Горожане выиграли право на преображение одной из улиц по федеральным лекалам «новой мобильности», заточенной на общественный транспорт и непосредственное участие граждан в дорожных проектах. Однако город отказался от приза…
ПОБЕДА И САМООТВОД
Набережные Челны отказались от участия в программе «Моя дорога», которая позволяла к октябрю кардинально обновить одну из центральных улиц города, опираясь на помощь Агентства стратегических инициатив (АСИ), Российского дорожного научно-исследовательского института и минтранса РФ. Муниципалитет отверг такую перспективу по собственной инициативе, о чем "Вестям КАМАЗа" стало известно со слов администраторов крауд-площадки АСИ «100 городских лидеров» - на ней проводился отборочный конкурс на право стать участником программы. «Администрация Набережных Челнов отказалась участвовать в программе несмотря на поддержку горожан», - сообщили организаторы, подтвердив эти слова копией письма соответствующего содержания, подписанного руководителем исполкома автограда Фаридом Салаховым.
Что обещала программа городам-участникам, которых после самоотвода Челнов осталось десять? Новая концепция улично-дорожной инфраструктуры, помимо прочего, нацелена на вовлечение жителей в проектирование своего жизненного пространства. Справедливости ради напомним, что в Челнах муниципалитет уже несколько лет стремится привлекать к дискуссиям вокруг крупных инфраструктурных проектов не только профессиональное сообщество, но и рядовых горожан – так было и с обновлением парка «Гренада», и с другими начинаниями сравнимого масштаба. Однако похвальная демократичность подхода не гарантирует его эффективности – социальные методики от федералов призваны преодолеть общественную инертность, делая участие в преображении города более доступным и системным через цифровые решения.
Заявлены в арсенале проекта и другие цифровые технологии, направленные на удобство пользования общественным транспортом - согласно концепции, он должен постепенно и естественным образом замещать личные автомобили. Также «Моя дорога» предполагает расширение вело-пешеходной инфраструктуры и доведение показателя смертности в ДТП до нуля. Организаторы предлагают городам-победителям выбрать некий комплект практически подтвержденных методик и внедрить их с помощью готовой пошаговой схемы реализации, причем все технологии уже обеспечены нормативными документами. От городов на первом, февральском, этапе, требовалось только сформировать штаб программы и выбрать подходящую улицу. В течение марта города-участники вместе с авторами проекта сформируют план работ и к октябрю получат готовый результат, если, конечно, смогут учесть расходы в бюджете текущего года. В противном случае физические работы откладываются на 2022-й. Участие внешних источников финансирования пока не вполне прозрачно, однако прежний опыт сотрудничества с платформой «100 городских лидеров» приводил в Челны и деньги под местные проекты.
Для примера: в прошлом году специалист молодежного центра «Орион» Басир Ганиев заявился на крауд-площадке с проектом создания городского кластера мастерских для сирот и подростков с девиантным поведением. Ганиеву требовалось снабдить центр «Точка роста» инструментами и создать дополнительные пространства, в которых ребята могли бы осваивать новые навыки. В итоге он при помощи федералов заключил соглашения о сотрудничестве с девятью профильными организациями, организовал мастерскую и вовлек в проект 70 человек, из которых 12 условно осужденных занимаются с Ганиевым онлайн. На развитие своего проекта молодой человек получил 916 тыс. рублей, а не только моральную и методическую поддержку.
ПОДХОДЯЩЕЙ УЛИЦЫ НЕ ОБНАРУЖЕНО
Еще во второй половине января город планировал участие в программе «Моя дорога», о чем свидетельствует сообщение муниципальной пресс-службы: 21 числа исполком заявлял о победе в конкурсном отборе и о том, что система новой городской мобильности будет спроектирована в Челнах до конца года. Выход автограда в финал конкурса можно было считать значимой победой, так как за комфортную дорожную инфраструктуру боролись 79 муниципалитетов из 32 регионов России. При этом место в числе избранных Челнам обеспечили сами горожане – право на участие в программе определялось их голосованием. Муниципалитет не смог ответить на вопрос "Вестей КАМАЗа" о количестве голосов, отданных челнинцами, но в общей сложности активность в этом вопросе проявили 94 тыс. россиян. Любопытно, что жителей автограда исполком приглашал к голосованию 28 декабря, оставляя на сбор голосов всего два дня – до 30 числа – и все равно город вырвался в финалисты. Муниципальные газеты районов Татарстана, к примеру, извещали о старте голосования 9 декабря. Стоит пояснить, что комиссия конкурсного отбора учитывала не абсолютное число голосов от каждого города, а их пропорцию к численности населения – то есть любая российская провинция на 10 тыс. человек спокойно могла обойти полумиллионный автоград, но челнинцы продемонстрировали большую заинтересованность. Тем не менее, 15 февраля Салахов подписал отказ от права на реализацию федерального проекта – как следует из письма, вынужденный.
«В 2021 году в городе Набережные Челны отсутствуют автомобильные дороги, включенные в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и соответствующие критериям программы «Моя дорога». В связи с вышеизложенным реализация программы «Моя дорога» в муниципальном образовании город Набережные Челны не представляется возможной», - лаконично отписался руководитель исполкома. Формальный мотив отказа, должно быть, удивил специалистов АСИ, прозрачно давших понять в ответе "Вестям КАМАЗа", что город отказался сам, а захотел бы – никакие критерии не стали бы препятствием.
Упомянутые критерии, надо сказать, вовсе не отличаются изощренностью. По просьбе "Вестей КАМАЗа" исполком города их перечислил. «Для итоговой реализации проекта необходимо соблюдение ряда обязательных критериев, среди них расположение ремонтируемой дороги в центральной части города, высокие показатели интенсивности автомобильного и пешеходного движения в сравнении с основными проспектами, наличие коммерческих, социальных и культурных объектов на первых этажах зданий, выходящих фасадом на улицу, близость общественных пространств. По совокупно заявленным параметрам в 2021 году в Набережных Челнах нет дорог, соответствующих проекту Агентства стратегических инициатив», - делают вывод в муниципалитете, хотя, казалось бы, редкая челнинская улица не подходит под предложенное описание.
Эта редкая улица – Шамиля Усманова, единственная в Челнах, которая в этом году будет ремонтироваться на средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Сложно сказать, насколько критично это требование для конкурсной комиссии, но сама программа «Моя дорога» входит в БКАД, и именно отсутствием улиц, финансируемых по БКАД в этом году, объясняет руководитель исполкома самоотвод Челнов.
ЛЕГКИЙ СПОСОБ ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ НАЦПРОЕКТА
Последние несколько лет автоград стабильно получал из федерального бюджета деньги на ремонт дорог: за 2020 год, например, по БКАД в Челнах отремонтировали участки Машиностроительной, Раскольникова и проспекта Залесный. Из их общей сметы в 1,36 млрд рублей ровно половину вложила федерация, вторую закрыл Татарстан. Но в текущем году автоград может рассчитывать лишь на символические 26,5 млн рублей из Москвы – такая сумма федерального финансирования по нацпроекту была утверждена кабмином РТ в декабрьском постановлении, хотя сама республика вновь дает Челнам в рамках БКАД стабильные 680 миллионов на дороги набережночелнинской агломерации, из которых 73,5 миллиона отведены улице Усманова. Впрочем, сколько бы денег на нее не выделялось, важно то, что в этом году у названной дороги нет альтернатив, а Усманова не имеет сравнимого с проспектами трафика, и на ней в принципе отсутствует общественный транспорт – модернизировать по большому счету нечего.
В чем причина столь скудной поддержки Челнов по линии БКАД-2021, известно Минтрансу РФ, но вряд ли ведомство сочло, что автоград перестал нуждаться в повышении безопасности и качества дорог. Дела обстоят с точностью до наоборот, о чем свидетельствует февральский доклад начальника отдела ГИБДД УВД по Набережным Челнам Радия Кадикова. Напомним, главный автоинспектор, отчитываясь по итогам прошлого года, сообщил, что Челны на треть превысили максимально допустимую планку смертности в ДТП: если нацпроект БКАД оговаривает целевой показатель на уровне 12 смертей в год, то на дорогах автограда погибли 16 человек. Кадиков доложил, что соответствовать требованиям нацпроекта с каждым годом становится все сложнее, а конкретно в 2020-м году на аварийность критично повлияла заснеженность дорог (рост зимних ДТП в 2,5 раза) и качество пассажирских перевозок (рост ДТП с участием маршруток на 5%). Как правило, если целевые деньги не приводят к целевым показателям, делиться ими вышестоящие бюджеты прекращают. Возможно, этот фактор и привел к тому, что на 2021 год Челны получили от Москвы вместо сотен миллионов всего 26,5 млн рублей, зашли в программу с одной улицей и в итоге не смогли воспользоваться заслуженной победой в конкурсе. А тем временем в Нижнем Новгороде – одном из десяти городов, оставшихся в обойме, горожане сегодня выбирают, на какой из улиц отрабатывать технологии АСИ и РОСДОРНИИ: на Белинского или на проспекте Ленина…
Фото: "Вести КАМАЗа", 100gorodov.ru, nabchelny.ru
С деньгами дают и свой проект, кота в мешке. Если кто желает, может попробовать воспользоваться пешеходным переходом на остановке Орловка. Тот, кто перейдет его на зеленый свет за одно загорание, может смело претендовать на место в олимпийской сборной по легкой атлетике. Что-то подобное было бы и в этом проекте. Слишком много рамок, для того чтобы вот так, не глядя и не обсуждая, соглашаться на это.
Ответить (0)Гнать всю мэрию в Магадан, пусть лес валят
Ответить (0)ужас что творят руководители города.где на них управа
Ответить (0)Может поставить вопрос нужны ли нам такие управленцы? Вчера весь город встал, чистят в рабочее время, городской транспорт тоже сплошная проблема. Камаз, как основной налогоплательщик, вмешайтесь в управление города, горожане устали от горе управленцах.
Ответить (0)Что б там ни говорили . Бабла откусить не светит вот и отказались ,а народ как всегда перетопчеться.
Ответить (1)Точно.
Полностью согласен с с комментарием 15:42., имели личные контакты с АСИ в 2017 году,они сами вышли на нас с предложением включить наш проект в программу Федерального значения,но кроме бюрократических запросов никаких толковых действий от них не исходило. Всё закончилось категорическим разрывом от нашей стороны с этим АСИ, после того,как они предложили в конце мая 2017 года провести встречу с "решалой",который мог выслушать нас,встреча должна была пройти в Москве,в виде обеда,стоимость оценивалась в 2 миллиона рублей... в 2020 году эта "шарашка" снова вышла на нас,ма снова представили документы,надеясь ,что-то изменилось,но всё началось повторяться, январе 2021 г. снова это АСИ выходит на нас дать оценку деятельности этой шарашки,но мы и дали...пока больше не беспокоят. Поддерживаю в этом вопросе исполком города.
Ответить (0)ПОДОЖДИТЕ, УВАЖАЕМЫЕ, ТУТ ЖЕ ВООБЩЕ ШАРАШКИНА КОНТРОРА ЭТО АГЕНТСТВО, ОНИ ХОТЯТ ПРОСТО СВОИХ ПРОПИХНУТЬ ПОСТАВЩИКОВ, РЕЧЬ ЖЕ ПРО ДЕНЬГИ НЕ ИДЕТ.
Ответить (2)да какая нам жителям города разница, кто кого пропихнуть хочет, мы за пользу для жития, а некоторым только не-свои-да-не наши,- поддерживайте. "Горожане выиграли право на преображение одной из улиц по федеральным лекалам «новой мобильности», заточенной на общественный транспорт..."заточенный на то чего нет, -конечно надо отказываться.
поддерживаю, москвичи, везде залезть хотят, чтобы потом диктовать свои условия. У нас уже долгие годы норм идет ремонт дорог, пусть так и будет.
Горожане выиграли право на модернизацию дороги, а исполком поленился поработать и отказался от участия в программе! Какое они имели право отказаться от победы, которую добыл народ! Слуги вы народные!!!
Ответить (1)Общественного транспорта нет, частный сектор только, сплошные проблемы, сегодня опять трамваи на завод не шли, что-то где-то порвалосьпломалось, пусть об этом "знают" только "свои-мученики", "позорится" на федеральном уровне ...- лучше не участвовать.
Да уж.... нет слов
Ответить (0)