Логунов – известный камазовский новатор: на его счету около 30 патентов, изобретений и полезных моделей. В копилку достижений он добавил звание «Лучший изобретатель по итогам 2020 года». Своим опытом и советами, как стать изобретателем, Юрий Михайлович поделился с читателями «Вестей КАМАЗа».
В ЕГО КОПИЛКЕ ПАТЕНТЫ НА ГЛАВНУЮ ПЕРЕДАЧУ, БЛОКИРОВКУ МКД И КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР
Юрий Логунов родился в семье инженера-конструктора. В 1973 году из провинциального города Кирово-Чепецка они приехали на строящийся автогигант в Набережные Челны. После школы по совету отца Юрий поступил в Казанский авиационный институт на специальность «Воздушно-реактивные двигатели». Там он познакомился с изобретательством.
– Еще в институте, готовясь к защите диплома в 1982 году, я вместе со своим преподавателем по авиационным двигателям А.А. Булавкиным предложил новый способ регулирования горения в камере сгорания авиационного двигателя. Мы подготовили и подали заявку на это изобретение и отправили в патентный институт. К сожалению, дальнейшей судьбы этого изобретения я не знаю – в то время срок рассмотрения был длительным, а я, получив диплом, по распределению попал в Казанское моторостроительное производственное объединение, затем в феврале 1984 года вернулся в Челны и поступил на работу в УГК «КАМАЗа».
Юрий Михайлович вспоминает, что в то время под руководством В.Н. Баруна и Р.А. Азаматова работали такие опытные конструкторы, как В.Г. Зубов, Б.П. Захаров, и молодые специалисты из других городов СССР. Он попал в коллектив КБ ведущих мостов, где начальником был К.И. Новицкий. Отмечает, что благодаря демократичной обстановке в КБ и отделе можно было предлагать смелые решения, воплощать в металле новые варианты различных конструкций и внедрять их в серийное производство автомобилей КАМАЗ.
– Требования к конструкции автомобиля постоянно меняются из-за запросов рынка: к примеру, бывает необходимо где-то снизить вес, заменить металл, применить чужую деталь. Иногда проще найти новое конструктивное решение. Мне это очень интересно, захватывает, когда все получается просто и надежно, – поясняет Юрий Михайлович.
К наиболее важным патентам он относит полученные и действующие уже около 18 лет патенты на главную передачу, блокировку МКД и колесный редуктор, которые освоены и применяются в ведущих мостах КАМАЗ-6520. Эти патенты были получены еще в составе «старой гвардии», куда входили такие известные на «КАМАЗе» специалисты, как А.И. Козадаев и К.И. Новицкий. А с приходом молодых специалистов в КБ ведущих мостов поток новых идей увеличился.
– Такие специалисты, как Алексей Кулышев и Станислав Костин, предлагают свежие технические решения, и полагаю, что в скором времени займут почетное звание лучших изобретателей. Сейчас мы совместно работаем над большим проектом, который даст новую перспективу для развития «КАМАЗа», и нарабатываем новые технические решения, которые уже воплотились в трех поданных заявках на изобретение, – делится планами Юрий Михайлович.
Логунов считает, что изобретатели – обычные специалисты, но поставленные в условия, когда в конструкции узла «нельзя ничего изменять и не изменять что-то уже нельзя». Их отличает упорство в достижении цели, причем им интересно анализировать разные варианты, поворачивать и переворачивать, разрезать и скреплять. Основываясь на своем опыте, он уверяет, что все это они проделывают в голове на работе, в дороге, но чаще дома, лежа на диване или сидя в кресле.
Юрий Логунов досконально проверяет свои идеи, воплощенные уже в металле
ДАЖЕ БРЕДОВАЯ ИДЕЯ МОЖЕТ ИМЕТЬ ШАНСЫ НА УСПЕХ
– Иногда начинающие новаторы предполагают, что новое техническое решение, отвечающее уровню изобретения, приходит неожиданно, раз – и вот вдруг осенило. Это не так. Сначала всегда проводится анализ подобных конструкций отечественных и зарубежных передовых фирм, выявляются недостатки, причины таких вариантов, – делится опытом Юрий Михайлович. – На этом этапе проводится патентный поиск по источникам патентной информации, по научной и технической литературе, а иногда и в дружеских беседах с зарубежными специалистами. Также одновременно с коллегами своего и смежных КБ нарабатываются и пробуются разные варианты решений технической задачи. И вот когда вал этой информации доходит до какого-то никому не понятного уровня, вот тут происходит «вдруг», рождается смелое, простое и красивое решение, которое может превосходить все ранее имеющиеся.
В настоящее время в НТЦ существует отдел патентоведения и рационализации, специалисты которого помогают молодым и уже признанным изобретателям в оформлении всех необходимых документов. Благодаря таким специалистам как Людмила Андрющенко многие изобретения конструкторского бюро ведущих мостов были защищены в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и действуют до 20 лет.
– Это сейчас особенно важно, – отмечает новатор, – так как в последние 10 лет высокую патентную активность проявляют китайские фирмы. Патентуют все, что только можно, например, те же фаски, стопорные болты, центрирующие буртики, которые применялись еще на первом автомобиле КАМАЗ в 1976 году. Поэтому на счету нашего КБ ведущих мостов и у меня в частности около 30 патентов, изобретений и полезных моделей. Сейчас большинство патентов мы создаем на опережение, на перспективу, чтобы уже в новых автомобилях они были на законных основаниях, и чтобы никто из зарубежных производителей автотехники не запрещал «КАМАЗу» производить эти узлы.
Опытный изобретатель дает совет всем, кто еще не уверен в своих возможностях:
– Не стесняйтесь предлагать разные идеи, порой смешные или кажущиеся вам бредовыми, своим коллегам и руководителям! Это поможет создать что-то новое и необыкновенное, поднять уровень камазовской техники на более конкурентный высокий уровень.
Мост готов к ходовым испытаниям
Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.
Настоящий инженер!
Ответить (0)