По всем критериям устойчивости бюджета против «коронакризиса» Набережные Челны должны были бы оказаться в аутсайдерах, а город занимает 5 место среди полумиллионников России, как одна из самых стабильных муниципальных экономик. В чем секрет выживаемости автограда, разбирались «Вести КАМАЗа».
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ЧЕЛНЫ
Набережные Челны заняли почетное пятое место среди крупных городов России по устойчивости бюджета к экономическому кризису, вызванному коронавирусной пандемией. В рейтинге 60-ти городов с населением от 250 тыс. до 1 млн человек автоград набрал индекс 5,3, в то время как наименее поддающийся коронакризису город Смоленск набрал 0,5 балла, а самый уязвимый - Мурманск – 22,5 балла.
Рейтинг влияния COVID-19 на муниципальные бюджеты, разработанный центром городской экономики КБ Стрелка на основе американской методики от аналитиков Brookings Institution, учитывает зависимость городской экономики от собственных доходов – в первую очередь от НДФЛ, а также от налогов на прибыль и на совокупный доход. По логике авторов, дотационные города, чьи бюджеты в большей степени опираются на помощь региональных и федерального центров, должны пережить коронакризис легче. Чем больше в структуре бюджета поступлений от НДФЛ – тем больше город потеряет в период пандемии, поскольку именно этот налог сократится больше прочих за счет уменьшения занятости в наиболее уязвимых отраслях экономики. Параллельно сократятся и доходы отраслевых компаний, то есть налоги на прибыль и на совокупный доход. Напомним, какие отрасли входят в зону риска. В апреле этого года правительство России издало постановление № 434 об адресной поддержке таких сфер деятельности, а впоследствии их список был дополнен еще пятью постановлениями. В итоге самыми пострадавшими признаны 12 отраслей: транспорт, культура, спорт, туризм, частное образование, выставочная деятельность, бытовые услуги, здравоохранение, непродовольственная розница и СМИ. Таким образом, фактором бюджетных рисков является ориентация муниципалитетов на сферу сервисных услуг.
Следуя предложенной методике, в новых условиях муниципальная самостоятельность оборачивается дополнительными проблемами, и Челнов это касается в полной мере. Автоград, надо отметить, усугубил положение и эксклюзивным фактором риска, если иметь в виду проблемы сети общественного транспорта, ведь муниципальное автобусное предприятие весной разорилось. Розница к осени упала на 8% или почти на 6 млрд рублей, если сравнивать совокупный оборот розничной торговли с аналогичными показателями прошлого года. Что же касается общей зависимости бюджета Челнов от НДФЛ, то доля этого налога в доходах города составляет 51%, а это однозначно красная зона по мысли аналитиков. Напомним, что до 2018 года в бюджете Челнов превалировали безвозмездные поступления, а в 2018-м они почти сравнялись с собственными доходами. Так, доля НДФЛ в самостоятельных доходах города достигла 49%, а сами внутренние доходы составили 56% от городского бюджета. С тех пор значимость НДФЛ в автограде лишь растет: по итогам первых пяти месяцев текущего года этот налог обеспечил уже больше половины собственных доходов, дав бюджету 926 млн рублей из 1,8 миллиарда. Правда, доля своих доходов в этом году уступила объему межбюджетных трансфертов (2,3 млрд рублей к июню), но случилось это уже в период пандемии – по сравнению с прошлым годом собственные доходы снизились на 229 млн рублей, как докладывала летом Ирина Сагидуллина, на тот момент начальник управления финансов. По словам Сагидуллиной, НДФЛ, поступающий конкретно от МСБ, за пять месяцев сократился на 34%, а от всех предприятий города – на 8%, из чего можно заключить, что положение сегодня спасает крупный бизнес.
ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕЛНОВ НАРУШАЮТ. НО НЕ ВСЕ
Несмотря на то, что все описанные факторы говорят не в пользу выживаемости Челнов, ситуация в городе сложилась если не уникальная, то редкая. Сами авторы рейтинга на предложенных графиках приписывают автограду одновременно и высокую долю уязвимых доходов, и низкие бюджетные риски, что выглядит на первый взгляд противоречиво. Из критериев рейтинга в пользу Челнов говорит лишь один – тот факт, что город не входит в состав ни одного района, будучи городским округом. Зависимость такой формы муниципального образования от НДФЛ в среднем на 7% ниже, чем городского поселения – то есть, например, райцентра, - однако это не столь существенно в абсолютных цифрах. Опираясь на концепцию, заимствованную КБ Стрелка у американцев, можно заключить, что настоящую фору бюджету Челнов дают налоги крупного производства, сумевшего в период пандемии обеспечить жесткие меры борьбы с COVID-19 и сохранить темп выпуска продукции. Одним словом, спасает "КАМАЗ".
Исключая сомнения, напомним, что за тот же озвученный Сагидуллиной период, когда город потерял на НДФЛ 8%, "КАМАЗ", напротив, увеличил отчисления. В консолидированный бюджет республики за первые пять месяцев года автогигант перечислил на 19 млн рублей больше, чем годом прежде. Итоговая сумма равнялась 741 млн рублей, хотя численность персонала группы "КАМАЗ" снизилась и составила 32,7 тыс. человек против 33,5 тысячи годом ранее. На увеличение НДФЛ компании повлиял рост производства (а следовательно и рост доходов камазовцев), а также индексация тарифов и окладов на 5% в ноябре прошлого года. Добавим, что зарплаты проиндексированы на 5% и в этом году – уже 29 октября камазовцы получат увеличенные авансы. Вместе с НДФЛ вырастет и налог на прибыль, поскольку за три квартала года "КАМАЗ" вышел на чистую прибыль в размере 2,2 млрд рублей против прошлогоднего убытка. В целом отчисления "КАМАЗа" по всем налогам и взносам в бюджеты всех уровней даже за прошлый менее успешный год составили 8,8 млрд рублей.
Рост доходов "КАМАЗа" и его работников, а, следовательно, и городского бюджета, был бы невозможен, если бы компании не удалось сохранить производство в условиях коронавируса. О принятых руководством автогиганта мерах против распространения COVID-19 мы писали уже неоднократно, однако стоит добавить, что такое отношение нехарактерно для челнинских предприятий. Напротив, буквально сегодня Челны засветились еще в одном рейтинге, на этот раз республиканском и не с лучшей стороны. Роспотребнадзор по РТ признал автоград одним из муниципалитетов, в которых выявлено наибольшее число санитарных нарушений на предприятиях. Замруководителя ведомства Марина Трофимова на совещании в кабмине республики с участием премьер-министра РТ Алексея Песошина назвала эти нарушения ведущими к распространению COVID-19. А ведь есть на кого равняться.
всяк кулик свое болото хвалит
Ответить (0)"На увеличение НДФЛ компании повлиял рост производства (а следовательно и рост доходов камазовцев)"...очень интересно у кого-то опять увеличился доход!!!!
Ответить (1)У руководства вероятно
Хахаха. Война КамАЗа с городом продолжается.
Ответить (1)так город красный до сих пор