В середине декабря около гендирекции автогиганта впервые откроют двери музей "КАМАЗа", презентационный зал и магазин корпоративной сувенирки в единой оболочке Визит-центра. О том, что найдут гости внутри, кроме нескольких настоящих грузовиков, кто работает над проектом и какие цели он преследует, "Вести КАМАЗа" спросили у заместителя генерального директора автогиганта Жанны Халиуллиной.
«ЗДАНИЕ ОТКРОЕМ В ЭТОМ ГОДУ, 13 ДЕКАБРЯ»
- Жанна Евгеньевна, стройка напротив гендирекции "КАМАЗа" вызвала много слухов, но определенно известно лишь то, что отражено в паспорте на заборе площадки: «Евростиль» возводит для компании некий Визит-центр. Не могли бы вы тезисно обрисовать концепцию проекта?
- Функций у Визит-центра будет несколько. В приоритете его профориентационное назначение: ключевой аудиторией мы видим подрастающее поколение - ребят, которым, возможно, предстоит развивать компанию, а также их родителей и педагогов. На популяризацию отраслевых специальностей будут работать экспозиции разных форматов: Визит-центр станет образовательным и культурным пространством, цифровым интерактивным музеем "КАМАЗа". Вторая функция – представительская: на первом этаже, помимо экспонатов, разместится зал лектория на 50 человек. В нем можно будет проводить некоторые корпоративные мероприятия, презентации. И еще одним аспектом в содержании этого центра станет реализация сувенирной продукции, брендированной "КАМАЗом".
- Судя по готовому каркасу здания, центр будет двухэтажным. Какова его общая площадь и площадь прилегающей земли?
- Площадь Визит-центра составит 1,5 тысячи квадратных метров. Участок непосредственно под здание нам согласовал инвестиционный совет Татарстана под председательством раиса, Рустама Нургалиевича, но это было еще в начале 2018 года, когда актуального проекта не существовало. Теперь строительство ограничено утвержденными границами. Но есть еще наша земля – на другой стороне от проезда к генеральной дирекции, где установлен бюст Льву Борисовичу Васильеву. На этом участке будет разбит парк имени первого генерального директора "КАМАЗа". Сам Визит-центр, кстати, тоже будет носить имя Льва Васильева. Если здание мы откроем в этом году – 13 декабря, к 55-летию со дня основания компании, – то парк планируем обустроить в следующем, к 50-летию со дня выпуска первого автомобиля и 400-летию города Набережные Челны.
- У "КАМАЗа" не было возможности расширить площадь под Визит-центр?
- Мы хотели, но, к сожалению, соседний участок занят и его владелец связан долгосрочным договором аренды, он не смог продать нам землю.
- Если парк развернется за проезжей частью, то будет ли как-то благоустроена зона вокруг Визит-центра?
- Да, мы успеем высадить деревья этой осенью, их посадка уже началась. Ими территория будет отмежевана и от соседнего участка. Появится также летняя веранда, в составе которой можно открыть, к примеру, кофейню для работников компании и для общего пользования. Весь ландшафт этой прилегающей к Визит-центру территории обретет законченный вид в этом году.
«ЛЕТОПИСЬ "КАМАЗА" БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ, НАВЕРНОЕ, ВСЕГДА…»
- Что мы увидим внутри Визит-центра?
- Сначала гости оказываются в welcome-зоне, которая предваряет экспозицию цифрового музея. Первые впечатления дадут интерактивные ролики обзорного характера – об истории компании, о ее текущем состоянии и продукции. Здесь же по плану будет установлен тренажер, имитирующий кабину спортивного грузовика команды "КАМАЗ-мастер". Внутри нее можно будет прочувствовать состояние профессионального гонщика на трассе. Большую часть пространства первого этажа займут оригинальные автомобили. В постоянной экспозиции мы намерены представить легендарный первый "КАМАЗ", миллионный "КАМАЗ", а также модель нового поколения. Плюс сменяемая часть – это один экспонат, которым на старте станет, возможно, электробус. Впоследствии его место займет другая техника, по ситуации – например, для презентации под конкретную целевую группу.
- Грузовики и автобусы смогут своим ходом заезжать непосредственно в здание? И, с учетом лектория на первом этаже, им даже хватит места?
- Ворота Визит-центра рассчитаны на пропуск любого автомобиля, вплоть до «Атланта». К ним прокладывается отдельная дорога. А площадь этажа составляет 978 квадратных метров, и для наших целей этого достаточно. Все экспонаты будут сопровождаться видео-контентом с пояснениями, как на первом, так и на втором этажах – мы ведь создаем своего рода цифровой музей. Такое решение позволяет разместить экспозицию на относительно небольшой площади и без оглядки на объем помещений обновлять ее в рабочем режиме.
- Какова тематика экспозиции второго этажа?
- История – "КАМАЗ" в цифрах, продуктах и людях. Развитие технологий мы покажем в движении от инженерной мысли к первым заготовительным производствам, к сборочным конвейерам… Одним из экспонатов станет, к примеру, макет двигателя автомобиля в виде взрыв-схемы. Планируем также воссоздать рабочий кабинет Льва Васильева с оригинальными предметами. Вообще, гости при желании смогут окунуться не только в технологии компании, но и в события, и в биографии тех людей, которые эти технологии создавали с первых дней работы заводов. Интерактивный подход позволяет посетителю двигаться четко по своим интересам, причем в летопись войдут не только первые лица, но и все, кто оказал значимое влияние на развитие "КАМАЗа" – все, кто может быть интересен как нашим сотрудникам, так и тем, кто планирует присоединиться к команде в будущем.
- Вероятно, для Визит-центра будут оцифрованы все архивы действующего музея "КАМАЗа"?
- Постепенно. Оцифровка архивов – работа многолетняя, а в целом летопись будет формироваться, наверное, всегда. Есть пример такого подхода – в Томске он реализован в музее компании «Газпром трансгаз». Их музей работает уже пять лет, но объем контента по-прежнему растет. Кроме того, важно не только загрузить данные в базу музея - важна подача, ведь мы хотим, чтобы экспозиция была интересна как сотрудникам, так и, в первую очередь, школьникам, студентам, их педагогам в рамках профориентационных экскурсий. Поэтому 13 декабря мы увидим Визит-центр не в окончательной застывшей форме - по большому счету будет лишь дана отмашка его наполнению содержанием.
- Вы упоминали торговлю сувенирами под брендом "КАМАЗа". Если это будет магазин, то что мы увидим на его витринах?
- Магазин на втором этаже будет представлять как камазовскую линейку рекламно-сувенирной продукции, так и ассортимент команды "КАМАЗ-мастер". Очень надеемся, что наша линейка не уступит спортивной, а продукция «КАМАЗ-мастера» здорово продается на протяжении уже нескольких лет. У них широкий модельный ряд, заслуженный спрос. "КАМАЗ" на данный момент предлагает брендированные товары в основном для представительских и корпоративных нужд – мы используем их для мероприятий, для молодежного движения, студотрядов, подарков гостям и партнерам. С развитием Визит-центра мы рассчитываем представить широкую линейку, а не только, условно говоря, кепки и толстовки. Востребованы, к примеру, модели грузовиков, но в принципе перспективы не ограничены – будем отталкиваться от интересов аудитории.
- У «КАМАЗ-мастера» хорошая выручка от продаж сувенирки?
- Вполне, они даже купили автомобиль – мобильный магазин для полевой торговли на своих мероприятиях. Когда мы показываем своим гостям музей «КАМАЗ-мастера», подъезжает магазин и, поверьте, все хотят уехать с каким-нибудь сувениром. Я и сама всякий раз что-нибудь покупаю, если собираюсь в гости, потому что товары устраивают и по качеству, и по ассортименту. Будет хорошо, если камазовская сувенирная продукция и мерч так же станут продаваться.
- Маркетинг планируется свой или аутсорсинг?
- Хотим собственный.
«ЭТО СОЧЕТАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МИНИМАЛИЗМА»
- Можем ли мы прояснить стоимость Визит-центра и источники его финансирования?
- Он строится за счет инвестиционного бюджета компании текущего года и обойдется примерно в 500 миллионов рублей.
- Какие нужды входят в эту сумму – проект, здание, оборудование?
- Смета условно поделена на две части. Первая – это стройка, благоустройство и инфраструктура. Вторая часть – это музейная экспозиция, которая, в свою очередь, делится на оборудование и контент.
- То есть разработка контента отдана неким подрядчикам?
- Ни в коем случае. Над аудиовизуальным содержанием мы работаем сами, но в выборе интерактивных форм для его грамотной подачи нам помогает бюро музейной сценографии «Метаформа». Задача бюро – довести до гостя наши посылы, не перегружая его. Дело в том, что нам, камазовцам, интересным кажется все, и мы рискуем увлечься. Учитывая, что основной своей аудиторией мы видим детей, нужно понимать, что для их восприятия многое может оказаться лишним. С тем корпоративным музеем в Томске, где мы побывали, работала именно «Метаформа», и в нем мы нашли для себя актуальный формат музейного пространства. Бюро дает именно технические решения организации нарратива - отвечает на вопрос, условно говоря, как показать в welcome-зоне фильм, который не усыпит зрителя, а подарит ему предвкушение основной экспозиции.
- С чего началось сотрудничество "КАМАЗа" с «Метаформой»?
- Это довольно давняя история, как и история самого проекта Визит-центра. Несколько лет назад, оценивая варианты и возможности, столкнувшись с разного рода препятствиями, мы решили отдать под музей "КАМАЗа" половину административно-бытового корпуса за прессово-рамным заводом, фактически в конце производственной площадки. Площади АБК отремонтированы, а сценографию для той площадки спроектировал подрядчик, приглашенный по результатам конкурса – это была «Метаформа». Проект нам понравился, но останавливала мысль о том, что сама локация мало годится для знакомства с компанией. Словом, теперь мы будем использовать те площади, как техническую зону для хранения музейных образцов, с учетом обновляемости экспозиции Визит-центра. Когда встал вопрос о подрядчике уже в новейшей истории, мы вспомнили о «Метаформе», снова посмотрели их работы, снова пообщались с командой – хотели убедиться, что они сохранили свой творческий тонус и компетенции. Бюро представило свой концепт, и мы поняли, что они на одной волне с видением "КАМАЗа". Лично я увидела в их работе именно то сочетание технологичности и минимализма, которое импонирует нашей команде. Легкие формы, много цифры, интерактивных панелей.
«ВЕРОЯТНО, ВИЗИТ-ЦЕНТР СТАНЕТ ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ В МАРШРУТАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА»
- Что за команда отвечает за проект и обслуживание Визит-центра в дальнейшем?
- Сейчас проект двигают преимущественно специалисты блока управления персоналом, организационного развития и корпоративного управления. В будущем в структуре этого блока будет создано отдельное подразделение, которое возьмет на себя несколько направлений: промышленный туризм, существующий исторический музей «КАМАЗа» и деятельность Визит-центра с парком имени Васильева – центр станет ядром всей конструкции.
- Кстати, о парке: он тоже предполагает некую смысловую нагрузку, или это будет только место для отдыха?
- В первую очередь это, конечно, прогулочная зона с перголами и скамейками, несущая традиционную функцию, но определенное отражение общей концепции предполагается и здесь. Мы хотим отметить в парке заслуги руководителей - не только завода, но и города, и республики, тех людей, что участвовали в становлении нашей общей истории. Фигур уровня Фикрята Табеева. Сейчас ищем антивандальные формы для воплощения этой идеи. Мне, к примеру, нравятся уличные фотогалереи - видела такие в Москве. Они со временем расширяются – должно быть, пользуются популярностью. В целом парк примет на себя функцию наиболее доступной, самой публичной части проекта – он ведь открыт для всех.
- А Визит-центр? Насколько доступным для широкой аудитории будет он?
- Как минимум на первом этапе мы ориентируемся только на групповые экскурсионные заявки, на предварительную запись. В приоритете – школы, наши базовые колледжи, студенты ПИШ «КиберАвтоТех» и Набережночелнинского института КФУ в целом. В будущее пока не заглядываем, но, вероятнее всего, Визит-центр станет отправной точкой в маршрутах промышленного туризма. В нем можно будет приобрести путевку, с него будут стартовать экскурсии. Мы собираемся разработать сайт для самостоятельной записи на экскурсии, и в целом планы масштабные, мы работаем над ними совместно с группой Ростех.
- Чем помогает Ростех?
- Речь идет прежде всего о методологической поддержке. Специалисты Ростеха приезжали на "КАМАЗ", посмотрели наши маршруты и дали очень ценные рекомендации, а также помогли с текстовой частью экскурсии. Через информационные ресурсы Ростеха мы продвигаем свои маршруты и реализуем путевки, как на «КАМАЗ», так и на «НЕФАЗ».
- Если бы мы сегодня не стояли на пороге юбилея, "КАМАЗ" все равно запустил бы проект Визит-центра именно сейчас?
- Вы знаете, денег на что-то, не связанное с производством основного продукта, всегда не хватает, ведь мы существуем в конкурентной среде. Все понимают, что нужны и музей, и представительское пространство, ведь компания большая и с историей, но всегда как-то не до того. Однако, когда нет памяти, нет гордости за то, что уже сделано, не возникает и химии с предприятием. Пришло время это исправить. Мне всегда было обидно, что о компании, ее величии, о ее победах и заслугах гораздо больше знают за пределами Набережных Челнов, чем в городе. Знают и гордятся. Хочется, чтобы это чувство гордости разделили и челнинские ребята, и семьи камазовцев – чтобы они лучше понимали, в каком городе они живут, на каком предприятии имеют возможность работать, какое дело им предстоит развивать.
Фото: "Вести КАМАЗа", ПАО "КАМАЗ"
То что рядом с Генеральной дирекцией появится ещё одно общественное пространство, вызывает радость и гордость за наше предприятие! Считаю идея хорошая, а Визит-центр будет востребован как жителями города, атк и гостями города и Республики. Топ-менеджмент компании в этом плане молодцы.
Ответить (0)Давайте брать пример с музея газа в нижнем, который отстроил Дерипаска. Это центр притяжениявсех приезжих. На этом можно ведь еще неплохо и зарабатывать.
Ответить (0)Сделайте доступ для всех горожан. Вот часто приезжают из других городов, просятся в музей камаза,а в него не попадешь. Вообще въезжая в город вообще нет ощущения, что здесь делают легендарные камазы, при въезде в город круто было бы какую-то вывеску сделать и макет камаза разместить.
Ответить (0)супер!!!
Ответить (0)Очень приятно, что наконец то на КАМАЗе будет построен красивый и функциональный музей предприятия! Посещая музей на ГАЗ в Нижнем Новгороде испытала чувство горечи за наше градообразующее предприятие, отсутствие достойного музея, ведь КАМАЗу тоже есть что показать, от первых грузовиков до модификаций К5 и электробусов.
Ответить (0)