Как известно, 12 декабря 1979 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и специальная комиссия Политбюро ЦК КПСС приняли решение ввести в Афганистан советские войска "в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств".
Другими словами, 40 лет назад началась война, на которой выполняли свой интернациональный долг и камазовцы.
Слово Афанасьеву Алексею Алексеевичу, который в период с сентября 1977 года по январь 1979 года работал в управлении главного конструктора (УГК) КАМАЗа инженером-конструктором, а с
января 1979 года по апрель 1998 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР и РФ.
«С началом военных действий в Афганистане в конце декабря 1979 года, автомобильным частям 40 армии потребовалась помощь заводских специалистов КАМАЗа.
Помощь заключалась в обучении личного состава воинских частей и ремонте автомобилей КАМАЗ.
По просьбе начальника Центрального автотракторного управления Министерства Обороны СССР в январе 1980 года в войсковую часть 51452(602 ОАБ,ТуркВО, г. Байрам-Али) была направлена группа специалистов КАМАЗа.
Внизу на фотографии камазовцы в аэропорту Курумоч в городе Куйбышев (ныне Самара) перед вылетом в Ташкент.
Слева направо:
1. Афанасьев Алексей Алексеевич – представитель заказчика №3021
2. Сивков Валерий Дмитриевич – водитель – испытатель автомобильного завода
3. Ситдиков Имзанур Кашбеевич – моторист цеха 415 завода двигателей
4. Чуйкин Николай Михайлович - водитель – испытатель автомобильного завода
В группу также входил Башкиров Вячеслав Константинович – инженер-конструктор УГК КАМАЗа.
.
Добравшись с приключениями до города Байрам-Али, мы обнаружили в автопарке части только один, сильно «травмированный» КАМАЗ-5320.
Оказалось автобат был уже переброшен на Кушку (ныне Серхетабад) – самую южную точку СССР, примерно в 400 километрах южнее от Байрам-Али.
Действуя по обстановке, члены группы приняли решение продолжить «преследование» батальона с целью выполнения поставленной задачи.
Внизу на фотографии 10-метровый монолитный каменный крест, поставленный в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году.
До границы с Афганистаном – 4 километра.
Отыскав в вавилонском столпотворении различных войск свой автомобильный батальон наша группа приступила к работе.
В течение нескольких дней мы отремонтировали неисправные автомобили КАМАЗ, грузовики были возвращены в строй.
После того, как мы выполнили поставленную задачу, командование части предложило нам проверить качество ремонта автомобилей КАМАЗ в боевых условиях, совершив марш на сопредельную территорию в составе сводной колонны «наливников» и «сухогрузов».
Внизу вы можете увидеть, что собой представлял КАМАЗ – «наливник»
Это предложение было нами принято.
Мы хотели показать военным водителям автомобили КАМАЗ в деле, рассеять сомнения бойцов в их возможностях.
Таким образом, временно мобилизованные в ряды Вооружённых Сил СССР камазовцы сменили гражданскую одежду на военную форму, получили боевое оружие и, вероятно, самими первыми из Татарии оказались на афганской войне.
Внизу на фотографии дорога на Герат, Шинданд.
Техническое замыкание колонны.
Остановка после нападения на колонну.
Слева направо:
1. Афанасьев Алексей Алексеевич – представитель заказчика №3021
2. Чуйкин Николай Михайлович - водитель – испытатель автомобильного завода
.
Внизу на фотографиях мастерская МТО - АТ на базе автомобиля ЗИЛ-157, носившего прозвище «Захар».
Слева направо:
1. Ситдиков Имзанур Кашбеевич – моторист цеха 415 завода двигателей
2. … - прапорщик
3. Башкиров Вячеслав Константинович – инженер-конструктор УГК КАМАЗа.
Слева направо:
1. … - прапорщик
2. Ситдиков Имзанур Кашбеевич – моторист цеха 415 завода двигателей
3. Сивков Валерий Дмитриевич – водитель – испытатель автомобильного завода
.
Внизу дорога на Герат, Шинданд.
Внизу афганская «бурухтайка».
Внизу перевал Мир-Али
Внизу аэропорт города Мары в 100 километрах от города Байрам-Али.
Путь домой.
По возвращении в Набережные Челны, я доложил о результатах командировки на совещании у генерального директора КАМАЗа Васильева Л.Б..
Доложил в том числе о конструктивных и производственных недостатках наших автомобилей, общей неприспособленности «цивильных» КАМАЗов к эксплуатации в боевых условиях.
Предложил также поощрить нашу группу…
.
Сегодня в год 40-летия начал афганской кампании, с нами уже нет Чуйкина Николая Михайловича…
Прошу откликнуться Ситдикова Имзанура Кашбеевича!
Мой телефон находится у директора Музея КАМАЗа».
С уважением Елена и Виктор .Рязань
Ответить (0)Алексей,спасибо,что Вы поделились своими воспоминаниями.Мы даже и представить не сможем насколько этот период был для Вас не простым и опасным!Преклоняемся перед жизнью и поступками Настоящих Русских Мужчин!Все о чем Вы рассказали должны знать и наше поколение,которое жило в искаженном мире информации ,а чаще,в ее отсутствии и те,которые будут жить после нас. Здоровья Вам!
Ответить (0)Низкий поклон вам! С наступающим Новым Годом!
Ответить (0)Перед начало движения в сторону границы мы добились у командира батальона разрешения сесть на замыкающий КАМАЗ водителя-испытателя Сивкова В.Д. Водитель - солдат был обучен в автошколе до армии на авто ГАЗ-51 и ЗИЛ-130, навыка вождения КАМАЗа не было, особенно в экстремальных условиях. Через границу и до г. Герат вел КАМАЗ с прицепом вел я - Сивков В. Обычно автомобили были груженые сыпучими грузами(уголь,мука,соль,продукты) а прицепы ящиками с вооружением(для безопасности )
Ответить (0)Героические мужики!
Ответить (0)