Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.
Управление сформировано.
К началу второй половины 1972 года структурное оформление управления в основном было завершено.
К этому времени в СУ-138 насчитывалось 147 монтажников, с достаточным опытом работы, в основном 3,4,5 разрядов и 21 бригадир монтажников.
Все бригады были закреплены за участками: за участком №1 - 8 бригад, №2 - 7 бригад, №3- 6 бригад.
17 электросварщиков были объединены в электросварочный участок.
У нас работали 23 механизатора: крановщики для работы на кранах: СКД, МКД, БК 300, К 132, бульдозеристы, трубоукладчики, трактористы, 21 водитель автомобилей, 13 ремонтников, 3 электрика, 7 такелажников.
Подобраны кадры инженерно – технических работников: прорабы, мастера, окончившие строительные вузы и техникумы, многие из них имели достаточный опыт работы и умение руководить людьми.
Однако утверждать, что структурное объединение было стабильным, нельзя, потому что численный и качественный состав участков, бригад и управления в целом менялся.
Например, за январь – июнь 1972 года было принято 50 человек, а уволено – 34.
Увольнялись по разным причинам:
– некоторым не по душе пришлась профессия монтажника,
– кое – кто испугался трудностей,
– кое – кого не устраивало зарплата.
А кое с кем просто пришлось распрощаться – уволить с работы, как прогульщиков, пьяниц, лодырей.
Сами же рабочие советовали такой публике: «Сдавай матрас, бросай КамАЗ, беги домой, пока живой».
Необходимая техника к этому времени поступила, конструкции также, технология монтажа была разработана, техническая документация была готова.
Закрепление рабочей силы по участкам.
Участок №1
Начальник участка Никифоров М. М.
Прорабы Бовканюк Д. П. и Миролюбов Л.Н.
Мастер Мунтян Н.Л.
.
Бригады монтажников:
Ивасько В. А. – бригадир, Кононович А. Н. – монтажник, Переходов В.Р., Борисов Е.П. , Маслов, Гуцак, Костенко В.В. , Фурт , Бабенко А. Г.
.
Горлач А.Я. – бригадир, Дребот Ф.Л. – монтажник, Сафонов А.М., Якименко В.А. , Дрозд Н.Г., Лапшевич ... А., Байдан , Витман , Васильев,
.
Захарченко Н. Н. – бригадир, Пушкин Г.П. – монтажник, Радупкин А. М.
Пастухов В. ..., Хайретдинов И.Х., Сон Р.Н.
.
Соловьев Н. И. - бригадир , Катар А. И. - монтажник , Пугач А. В. , Мартынюк , Бабенко В.Л., Голик, Кирев, Савинский, Смирнов ... И. – электросварщик.
.
Власов В. Н. – бригадир, Селиверстов И.С., Герасименко П. В. , Чурин И. И.
Владимиров ..., Босуртдинов ... Б..
.
Шляков А.Л. - бригадир , Шашкин В. И. – монтажник, Павлов Г. А., Приморин Я.Д., Миронов А.И.
.
Полищук В. В. – бригадир, Литвиненко А. И. - монтажник , Фомин А. Л.
Гляненко В.Н. , Сидаш, Макеев А.Ф.,Ешивков И.С., Бондаренко В. В. – электросварщик, Гаврюше – монтажник.
.
Зиновьев Б. - бригадир , Смирнов М. – монтажник, Щурка В. В., Гринев В.Г.,
Мошанов В.С.
Участок №2
Начальник участка Самолдин И.П.
Прорабы Волков В.Н., Сокур М. А., Лыжин Ю.А.
Мастер Зарипов М. К.
.
Бригады монтажников.
Ткаченко Н.Т. – бригадир, Жданов Н.И. – монтажник, Машков В.А.,
Аликбаев , Ахтямов Х.Х., Климов А. А.,Кузьмов А. А., Исаков А. .
.
Пигузов В. – бригадир, Мельников М. Н. – монтажник, Габбасов М. В. ,Комаров В. Н. , Кошелев Н. Л., Галеев А. Л., Макаров ... И. , Кондров Р. Х., Фаттахов Д.М.
.
Левый Т. В. – бригадир, Логинов П. И. – монтажник, Трофимов П. И., Власенко А. В., Титов ... И., Букин Б.А.
.
Мир... В.М. - бригадир, Лаптев Г.И.,Ерёмин М.Л.
.
Злючий А.М. – бригадир, Шкута - монтажник, Якименко , Маслов, Осиенко, Боев, Гуцак
.
Солдатов В. М. - бригадир, Бабенков В. Н. – монтажник, Семашкин В.В.
.
Белик М.П. – бригадир, Козлов И. И. – монтажник, Козлов В. И., Мироненко,
Савченко, Якубович, Ильяченко, Кадун
.
Участок №3
Начальник участка Спащанский В.Г.
Прорабы Москалев С. А., Калашнюк В.Е.
Мастер Ткаченко Н. И.
Бригады монтажников.
Киселев В. Л. – бригадир, Кравчук С. Я. - монтажник , Массльский С. В.,
Мануйлов А. И., Курбаев А. В., Терентьев В. В., Шовиков С.А. , Белай Ю. Г.
.
Новогородцев Г. Д.- бригадир, Кочетков В. И. – монтажник, Кашан Л.А., Ткачук, Сажин А.В. , Деньгуб, Абраменко, Гавриленко, Акимцев, Калмыков,
Курьянович, Полищук
.
Федотов А. А. – бригадир, Шарифуллин М.А. – монтажник, Бабенко Н. Г., Черников В. И., Романчук В. В., Скользяев, Демидов – слесарь.
.
Коваленко М.З. – бригадир, Краснобаев В. И. – монтажник, Григоренко Ю. И., Шпак В. А. ,Галлямов Ф. Н.,Коваленко В. З.
.
Пушкари А. А. – бригадир, Агофаров М.К. – монтажник, Малашин.... В.,
Корипанов В. А., Камаганцев В. Л., Пушня В.А.
.
Пирог М. М. – бригадир, Новоменюк С. Р. - монтажник , Скрылев М. И. , Осипов А. А., Фартушный, Добровольцев, Самсонов
.
Электросварочный участок №3
Начальник участка Терехов Н.А., Ананьев Б. – электросварщик, Бондаренко,
Безруков В.Н., Данилов И.Я., Куров В.В., Кривошеев С.В., Левицкий В.Д. – электросварщик, Паногин, Сулинов В.И., Снеговский В.В., Сон Р.,Смирнов Ю.И., Ярмилко Н.И., Тропилло И.Б – электросварщик, Кабиров Р.М., Фазлеев М.Р., Шайхингалиев М.В., Шелухин Ю.В., Комаров Л.К., Маргионов.
.
Участок механизации.
Начальник участка Гиренко А.К.
Механики: Каложный Б.И., Захаров В.Н., Маврин
Крановщики Дубровцев А.А., Кульков М.В., Тахаев С.Л., Литвинов Л.Н.,Костюк В.И., Семергей В.Н., Чернявский И.Г., Никулин Г.Ф., Мосин В.Л.,Щенов В.Я., Либабов И.М.,Липатников Ю., Демидов Г.Д.,Клиш К.А.
Сокол Л.В., Абрамов А.И., Середкин, Мороз, Андрановский, Петренко, Улов, Коваленко Е..
.
Автопарк.
Начальник автопарка Гарипов М.Ф.
Водители Жовтановский П.В., Зеленский Г.И., Клищ М.В., Арсланов Р.Р.,
Левашов С.В., Бухтеяров М.В.,Халеев М.Я., Волков Г.Д., Селезнев, А.М., Шепилов А.А., Аширов В.М., Морозов Г.С., Колыбелкин Ю.Е.,Миронов С.Ф.
Зуйков В.А.,Пидгрушный И.С.,Половиков Б.Л.,Сольков В.А.,Трофименко А.И.,Карлик В.И.,Сесюков
.
Ремонтная мастерская.
Комлев В.Ж, Иванов В.Г.,Шовкунов, Фаттахов Я.И. , Батаев Ф.Л. ,Иудов М.Е., Сапегин А.М., Чущинов В.Г., Киндошенко В.А. , Ершов В.К. , Рожков М.М., Галайченко Н.Г., Лубинец Л.А.
.
Склады металлоконструкций.
Материальный начальник склада: Никищенко В.Ф., Парахонько А.Г.
Рабочие - Лосев М.Г. – такелажник, Лыков В.М., Быков, Беляков И.В. – такелажник, Кильдибаев Б.Б., Селезнев, Гуров, Левая М.С.- заведующая складом, Бочкарева Н.И. – бухгалтер, Сокур М.Г.- товаровед.
.
Охрана.
Перевозчикова, Лаймординова, Сяфикова, Кошелева, Тюх, Шаяхметова
Ознакомление с объектами работы.
Коллектив постепенно создавался, оформлялся в структуры: участки, бригады, звенья.
Но это не было самоцелью.
Людям нужно было дать работу.
В субботу 18 марта 1972 года, на квартире А. Д. Коника – начальник управления и главный инженер подвели итоги проделанной работы, обменялись мнениями, что удалось, а что нет, наметили план дальнейших действий.
Первое производственное совещание.
Первое производственное совещание с ИТР и бригадирами мы провели в конторе управления в субботу – 25 марта.
На нем присутствовали начальники участков, прорабы, бригадиры. Совещание открыл А.Д. Коник.
Он сообщил повестку дня, предложил поактивнее участвовать в её обсуждении, затем предоставил слово главному инженеру.
Хоменко В.В. тогда сказал:
– Я хочу познакомить вас с объектом – кузнечным заводом КамАЗа, конструкции которого нам предстоит смонтировать.
Комплекс первой очереди завода рассчитан на производство 122,4 тонны поковок 320 наименований, что обеспечит выпуск 75 тысяч автомобилей и 115 тысяч двигателей в год.
Завод состоит из 5 производственных корпусов.
Первый корпус имеет 5 пролётов.
Ширина пролета 24 метра.
Называется корпус кузнечно-термическим.
Второй объект - корпус автоматических линий – вторая очередь.
Третий – корпус автоматических линий и горизонтально-ковочных машин.
Состоит из 4 пролётов, ширина также каждого из них 24 метра.
Четвертый- заготовительный корпус.
Состоит из 4 пролетов.
Ширина пролета – 30 метров
Пятый – корпус вспомогательных цехов.
Металлоконструкции изготавливают и поставляют заводы Украины и уже кое-что поступило.
Техническая документация: чертежи, схемы разработаны.
Генеральным подрядчиком является строительное управление №1 УС «Автозаводстрой».
Начальник управления Прихожан Петр Борисович, а главный инженер Ковальский Андрей Андреевич.
Строительной готовности на объекте ещё нет, но фундаменты готовят.
Необходимо смонтировать на всех корпусах по смете – 22 000 тонны металлоконструкций, 24 874 кубометров железобетонных конструкций, освоить 9 380 тысячи рублей капиталовложений.
Коник:
– Олег Дмитриевич, зачитайте мой приказ.
Козулин:
– Послушайте Приказ по Камскому СУ-138 треста «Криворожстальконструкция» №25 от 10 марта 1972 года «О закреплении за участками объектов по монтажу конструкций на кузнечном заводе».
1. За участком №1 закрепляются корпуса №4,5
2. За участком №2 закрепляется корпус №1
3. За участком №3 закрепляется корпус №3
Начальник управления А. Д. Коник
.
Далее Козулин остановился на технологии монтажа.
Он сказал, что проектом производства работ монтаж конструкций предусмотрен следующим образом:
На корпусе №1 – девятью кранами – два на укрепительной сборке, семь на монтаже
На корпусе №3 – пятью кранами – два на укрупнении, три на монтаже
На корпусах №4 и 5 четырьмя кранами – по два на сборке и по два на монтаже.
Металлические колонны всех корпусов монтируются безвыверочным методом.
Затем слово взял начальник планового отдела Николай Николаевич Сербин.
Он довёл до сведения собравшихся задания по освоению капвложений, производительности труда и накоплению прибылей.
В прениях выступили 6 человек.
Руководитель группы комплектации Лев Николаевич Миролюбов доложил, что металлоконструкции начали поступать в тупик №25, но вот доставить их на монтажную площадку это проблема – не было дорог!
– Нужно поторопить строителей с сооружением склада металлоконструкций, – сказал и.о. начальника участка №2 Василий Николаевич Волков и предложил своевременно позаботиться о крепеже: болтах, гайках, шайбах, о такелажном инструменте, приспособлениях, доставке на монтажную площадку кислорода.
В заключении выступил начальник управления А.Д. Коник.
Он подвел итоги совещания, ответил на вопросы, поставил очередные задачи перед всеми коллективами монтажных участков, механизаторами, электросварщиками и отделами управления.
Собрание коллектива.
Собрание всего коллектива, а к тому времени его численность, составляла 139 человек; состоялось 30 марта 1972 года в красном уголке субподрядной организации «Промвентиляция».
Обсуждали задачи управления по монтажу кузнечного завода.
С докладом выступил начальник СУ-138.
Большинство выступивших говорили об обеспечении жильем, о заработной плате, организации труда, обучение рабочих вновь привитых на месте, о дисциплине.
Итоги работы собрания подвёл А. Д. Коник.
– Цель достигнута, – сказал он.
Коллектив был нацелен на безусловное выполнение заданий по монтажу каркаса корпусов кузнечного завода.
Обеспечение жильём.
Разворачивая Всесоюзную стройку, Советское правительство вопросу жилья для строителей КамАЗа уделяло особое внимание.
Наряду с возведением корпусов промышленных зданий, параллельно строилось жильё, объекты торговли, здравоохранения, культуры, образования и другие.
Строительство жилья шло опережающими темпами.
Много было построено и строилось жилых домов – пятиэтажек, куда временно поселялись строители, бетонщики, арматурщики, плотники и другие.
К моменту формирования СУ-138 вся жилплощадь или почти вся была заселена, поэтому для украинских монтажников жилищные проблемы – стало проблемой №1.
Появление в городе Набережные Челны и ещё одной монтажной организации заставило строителей потесниться, поделиться какой-то долей жилья из своих фондов.
Многие руководители, отвечавшие перед местными органами власти за обеспечение жильем, правильно понимали наши нужды, оказывали всестороннюю помощь в этом.
Но были и такие, кто тормозил этот процесс, находил 1 000 причин, чтобы не только не выделить что квартиру, а койко – место в общежитии не дать.
Наше положение усугублялось ещё и тем, что к работникам управления стали пребывать семьи.
В этих условиях руководство СУ-138 принимало все необходимые меры, чтобы сохранить коллектив и выполнить поставленные перед ним задачи.
Как решалась жилищная проблема?
Тремя способами: поселение в общежитии, размещение в вагончиках и устройство в частном секторе.
К началу 1972 года в окрестностях города были построены разнообразные посёлки Энтузиасто», Молодёжны», Солнечны» и другие.
В них зимой и летом жили строители.
СУ-138 этой «прелести», к счастью, испытать не довелось, потому что опоздали к дележу земель под эти посёлки, а выделенный в степи (квадрат Ф – 1) участок нам освоить было не под силу.
Решали мою проблему путём поселения людей в инвентарные передвижные вагончики и в общежития.
Что собой представлял вагончик?
Он изготавливаться на заводах металлоконструкций Украины из металла, на резиновых колёсах.
Вагончик состоял из двух секций и предназначался для расселения двух семей.
Изнутри он был обшит древесно – волокнистой плитой, ДВП, и оклеен обоями.
Имелась электропроводка, в каждой секции было отделение для приготовления пищи, установлена чугунная печка, умывальник, зеркало.
Снаружи крепилась лестница – сходни.
Вагончик изготавливались по заказу Министерства УССР.
Всего за период с 1972 по 1973 годы наше управление получило 47 штук.
Из них 12 были переданы монтажным участкам, 10 использовали под контору управления, а в 25 – заселили семейные пары.
Вагончики установили в посёлках: Автозаводец – 20, Солнечный – 2, Энтузиастов – 2, Сидоровка – 2.
Жильё получили 33 семьи, которые имели 140 детей разных возрастов.
Сказать, что эти вагончики отвечали всем требованиям было бы явным преувеличением.
Стесненность, отсутствие нормального водоснабжения, отопления, канализации.
Более или менее в них можно было жить летом, но очень трудно зимой.
Многим уже там приходилось менять чугунные печки на калорифер и, вместо воды частенько пользовались снегом и льдом.
Проявляя заботу о людях, трест прислал «камазовцам» 63 тонны каменного угля.
Непростым для управления оказался так называемый территориальный вопрос.
Вагончики из Украины пребывали на железнодорожных платформах МПС на склад металлоконструкции, здесь они выгружались кранами и устанавливались то ли на обочине, то ли на самой площадке склада.
Специально отведённых участков земли под вагончики для управления не было.
По разрешению начальника СУ и его и.о. зама Гиренко А. К., в вагончики поселяли рабочих, имеющих семьи.
Таким образом вокруг склада вырос своеобразный посёлок, который в народе нарекли «Мечта».
Воду в Мечту доставляли бочками, пища готовилась где попало.
Вместо туалетов – выгребные ямы.
Над детьми, да и над взрослыми постоянно нависала угроза возникновения эпидемий, инфекционных заболеваний.
А проходящая рядом железная дорога, нависающие краны создавали дополнительную опасность для человека.
Надо было срочно принимать меры, иначе Конику и Гиренко пришлось бы встретиться с прокурором.
Но сначала нужно было убедить чиновников различного ранга снять чинимые препятствия, доказать, что украинские монтажники – такой же полнокровный коллектив, как и все строительные организации КамАЗа.
К счастью, нас наконец, поняли и пошли навстречу.
В 1971 году для строителей УС «Автозаводстроя» в 2 километрах от кузнечного завода был построен посёлок из деревянных домиков.
Сюда подвели водопровод, теплотрассу, электролинию.
Возникли улицы с водопроводными колонками.
Из таких же домиков были собраны помещения для торговли, поликлиники, аптеки, киоски для продажи газет.
Появились даже прачечная и душ.
В одном из таких посёлков в декабре 1971 года побывал Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин.
Надо сказать, что камазовский посёлок пришёлся ему по душе.
Стали просить руководство «Автозаводстрой» немножко потесниться, уступить кусочек земли для нашего управления.
На определённых условиях оно пошло нам навстречу.
Вскоре в «Мечте» не осталось ни одного вагончика, а чуть позже на отвоёванной территории уже стояло 20 вагончиков, в которых проживала 31 семья.
На первых порах немало неприятностей управлению доставлял начальник РСУ Шарапов, который был против нашествия незваных гостей.
Он хотел сделать посёлок «Автозаводец» образцово – показательным на КамАЗе, в котором был бы весь набор соцкультбыта, вплоть до детской игровой площадки, а её то, как раз, мы и заняли.
Но затем Асхат Мингазович смирился, понял наше положение с жильем, а вскоре стал лучшим другом, даже обещал выделить место в строящемся под его руководством детском садике.
Два вагончика с семьями по желанию жильцов Тахаева и Сесюкова были установлены в посёлке Солнечный.
Два, также пожеланию работника управления Зинаиды Буздиной и водителя Хошева поставили в посёлке Сидоровка.
Один вагончик, вопреки нашему желанию, оказался в посёлке Энтузиастов.
Этот вагончик находился на складе металлоконструкций.
В нём временно жили такелажники и среди них вор и мошенник некто Зуб.
Он ухитрился продать его прибывшем из Сибири Кузнецову и Котрону, а на вырученные деньги купил «Жигули» и на них удрал в город Невинномыск Ставропольского края.
20 марта 1973 года Народный суд осудил вора, а в вагончик вселились две семьи: Киселёвых и Васильевых.
.
Продолжение следует…
Ничего не решался без треугольника, больше похож на сказку.
Ответить (0)А где же партийная организация ,профсоюз,боевой КОМСОМОЛ ,ОНИ выполняли более половины организационных и социально-бытовых дел и проблем.Никакой самый крутой начальник на КамАЗе тогда не смог бы без ТРЕУГОЛЬНИКА решить и один процент вопросов и проблем!!! Пётр Курдин - ветеран КамАЗа с 1971 года.
Ответить (0)