Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.
Прибыл главный инженер.
25 ноября 1971 года в Набережные Челны прибыла главный инженер управления Виктор Васильевич Хоменко.
До назначения на этой должности он работал в тресте «Криворожстальконструкция» начальником технического отдела.
Сначала поселился в гостинице 3/60, немного позже получил квартиру 8/30 здесь же в посёлке.
Встреча начальника главного инженера состоялась в квартире Коника.
О прибытии главного инженера Коник знал, в аэропорт выслал машину.
К приезду главного инженера у Коника была заранее припасена бутылочка хорошего, марочного вина и приличная закуска.
Немного выпив, руководители повели деловой разговор.
Первым начал Коник:
– Я очень рад вашему приезду. Здесь очень и очень много дел. Одному трудно решать проблемы.
– Обещаю быть в паре, чтобы вместе тянуть общую лямку.
– Как вы думаете, можно ли за пять лет построить шесть специализированных заводов?
– При определенных условиях это возможно.
– Я в этом плане убеждён. Если бы этого махину КамАЗ строил капиталист, скажем американский Форд, ему потребовалось бы грубо лет 15 – 30! А КамАЗ в отличие от других автозаводов, таких как МАЗ, КРАЗ, ВАЗ выделяется тем, что его комплектующие сосредоточены в одном месте – в Набережных Челнах и лишь колеса будут производиться в Заинске, а резина - в Нижнекамске.
Хоменко спросил:
– Но почему такая спешка?
– Я полагаю, что это объясняется возросшими потребностями общественного производства. Ведь на полуторке или ГАЗоне далеко не уедешь и много не довезёшь.
– Справимся ли мы с заданием, хватит ли у нас духу?
– Как говорят в народе – духу хватит, были бы деньги. Что касается кузнечного, то у нас хватит сил сдать его досрочно. В этом я глубоко убеждён.
– Вы, Александр Дмитриевич, в здешних условиях работы не разочаровались?
– Нет. Взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Коник продолжал:
– За время пребывания здесь мне кое-что удалось: положительно решил вопрос с производственной базой управления, создал костяк коллектива.
Люди к нам прибывают. Наметил план расстановки кадров, с чем хочу вас познакомить: по штатному расписанию нам положено иметь три монтажных участка. Предлагаю во главе их поставить: на участок №1 Никифорова Модеста Михайловича, на участок №2 Самолдина Ивана Петровича.
Но он прибудет к нам летом 1972 года, а временное исполнение обязанностей начальника участка №2 возложить на Волкова Василия Николаевича.
На участок №3 поставить Спащанского Владимира Герасимовича.
Нам надо организовать ещё и электросварочный участок, который мог бы возглавить Николай Алексеевич Терехов.
Хоменко ответил:
– Разумно.
– Чтобы наиболее эффективно строить нашу работу, необходимо, кроме общих обязанностей, определить приоритетные направления. Я беру на себя кадровые вопросы, жильё, а вас прошу заняться подготовкой производства.
Хоменко с этим согласился.
Процесс формирования управления.
Набор рабочей силы производился по 4 направлениям:
1. Временные командированные из СУ треста
2. Набор на месте, то есть в городе Набережные Челны
3. Организованный набор
4. Выпускники ПТУ
.
Командированные.
По приказу управляющего трестом, по заявкам начальника СУ-138, каждое спецуправление треста (СУ- 105,106,107,108, УМ-12) обязано было направлять в командировку на строительство КамАЗа определённую группу монтажников, электросварщиков, слесарей.
Составлялся график отправки рабочих этих специальностей.
Ход выполнения этого графика контролировал отдел кадров.
Давшие согласие на командировку, выезжали во вновь создаваемое управление, обеспечивались жильем и работой.
После окончания срока командировки, командированного увольняли и производили с ним расчёт по зарплате.
Некоторым, по их желанию, срок командировки продлевали.
Часть из числа командированных пожелала работать в СУ-138 постоянно.
В их числе: Бакунец И. А., Кривошей Д. И., братья Коваленко, Н. Н. Захарченко, В. В. Полищук, Г.Д. Новогородцев, В. А. Ивасько и ряд других.
Их зачислили в штат управления.
Все имели высокий разряд по профессии – пятый и шестой, возглавляли коллективы бригад.
Многие из числа командированных добросовестно относились к труду, демонстрировали высокое мастерство и качество в работе.
Игнат Александрович Булейко, бригадир монтажников из СУ – 106, работал на монтаже конструкции на кузнечном заводе, постоянно показывал образцы трудолюбия.
Его бригаду начальник управления всегда ставил в пример другим.
Начиная монтаж конструкции того или иного узла, бригада завершала его с полной отделкой и не оставляла после себя недоделок.
С такой же самоотдачи работала бригада Федора Васильевича Таботы и некоторые другие.
Командированы в большинстве своем наиболее опытные рабочие передавали свой опыт новичкам, вновь принятом на месте.
И это способствовало успешному формированию монтажного коллектива и выполнению поставленных задачи по строительству автозавода.
К сожалению, были среди командированных и откровенные «сачки».
Работавшие вполсилы, но требовавшие зарплату в полном объеме.
Нередко руководители СУ направляя того или иного работника в командировку, действуя по принципу: «На тоби, Боже, шо мени - не гоже».
Большие трудности в связи с миграцией кадров приходилось преодолевать начальникам участка, прорабам и мастерам.
– Владимир Евгеньевич! Готовьте замену. Срок командировке заканчивается, завтра или послезавтра уезжаю!
– Так может продлить? – Спрашивает бригадир Калашнюк.
– Нет, и так уже два раза продлевали.
– Вот, ёлки-моталки, – в сердцах скажет прораб, – всё рассчитал и подытожил, обеспечил хороший фронт работы, а работать завтра будет некому.
– Ну да, радуется, – говорил прораб Сокур Николай Алексеевич, – когда в твоем подчинении находится постоянный состав бригады, привыкаешь, знаешь профессиональные способности каждого члена бригады, знаешь, кому и какую работу поручить для исполнения. Но, если временные, то настроение портится. Не все командированные, пребывавшие на Всесоюзную стройку, чтобы строить КАМАЗ, были добровольцами.
Многих уговаривали, убеждали.
Почему так? Потому, что криворожские монтажники, особенно семейные, неоднократно бывавшие на больших и малых стройках за пределами Криворожья, хорошо знали о далеко не всегда нормальных условиях жизни и работы.
Были нередки случаи, когда в семьях из-за командировок возникали неприятности.
Могло ли Камское СУ-138 обойтись без командированных?
Можно однозначно ответить – нет!
Трест «Криворожстальконструкция» было основным поставщиком кадров для управления и его главной материально-технической базой.
.
Набор рабочей силы на месте.
Набор рабочей силы продолжался в течение всего периода строительства кузнечного завода.
Почему?
Это объясняется большой текучестью кадров.
На камазовскую стройку люди ехали, плыли, летели из многих регионов страны.
Были среди них патриоты, главным образом коммунисты, считавшие государственные интересы выше своих, личных.
Были романтики, решившие испытать себя на прочность и стойкость в жизни.
Эти, как правило, были молодыми людьми.
На куске фанеры, прикрепленной к вагончику снежной зимой 1972 года в посёлке Энтузиастов, кто-то написал: «Мы в палатках волком воем, но всё равно КамАЗ построим».
Попадались мерзавцы и подлецы, приехавшие настройку только затем, чтобы поживиться за счёт труда честных людей.
Попадались жулики, мошенники, шпана, были и неисправимые алкаши, наркоманы, беглецы от уплаты алиментов или просто несерьезные, легкомысленные люди, приехавшие на КамАЗ, чтобы «насолить» жене.
В период апогея на строительной площадке КамАЗа в 4 970 гектаров работало 103 тысячи человек.
Строителей и монтажников в СУ-138, работавших на строительстве кузнечного завода, насчитывалось 363 человека.
Далеко не все и не сразу включались в работу.
Значительная часть возвращалась обратно.
24 августа 1973 года в Набережных Челнах проходил Пленум горкома партии, на котором первый секретарь Раис Беляев в своем докладе приводил такие цифры: «в 1972 году на стройку была принято 19 600 человек, а уволено 16 000 человек. Повторилась картина и в 1973 году: за восемь месяцев принято 13 600 человек, уволено 13 000 человек».
Текучка была и в СУ-138.
Правда, в меньших размерах , но это при том, что мы щепетильно относились к подбору кадров: своевременно отсеивали лентяев, негодяев и жуликов.
Нам нужны не просто монтажники, а монтажники – профессионалы в самом широком смысле этого слова.
Объяснение простое – рабочие площадки по габаритам невелики, под ними – бездна.
Здесь даже самые элементарные работы, которые на земле можно выполнить играючись, требуют исключительного напряжения, мастерства и подлинного мужества.
Александр Дмитриевич Коник вопросу подбора кадров уделял самое пристальное внимание:
– Желательно больше и в первую очередь приглашать к нам бывших воинов армии и флота.
Искать таких людей приходилось не только на пункте сбора возле отдела кадров «Камгэсэнергостроя», но и выезжать в воинские части, работавшие на объектах строительства КамАЗа.
Придерживаясь этой рекомендации, мы сумели найти таких ребят и закрепить их в управлении.
К ним относились очень чётко и внимательно: заботились о жилье, обучали монтажного делу, разъясняли правила техники безопасности, рассказывали о нормах, расценках, оплате труда.
Был и казус.
16 ноября 1972 года.
16 бывших воинов Ленинградского военного округа изъявили желание поступить на работу монтажниками.
Были представлены главному инженеру управления на беседу.
В конце её ими был задан вопрос:
– По какому разряду мы будем у вас работать?
Главный инженер, не подумав, однозначно ответил:
– Конечно же, по второму, мы не можем сразу же дать вам третий или четвёртый.
После этого все 16 объявили, что они не согласны и от работы в управлении отказались.
И только вмешательство в это дело Коника позволило разрядить ситуацию.
Ребята остались.
Главного инженера можно было понять, он боялся идти на риск, не хотел допустить перерасхода фонда заработной платы.
За это никто по головке не гладил.
Но риск – благородное дело.
А разве строить КамАЗ в невероятно трудных условиях не было делом рискованным?
Не избежала громадная стройка перерасходов материально – технических ресурсов, нарушения нормативной дисциплины.
Должностью поплатился за это Евгений Никанорович Батенчук – главный начальник строительства КамАЗа.
Однако риск был оправдан и Батенчук вновь был восстановлен в своей должности.
Как осуществлялся набор?
Элементарно просто.
Вербовщик из СУ шёл на пункт сбора людей, пристраивался к какой-нибудь группе, негромко объявлял о желании такой-то организации принять на работу людей такой-то специальности.
Всех пожелавших вели в вагончик СУ-138, который стоял недалеко от кинотеатра «Чулпан» на беседу, затем автобусом «Кубань» везли на монтажную площадку для ознакомления, а уж затем в отдел кадров.
Представители администрации рассказывали прибывшим о городе, строительстве завода, условиях работы и жизни.
Говорили только правду, не суля золотые горы.
После этого кадровики стройуправления разводили всех пожелавших остаться работать на КамАЗе для соответствующего оформления документов, инструктажей, медосмотра и так далее.
А те, кто пожалел о своем приезде на эту стройку, те отправлялись домой.
Мы не могли принимать всех без разбора.
Нам нужны были физически крепкие монтажники – верхолазы, способные работать на высоте.
Очень многие из новичков не имели прежде ни малейшего понятия об этой профессии.
Частенько наших работников в полном смысле этого слово гнали в шею с пункта сбора и при этом объясняли: «люди прибыли к нам, то есть к генподрядчику, нет к вам – субчикам. Зачем вы их перехватываете?»
Сознательно или нет, но набор тормозился.
Приходилось обращаться в вышестоящие органы и недоразумения исчезали.
Из числа принятых на месте были и наши земляки.
Например, был принят на работу Николай Тимофеевич Ткаченко - студент третьего курса Днепропетровского инженерно-строительного института.
В управлении он возглавил бригаду монтажников.
После окончания Днепропетровского строительного техникума в управлении был трудоустроен Киселёв Вячеслав Петрович - бригадир монтажников.
Валентин Николаевич Миронов принял бригаду, отлично справлялся с обязанностями бригадира.
До СУ-138 он работал старшим мастером профтехучилища.
20 октября 1971 года на должность бригадира монтажников был принят Пигузов Виктор Захарович, знакомый с профилем нашей работы.
До поступления в СУ-138 он был шофёром, произошла авария, лишился прав и пришёл к нам.
16 октября 1971 года трудоустроился и возглавил звено Солдатов Валерий Михайлович.
.
Оргнабор.
Оргнаборовцы, прибывшие из Кривого Рога и Днепропетровска 10 июня 1972 года в количестве 30 человек, не прижились, да и к тому же все оказались неравнодушными к «зелёному змию».
.
Приобрели новую профессию.
Набрали, но нужной профессии – монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций и электросварщиков было принято очень мало.
Надо было обучить людей.
Активно в это дело включились криворожские специалисты – бригадиры монтажников, имевшие большой опыт в этом деле, а также инженерно – технические работники Бакунец И.А., Булейко И.А., Лукашенко Г., Полищук В.В. , Белик М. П. , Захарченко Н. Н., Кривошей Г.И., Новгородцев Г.Л., Коваленко Н.З., Колобовников В.В. , прорабы Сокур М.А., Калашнюк В.Л., мастера Мунтян М. Л.,,Шовиков В. Г.
Ко времени большого разворота работ в 1972 году, когда были открыты фронты работ на «кузнице», почти все вновь принятые в своем мастерстве мало чем отличались от «стариков».
Очень быстро молодые освоили профессию монтажника – высотника, а некоторые даже сумели возглавить бригады и звенья в своих бригадах.
Вот эти люди: Валерий Михайлович Солдатов ,Виталий Васильевич Тимофеев, Алексей Мейер, Виктор Евгеньевич Лапин, Алексей Александрович Клинов, Владимир Николаевич Белебнев, Виктор Николаевич Логвинов, Геннадий Петрович Пушкин , Петр Кобзарь, Аликбаев, Александр Васильевич Курбаев, Хусаин Хусаинович Ахтямов, Алексей Александрович Мляков , Владимир Романович Переходов, Леонид Александрович Кашин, Николай Фёдорович Гунько, Виктор Рощин, Валерий Сорокин, Николай Викторович Бухтояров
Виктор Иванович Кочетков и другие.
Приём выпускников ПТУ.
22 июня 1972 года, по направлению треста из Кривого Рога, на строительство кузнечного завода КамАЗа спецуправления №138 прибыли выпускники профтехучилища №9– 20 человек, а из Краматорского училища – 7 человек, все крановщики.
Их всех сразу обеспечили жильем, но найти работу по специальности всем сразу не удалось.
Некоторым временно пришлось поработать монтажниками.
Потом все они стали крановщиками.
.
Комплектование кадрами электросварщиков.
В соответствии с проектом на монтаже металлоконструкций предстояло выполнять большой объем работ, связанных с электросваркой.
Нужны были и специалисты этой профессии.
Часть рабочих – электросварщиков на 1,2,3 месяца присылал трест, но основная масса их была принята на месте.
Значительная часть из них имела высокие разряды – 5, 6 и дипломы.
В процессе работы они постоянно показывали высокое качество сварки.
К ним относились Шаймордан Шайхигалеевич Шайхигалиев, Йозеф Брониславович Тропилло, Владимир Васильевич Куров , Владимир Васильевич Горбунов, Генерис Файзович Галиев, Ильфах Мутинович Либабов, Раис Мутинович Хабиров, Геннадий Алексеевич Калинин,
Иван Яковлевич Данилов, Юрий Иванович Смирнов, Николай Иванович Ярмилко, Роберт Сон и другие.
Кроме того в каждой бригаде монтажников имелся свой электроприхватчик, обученный второй специальности монтажника, непосредственно в бригаде.
В 1972 году в управлении было обучены 14 электросварщиков, а в 1973 году четверо повысили свою квалификацию.
Кадры механизаторов.
Свыше 15 единиц кранов различных наименований и грузоподъемности - гусеничных и колесных СКГ- 40, СКГ- 40БС, МКГ- 25, МКГ- 25БР, СКГ- 63, СКГ- 63БС, БК- 300, К- 182 были в распоряжении управления.
Автомобили марок «МАЗ», «КРАЗ», «УАЗ», «ЗИЛ», тягачи, автобусы работали на монтаже строительных конструкций кузнечного производства КамАЗа.
Все эту технику должны были обслуживать механизаторы разных профессий.
Кадры механизаторов комплектовались в основном за счёт управления механизации №122 и автобазы треста.
Но часть была принята на месте.
Начальник управления №122 Иван Фёдорович Дищина, главный инженер Бронштейн Юрий Абрамович, директор автобазы Олег Николаевич Каркин добросовестно выполняли возложенные на них обязанности.
Для Камского СУ-138 выделяли лучшую технику, присылали в качестве командированных наиболее опытных и трудолюбивых крановщиков, водителей, трактористов и других специалистов.
10 декабря 1971 года из Кривого Рога для работы на БК – 300 и К – 132 на Камазовскую стройку в СУ-138 прибыли две крановщицы: Ксения Александровна Клиш и Лидия Васильевна Сокол, а месяц спустя приехали и их мужья: механизатор Михаил Васильевич Клиш и художник Николай Кирпичев.
Шофер-крановщик Виктор Марченко своим ходом пригнал в Челны из Кривого Рога автокран МК-10.
Работали крановщиками и трактористами Абрамов А. И., Андрановский С. Т., Демидова Г. Д., Дубовцев А. А., Кульков М. В., Костюк В. И., Литвинов Л.Н., Либабов И.М., Лопатников Ю.И., Мосин В.Д., Мороз Г.С., Никулин Г.Ф., Петренко С.В., Семоргей В.И., Середкина С. Л., Талаев С. Ш., Узлов К.И., Чернявский И.Т.
Автомобильный парк обслуживали водители Арсланов Р.Р., Аширов В.М., Бухтеяров М.В., Волков Г.Д., Жовтановский П.В., Зеленский Г.И., Зуйков В.А., Клищ М. В., Колыбелкин И.Е., Морозов ...С., Левашов С.В. , Миронов С. Ф., Половиков Б. П., Подгрушный И.С., Селезнёв А.М., Щепилов А.А.
Обеспечивали ремонт техники слесари Иудов М. Е., Сапегин А.М., Батаев Ф.Д., Ловкунов П.А. , Коняев В.М., Иванов В.Е., Чудинов В.Г. , электрики Дубинец Ф. С., Фаттахов Я. М., Киндющенко В. А..
.
Группа комплектации.
Склада металлоконструкций в 1971 году ещё не было.
Его построили лишь во второй половине 1972 года.
Первоначально все грузы, пребывавшие в адрес Камского СУ из Запорожья, Днепропетровска, Донецка шли через станцию Круглое Поле Куйбышевской железной дороги и разгружались кранами железнодорожном тупике №25.
Позднее грузы стали разгружаться на складе металлоконструкций.
После сортировки, комплектации их на спецтранспорте подавали на монтажные площадки кузнечного завода.
Этим делом занималась группа комплектации-такелажники Лосев М. Г., Васильев В.П., Лыков В.Т., Селезнев Ю.И., Беляков И.В., Кольдабаев.
Работой этой группы руководили мастера: сначала Никищенко В.Ф., затем его сменил А. Г. Парахонько.
Общее руководство по комплектации строительных конструкций осуществлял инженер Миролюбов .
.
Продолжение следует…