работать, о жилье, где придётся жить, о погоде и о многом другом.
Обо всём, что видел и ощущал, Александр Дмитриевич спокойно и увлекательно рассказывал:
– Набережные Челны - очень небольшой городок, главным образом из деревянных построек, районный центр, входит в состав Татарской автономной республики. Расположен на песчаном правом берегу реки Кама , притоке Волги, имеется небольшая пристань, где швартуются речные суда. По берегам Камы – лес. Старый город Набережные Челны обнаружить не легко, так как он застроен пятиэтажками. На окраине города, на Каме началось строительство Нижнекамской ГЭС, но предварительно построили огромный посёлок в несколько раз больше, чем сам старый город.
С началом строительства Камского автозавода, который занял территорию в около 5 000 гектаров, строительство электростанции было временно прекращено. А посёлок назвали посёлком Гидростроителей.
В 13 километрах от старого города началось строительство Нового города для трудящихся КамАЗа. В городе есть школа, техникум, магазины, кинотеатр, ходит трамвай, автобус. Со временем будет троллейбус и даже метрополитен.
– Папа! Я обязательно поеду с тобой на КамАЗ, – сказала Наташа.
– Прекрасно, придёт немного времени, и мы уедем все, разве, что на какое-то время здесь останутся бабушка и Ира, – ответил глава семьи.
На приеме у управляющего.
В 9 утра начальник СУ-138 был уже в кабинете управляющего трестом.
В кабинете собрались все руководители отделов.
Управляющий попросил Коника рассказать, какие вопросы ему удалось решить на месте, какие – нет, и что он думает предпринять, какая требуется помощь.
Коник подробно доложил о том, что решил в Челнах:
– Сейчас настало время укомплектовать управление кадрами. Думаю, что рабочих найдём на КАМАЗе, но потребуется время и специалисты, чтобы их обучить, поэтому прошу трест оказать помощь в специалистах, Николай Кириллович!
– Как решается этот вопрос? – Обратился Штундель к начальнику отдела кадров треста Крючкову.
– Я беседовал со многими бригадирами и инженерно – техническими работниками о возможности поехать и поработать на строительстве КамАЗа.
Многие поехать не против и ждут только команды.
– Слышите, Александр Дмитриевич? Ждут команды! Правда, многие специалисты поедут к вам, как командированные, но мы не будем возражать, если они пожелают работать в новом управлении постоянно. Это уж ваша забота заинтересовать их – сказал управляющий трестом.
Иван Фёдорович Дищина - начальник управления механизации №122 сообщил, что участок механизации, который будет работать в составе СУ - 133 на КАМАЗе – укомплектован.
Участок возглавляет Альберт Константинович Гиренко.
– Автомобильный транспорт для работы на строительстве КамАЗа, в основном подготовлен, подбираем и комплектуем кое-какие запасные части, – проинформировал начальник автобазы треста Каркин Олег Николаевич.
Владимир Емельянович Курлянд – начальник отдела материально-технического обеспечения, твёрдо заявил:
– Снабженцы тоже готовы в полном объеме обеспечить Камазовское управление всем, что им полагается по действующим нормам. Ждём распоряжение чего, сколько, когда и куда отправить.
А. Д. Конику ничего не оставалось, как встать и сказать:
– Я благодарен вам, Александр Рудольфович, всем руководителям отдела, Ивану Фёдоровичу, Олегу Николаевичу за ту помощь, которую решили нам оказать.
После совещания он встретился с руководителями и специалистами треста, обсудил детали предстоящей работы, оставил им Челнинские реквизиты.
Николай Кириллович Крючков предложил Конику лично переговорить с товарищами, давшими согласия поехать в составе СУ-138 на строительство КамАЗа.
Такие переговоры состоялись.
Коник подолгу беседовал с каждым, задавал разные вопросы, выяснял способности, запросы и нужды желающих выехать на стройку.
Некоторые интересовались перспективой управления после окончания работ на КамАЗе.
В это время ходили упорные слухи, что в Черкассах разворачивается большое строительство и что там будет организовываться Управление монтажников под номером 138.
Однако слухам не суждено было сбыться.
СУ - 138 после окончания работ на КамАЗе, вместо Черкасского, стало Криворожским.
.
Отъезд к новому месту работы.
Внимательно изучив мероприятия треста, связанные с формированием СУ, получив в отделе кадров копию штатного расписания, решив ряд других вопросов, Коник доложил управляющему треста об отъезде к новому месту назначения, чтобы развернуть там работу по созданию управления.
– Езжай, дорогой, езжай! Организую! – Напутствовал Коника Штундель.
В том, что ты способен быть хорошим организатором мы с Василием Варфоломеевичем не сомневаемся! Главный инженер треста, начальники управлений, главные специалисты подключены к этому делу. Всё, что намечено мероприятиями треста, будет полностью выполнено. Люди, главным образом специалисты, к вам в Челны поедут, часть из них уже поехала, технику привезут, снабженцы не подкачают, доставят на КамАЗ всё, что нужно для жизни и работы коллектива управления. Заказы на изготовление и поставку металлоконструкции размещены. Вчера мне позвонили из Днепропетровска, с завода металлоконструкций имени Бабушкина, доложили о том, что заказ для КамАЗа исполняется в первую очередь, наравне с заказами для Байконура. Что касается технической документации, думаю, что проектировщики не подведут. Хотя не исключено, что по ряду причин, они не смогут своевременно обеспечить документацией весь объём работ. Тем не менее, сознавая важность объекта, они дадут нам возможность работать нормально. Заранее предвидим, что нелегко вам придётся, но глубоко убеждены, что с поставленной задачей вы справитесь с честью. Управление №138 будет создано и украинские монтажники приступят к строительству кузницы КамАЗа, не знаю удастся ли приступить в этом году, но в первом полугодии 1972 года – обязательно!
– Спасибо, Александр Рудольфович, за эти тёплые слова, - ответил Коник.
На второй день после разговора с управляющим и главным инженером треста, попрощавшись с семьей, Коник выехал в Татарию, в город Набережные Челны, чтобы сформировать там Камское СУ и приступить к монтажу конструкций кузнечного завода КамАЗа.
.
На новом месте работы.
Прибыв на новое место работы в город Набережные Челны, Александр Дмитриевич Коник поселился в посёлке ГЭС в гостинице 3/60.
Утром следующего дня, после прибытия, встретился с начальником главного управления «Монтажспецстрой» СССР по строительству КамАЗа М. С. Саддардиновым.
Коник попросил выделить ему квартиру на семью.
Просьба была удовлетворена.
В этом же посёлке, в 3/43 он получил двухкомнатную квартиру.
Обстановка.
Администрация кузнечного завода размещалась в одном из пятиэтажных домов, а её отделы находились в вагончиках.
Контора генподрядчика располагалась в больших, утеплённых палатках возле стройобъектов.
На степном участке территории будущего автозавода в 1969-1970 годах побывали разведчики: геодезисты, гидрологи, топографы, геологи и буровые мастера.
Строители работали на жильё и соцкультбыте.
Лишь небольшая часть трудилась на производственных объектах.
В конце ноября 1971 года начался монтаж первых колонн автосборочного цеха.
Работы велись в километровом котловане.
Сверху люди в нём казались крохотными только стальные громады кранов, как всегда, выглядели внушительными.
На открытой равнине, позади котлована, почти у самого горизонта расстилались многоэтажки Нового города.
Полным ходом велись работы на ремонтно-инструментальном заводе.
На кузнечном, только что приступили к отрывке котлована.
Таковой была общая обстановка настройки к моменту прибытия Коника на КамАЗ.
.
И вновь: с чего начать?
Этот вопрос перед Коником возник не случайно и не в Набережных Челнах, а ещё в Кривом Роге.
Он твёрдо решил организовать базу управления, образовать костяк будущего управления, подобрать специалистов; ИТР и бригадиров, решить вопросы быта: жильё, питание, досуг, обеспечить людей работой.
– Вот с этого и нужно начинать, – думал Коник.
.
База.
По распоряжению начальника главного управления на прилегающих к производственной базе территории, был отведён участок земли, на котором и разместилось Камское специализированное управление №138 - монтажный двор для размещения автотранспорта, тракторов, складских бытовых помещений, ремонтной мастерской и конторы управления.
В самой же производственной базе главка, в пролёте №15 установили станочное оборудование для изготовления монтажных приспособлений и такелажа, ремонта средств малой механизации.
В 1972 году рядом с корпусом №5 кузнечного завода был построен склад металлоконструкций, оснащенный двумя козловыми кранами К-182.
До июня месяца конструкции с украинских заводов металлоконструкций поступали и разгружались железнодорожном тупике №25.
Склад металлоконструкций служил не только местом разгрузки металлоконструкций, их складирования, но и площадкой для укрупнительной сборки.
Непосредственно на базе управления, складе металлоконструкции строй объектов была установлена телефонная связь.
.
Специалисты.
Формируя новое монтажное управление, Коник сумел подобрать наиболее опытных рабочих и ИТР, которые и составили костяк коллектива.
Ему не стоило большого труда убедить того или иного работника поехать на КамАЗ.
Многие дали согласие о переходе на работу в СУ-138:
Это инженерно-технические работники - Козулин Олег Дмитриевич, Миролюбов Лев Николаевич, Бовканюк Петр Порфирьевич, Волков Василий Николаевич, Спащанский Владимир Герасимович, Сокур Николай Алексеевич, Самолдин Иван Петрович, Терехов Николай Алексеевич, Калашнюк Владимир Евгеньевич, Малышев Валерий Павлович , Мунтян Николай Иванович, Новиков Александр Григорьевич, Никифоров Модест Михайлович, Москанев Станислав Григорьевич.
Все они со знанием дела и ответственно относились к своим обязанностям, трудились в полную меру своих сил.
Четверо из них стали начальниками участков, шесть – производителями работ, девять – мастерами.
Рабочие - Новгородцев Григорий Порфирьевич, Лукашенко Григорий Гаврилович, Кривошеин Григорий Иванович, Ивасько Василий Алексеевич,
Полищук Виктор Васильевич, Ткаченко Николай Тимофеевич, Бакунец Иван Арсентьевич, Солдатов Валерий Михайлович, Захарченко Николай Нестерович, Коваленко Николай Захарович, Коваленко Виктор Захарович
Соловьев Николай Иванович, Колобовников Виктор Васильевич, Переходов Владимир Романович, Белик Михаил Петрович, Власов Виктор Иванович.
Это бригадиры и звеньевые – они и составили ядро управления.
Конику удалось подобрать и неплохой аппарат управления, который помогал ему эффективно руководить и положительно влиять на всю хозяйственную деятельность.
Структура управления №138.
Руководство:
Начальник управления - Коник Александр Дмитриевич
Главный инженер - Хоменко Виктор Васильевич
Заместитель начальника - Лаврентьев Анатолий Андреевич
Секретарь - машинистка - Борзова Нина Васильевна
Отделы:
Плановый, начальник- Сербин Николай Николаевич, инженер - экономист, закончил Киевский институт народного хозяйства в 1969 году.
Балака Лидия Петровна – экономист.
ПТО - начальник - Козулин Олег Дмитриевич - инженер - строитель, закончил Всесоюзный политехнический институт.
Заместитель начальника - Коник Лидия Александровна
Инженеры- Сербина Лидия Степановна, Драбкина Полина Моисеевна
Бухгалтерия.
Главный бухгалтер - Трофименко Людмила Степановна
Заместитель главного бухгалтера - Довикова Валентина Степановна
Бухгалтер-материалист - Бочкарева Нина Ивановна
Бухгалтер Расчётчик - Власова Евгения Ивановна
Кассир - Буздина Зинаида Егоровна.
Отдел кадров - старший инспектор - Иванова Эльвира Васильевна.
ОМТС, начальник отдела - Лаврушин Дмитрий Николаевич, до него был Ващенко Василий Денисович .
ОТЗ, обязанности начальника отдела исполнял Есин Николай Семёнович.
За время пребывания в этой должности к работе относился халатно, теоретически был подготовлен слабо, работу отдела развалил.
С согласия постройкома профсоюза начальник управления Есина уволил.
Есин обратился с жалобой в народный суд.
Суд Есину в иске отказал.
С июля 1972 года начальником ОТЗ стал Зубко Владимир Евстафьевич.
Геодезисты.
Малышев Валерий Павлович, Черкашин Николай Васильевич.
ОГМ, Луцишин Николай Михайлович работал до 1 июня 1972 года, Сибилев Петр Васильевич - уволился в конце 1973 года.
.
Продолжение следует…