Ровно 20 лет назад, 26 апреля 2002 года пост генерального директора «КАМАЗа» занял Сергей Когогин. Он сумел вывести предприятие не только из кризиса, но и в лидеры российского грузового автопрома. И сегодня пятый гендиректор лично контролирует все процессы – от производства и НИОКРа до экономики и договорных отношений, влияя при этом и на отраслевое законодательство. "Вести КАМАЗа" собрали значимые события, которыми отмечен 20-летний период работы Когогина.
Зарплата день в день
Задержки и нерегулярная выплата заработной платы в 1990-х, ухудшение социально-экономических условий были бедой не только «КАМАЗа», но и предприятий всей страны. Одним из первых достижений нового гендиректора стало решение этого вопроса. С тех пор камазовцы перестали волноваться о том, получат ли заработанное вовремя: деньги поступают точно в срок.
Отказ от бартера
В конце 1990-х годов 90% камазовских грузовиков не продавались за деньги, а обменивались на другие товары. Эта практика порождала засилье «серого» рынка и диктат производителей сырья. Промежуточные схемы вроде векселей положение спасали, но не исправляли. Нужны были большие кредиты, и гендиректору удалось их привлечь «под честное имя».
Восстановление соцпрограмм
Еще одно наследие 1990-х, доставшееся Когогину, – это замороженные социальные программы. Изменение приоритетов в этой области увеличило затраты по социальным статьям. Так, в 2003 году они составили 74,4 млн рублей, в 2006 году социальный пакет вырос до 354 млн рублей, в 2011-м он превысил 603,8 млн рублей, в 2021-м – 946 млн рублей.
Ралли, как маркетинговый ход
В 2002 году, когда зашла речь о судьбе спортивной команды «КАМАЗ-мастер», Когогин произнес такую фразу: «Команду оставляем, потому что лучшей рекламы «КАМАЗа», чем ее победы, не придумать». С тех пор никто в мире так и не научился делать автомобили для тяжелого бездорожья лучше, чем камазовцы. На счету «Синей армады» 19 выигранных ралли «Дакар».
Собственный лизинг
До Когогина "КАМАЗ" дважды пытался создать свою лизинговую компанию, но безуспешно. В 2002 году, при пятом гендиректоре, проект был реализован. Сегодня «КАМАЗ-Лизинг» полностью закрывает лизинговые продажи от производителя, делая КАМАЗы доступнее для клиента. За время своего существования структура реализовала в лизинг более 68 тыс. грузовых автомобилей.
Совместные предприятия
В 2005 году Когогин, оценив мировые тренды, стал привлекать к совместной работе именитые международные компании. Гендиректор ставил свои условия: кооперация подразумевала создание совместных предприятий именно в Набережных Челнах, а сами новые площадки должны были представлять из себя не «отверточные» производства, а технологичные и при этом локализованные – сначала частично, в перспективе на 100%. Успешными оказались проекты «ЦФ КАМА», «КАММИНЗ КАМА», «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА», «Федерал Могул Набережные Челны», «Фузо КАМАЗ Тракс Рус», «Мерседес-Бенц Тракс Восток», «CNH-КАМАЗ Индустрия», «ДК РУС».
Бережливое производство
В 2006 году главной задачей стало создание производственной системы «КАМАЗ»: нужно было бороться с производственными потерями и наладить непрерывное развитие процессов. Сейчас следование принципам ПСК, выявление и предупреждение потерь превратились для камазовцев в образ жизни.
Сертификация по мировым стандартам
В 2006 году «КАМАЗ» стал единственным представителем своей отрасли, получившим премию правительства РФ в области качества. Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» соответствует международным стандартам ИСО 9001:2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это обеспечивает продукции компании конкурентоспособность на мировом рынке.
Реинжиниринг производства
В 2014 году «КАМАЗ» взял курс на реинжиниринг: реструктуризацию мощностей и площадей, оптимизацию производственных процессов и логистики, внедрение «умного» инструмента и промышленных роботов. Больше всего робототехники используется на заводе каркасов кабин – 155 единиц, а также на заводе двигателей и прессово-рамном. Цель к 2030 году – умное модульное производство и внедрение 660 роботов.
Новый мотор Р6
В декабре 2017 года состоялся запуск нового конвейера по производству двигателей Р6. Оснащенный по последнему слову техники, он ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Большое внимание уделяется соблюдению технологии и детальному контролю качества. Этот мотор предназначен для поколения грузовиков К5.
От К3 к К5
К приходу Когогина на «КАМАЗе» выпускались только машины классического семейства. Постепенно началась модернизация модельного ряда - как тяжелого, так и малотоннажного. Новые машины стали называть поколением К3. С 2013 года стартовал серийный выпуск грузовиков поколения К4, и за три года компания вывела на рынок 13 моделей К4 в разных комплектациях. Самой востребованной стал КАМАЗ-5490, а его преемником в поколении К5 – тягач КАМАЗ-54901, который выпускается с 2020 года. Кабина К5-го полностью отвечает актуальной концепции комфорта водителя: органы управления и панель приборов - на расстоянии вытянутой руки, сиденье - с широким диапазоном регулировок, два спальных места, бортовая информационная система. 54901 оснащен новой АКПП и рядным двигателем Р6. Это первая камазовская машина премиум-класса.
Завод XXI века
27 мая 2019 года был запущен в эксплуатацию завод по производству каркасов кабин грузовиков поколения К5, современнейший в России и один из лучших в мире. Он обладает самым высоким уровнем автоматизации в стране, мощности рассчитаны на выпуск 55 тыс. кабин в год. Открылся ЗКК всего за три года, и его строительство стало самым масштабным проектом со времен возведения автогиганта.
Беспилотники
«КАМАЗ» сегодня считается отечественным лидером в разработке решений для беспилотного транспорта в России. Проект «Авторобот» появился у компании в 2014 году, в 2015-м – первый беспилотный автомобиль «Одиссей», в 2017-м – электробус ШАТЛ, разработанный «КАМАЗом» совместно с Государственным научным центром НАМИ. Роботизированные транспортные средства в настоящее время используются для внутренних межзаводских перевозок.
«КАМАЗ» и газ
Газовая тематика для «КАМАЗа» – одно из основных бизнес-направлений, значение которого со временем только растет. В 2015 году был открыт корпус газовых автомобилей мощностью до 8 тыс. единиц техники в год. Программа развития газомоторной техники постоянно актуализируется на государственном уровне, и инициативы «КАМАЗа» находят поддержку.
Электробус
«КАМАЗ» первым среди российских предприятий в 2017 году начал выпуск электробусов. Это самый высокотехнологичный и экологичный продукт компании. Спустя год модель КАМАЗ-6282 открыла систему электробусного движения в Москве. Сейчас электробусы тестируются и в других городах России – Санкт-Петербурге, Белгороде, Казани, Перми, Уфе.
Консолидация отрасли под управлением "КАМАЗа"
В 2019 году «КАМАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии». В состав холдинга входят 12 производств, численность персонала достигает 10,5 тыс. человек. Задача «КАМАЗа» - совершенствование автокомпонентного направления, развитие компетенций и технологий всей автомобильной отрасли страны.
Лицом к обществу
Наряду с бизнес-деятельностью Сергей Когогин ведет большую работу на государственной и общественной ниве. В 2004–2009 годах он выступал депутатом Госсовета РТ, с 2006-го возглавляет НП «Объединение автопроизводителей России». При Когогине «КАМАЗ» стал компанией, вносящей вклад в развитие культурных и духовных ценностей: материально поддержал строительство храма Христа Спасителя в Москве, мечети Кул Шариф в Казани, оказывает содействие челнинскому камерному оркестру «Провинция» и городской картинной галерее. Когогин лично помогает одаренным детям Набережных Челнов.
Фото: "Вести КАМАЗа"
С успешным юбилеем Сергей Анатольевич! Желаем от инновационного центра и дальше развивать наше грузовое и не только автомобилестроение!
Ответить (0)Я на КАМАЗе с 2000 года. Сравниваю тот завод и сегодняшний - небо и земля! Спасибо, Сергей Анатольевич!
Ответить (0)Благодарим Сергея Анатольевича за все, что он делает для КАМАЗа и КАМАЗовцев.
Ответить (0)Поздравляем!!! Желаем процветания заводу и его руководителю. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!!!
Ответить (0)