Камский автозавод вошел собственными инвестициями в проект создания передовой инженерной школы – одной из 30-ти, которые будут созданы по всей стране на деньги федеральных грантов. Цели у школы глобальные – за восемь лет она должна выпустить почти 9 тысяч инженеров, на чьих плечах Россия будет формировать свою технологическую независимость.
КАК ОБУЧАТЬ ПО ТЫСЯЧЕ СИЛЬНЕЙШИХ ИНЖЕНЕРОВ В ГОД
Презентацию проекта передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» ее создатели – Казанский федеральный университет и "КАМАЗ" – приурочили к годовому собранию акционеров автогиганта. Это позволило собрать сегодня в Инжиниринговом центре КФУ в Набережных Челнах целый пул фигур федерального и регионального масштаба, главными спикерами для которых стали депутат Госдумы РФ Альфия Когогина и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, республику представлял премьер-министр Алексей Песошин, а партнеров по проекту – первые лица "КАМАЗа" и НЧИ КФУ: Сергей Когогин и Махмут Ганиев.
Подробностями проекта Ганиев делился с полным составом Совета директоров автогиганта и другими гостями в лаборатории Инжинирингового центра под названием "КАМАЗ". Цели проекта он объяснил необходимостью формирования технологического суверенитета России, достичь которого планируется, опираясь на дорожную карту.
«Уже к 2024 году мы должны наладить производство электрических грузовых автомобилей на базе импортных аккумуляторов, а в 2025 году заменить импорт на собственные аккумуляторы и предложить модель цифрового производства. На 2026 год запланировано производство беспилотных грузовиков и решение по изготовлению водородных топливных элементов. К 2030-му мы начнем оснащать технику оригинальными отечественными водородными двигателями и батареями», - обрисовал перспективы директор НЧИ КФУ.
Для решения поставленных задач промышленности нужны сильные специалисты, которых и будет готовить передовая инженерная школа (ПИШ). К 2030-му году, по словам Ганиева, «Кибер Авто Тех» должен обучить и повысить квалификацию почти 9 тыс. человек. «Ежегодный НИОКР оценивается в 490 миллионов, - сообщил спикер, - Но самое главное – мы должны ежегодно создавать по 100-110 стартапов! Для решения столь амбициозных задач нами уже создана совместная команда передовой инженерной школы, которая состоит из ведущих ученых российских вузов, таких, как МГТУ имени Баумана, Уральский федеральный университет, МГТУ Станкин, инженеров-исследователей "КАМАЗа", и, конечно, наших молодых магистров и преподавателей».
В совет по развитию инженерного образования также войдут представители высокотехнологичных компаний и ведущих вузов России, включая, конечно, КФУ. Совет займется созданием новой научно-лабораторной базы – 3-х Центров превосходства и 14-ти лабораторий. Новые механизмы учебного процесса, по словам директора института, уже разработаны на основе четырех треков – они позволят воспитать инженеров-исследователей мирового уровня с компетенциями индустрии 4.0, способных создавать собственные бизнесы. Стратегия учебного процесса опирается на проектную деятельность и вовлечение студентов в решение реальных производственных задач.
«Также мы развиваем свою кампусную систему, - напомнил Ганиев, - Запланировано строительство общежития и нового учебно-лабораторного корпуса. Финансирование выделил президент Татарстана. Благодаря этому мы уже получили на руки проектно-сметную документацию и корпуса, и общежития, и готовы передать документы в Главгосэкспертизу РФ».
Стоимость учебно-лабораторного корпуса спикер обозначил на уровне 3,5 млрд рублей.
Оба общежития в сумме будут стоить 1,8 миллиарда.
«ЧЕМ БЫ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ КОНКУРС, ТАТАРСТАН, КФУ И «КАМАЗ» РЕШЕНИЕ УЖЕ ПРИНЯЛИ»
Создавая ПИШ на свои средства, партнеры рассчитывают, конечно, и на грант федерации – о скорой раздаче целевых денег аудитории рассказала Когогина. По ее словам, на 30 подобных региональных школ в бюджете РФ уже заложены 34 млрд рублей – таким образом, в случае победы в конкурсе проект «Кибер Авто Тех» сможет рассчитывать примерно на 1,3 млрд рублей. Показав гостям лаборатории инжинирингового центра, спикеры по очереди поделились своими оценками как сегодняшнего события, так и перспектив, которые оно сулит.
Альфия Когогина:
- Мы давно говорим о том, что главной движущей силой в 21 веке становится не нефть или газ, а лишь человек с его знаниями и стремлениями. Многие слышали выражение «человек – новая нефть». Высшая передовая инженерная школа – это именно то место, где будут создаваться самые яркие технологии, которые продвинут нашу страну на мировой арене. Но мне хотелось бы все же вернуться к истокам. Очень важно помнить, что в 2021 году предвыборная программа партии «Единая Россия» провозгласила о создании в стране 30-ти передовых инженерных школ. Эту идею поддержал и наш национальный лидер Владимир Путин. Это была точка отсчета. Благодаря поддержке президента был оперативно принят федеральный проект, и уже в апреле издано постановление правительства РФ. Все закрутилось. Более 40 регионов – в их числе и Республика Татарстан – стали подавать заявки на создание ПИШ у себя. Итоги как раз сейчас подводятся, и я, как патриот Татарстана, очень надеюсь, что мой родной университет победит в этом конкурсе. Однако, как бы то ни было, Татарстан, КФУ и "КАМАЗ" уже приняли решение о том, что проекту – быть! Финансироваться он будет из трех источников: из федерального и республиканского бюджетов, и из средств ПАО "КАМАЗ". Могу сказать, что на 2022-2024 годы мы уже предусмотрели 34 млрд рублей в федеральном бюджете на подобные проекты. То же самое сделала и республика. Получается, что сегодня мы с вами фактически даем старт грандиозному проекту обеспечения технологического суверенитета нашей страны. Мы много говорим об импортозамещении, но для нашей страны это в каком-то смысле даже немножко унизительное понятие. Ведь что означает «импортозамещение»? Что завтра мы должны сделать нечто, что наши конкуренты в других странах делают уже сегодня. Поэтому сегодня мы принимаем решение о создании технологий завтрашнего дня.
Сергей Чемезов:
- Цель этого федерального проекта, конечно же, в обеспечении высокотехнологичных компаний квалифицированными кадрами – талантливыми конструкторами и инженерами. В нем приняли участие свыше 90 инженерных вузов из 40 регионов, но лишь 30 лучших получат гранты. Надеюсь, в их число войдет и казанский университет. «Ростех», естественно, поддерживает идею "КАМАЗа" о том, чтобы совместно с КФУ создать такую инженерную школу. Не только "КАМАЗу", но и другим нашим предприятиям эта школа поможет создавать современную технику – самолеты, вертолеты, автомобили…
Алексей Песошин:
- Три вуза республики участвовали в конкурсе, мы ждем в ближайшее время результатов. Хотелось бы сказать, что передовая инженерная школа – это не только грантовая поддержка, не только государственно-частное партнерство, но и большая ответственность. Большая ответственность и вуза, и «КАМАЗа», и «Ростеха», и республики. У нас появился шанс получить новые идеи и разработки.
Сергей Когогин:
- И для нашей компании, и для нашего города это большое событие, потому что развитие научно-технической базы для дальнейшего обучения наших специалистов – это крайне важный вопрос. Конечно, у «КАМАЗа» много заводов за пределами Набережных Челнов, но все равно как исторически, так и в будущем главный костяк заводов и персонала будет сохраняться здесь, в Набережных Челнах. Здесь сконцентрированы и наши основные интеллектуальные компетенции, и производственные мощности. Компания обязана заглядывать далеко за горизонт событий – что будет через 10, через 15 лет? Но без создания крупного научного центра подготовки инженеров планировать будущее мы не можем. Я считаю, что в случае победы в этом конкурсе мы получим отличный шанс для развития нашей материально-технической базы, условий для обучения студентов. Неформально хочу подчеркнуть, что, сколько бы специалистов мы не привлекали, в том числе и из других стран, все равно ключевые должности на "КАМАЗе" занимают выпускники именно этого учебного заведения.
Махмут Ганиев:
- Я считаю логичным, что передовая инженерная школа по автомобилестроению открывается сегодня именно в Набережных Челнах, ведь здесь рядом с нами наш основной партнер, "КАМАЗ". Еще раз хочу подчеркнуть, что 99 процентов инженерно-технических работников "КАМАЗа" были выпущены нашим вузом.
Текст: Антон Литвиненко, Влас Мысько
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин
Фото, как из прошлого... Какое бы оно ни было, но все равно прошлое...
Ответить (0)Идея хорошая. Посмотрим, что получится.
Ответить (0)класс! И до нашей Деревни (с почтением) докатилась Англия! Рад за такую новость!
Ответить (0)Разворует все Ганиев как раньше воровал из бюджета на примере 2015-16гг своровали на пару с Умаровым более 2 млн.рублей на подставных преподавателей из Елабуги, а прокуратура все прикрыла расследование.
Ответить (0)