Объявленная накануне отмена ограничений на экспорт в Китай через крупнейший пропускной пункт дальневосточной таможни пришлась очень кстати "КАМАЗу" – к запуску серийного производства К5 поток импортных комплектующих должен вернуться к допандемийному уровню.
ДОБРО ОТ ТАМОЖНИ
Крупнейший пропускной пункт на границе между Россией и Китаем со вчерашнего дня вновь открыл поток экспорта в КНР, что положительно повлияет и на объем импорта. Как сообщает пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко, оформление экспортных российских грузов на Международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) в Забайкальске возобновляется в ежедневном режиме с 9.00 до 21.00 по местному времени (с 3.00 до 15.00 мск).
В Забайкальске располагается крупнейший МАПП на российско-китайской границе – провоз отечественных грузов через него, как напоминает Бойко, был приостановлен китайской стороной в ноябре 2020 года. Причиной тогда стала эпидемия коронавируса.
Вместе с открытием границы Китай отменил и требование «обратной перецепки». Этот режим означал, что для получения импортного груза водитель российского перевозчика должен был оставить свой прицеп на территории КНР и ждать, пока он будет загружен поставщиком. После водитель возвращался на границу за прицепом, что пагубно сказывалось на оперативности и объеме поставок, тормозя потоки в обе стороны. Как подтвердил в сообщении Читинской таможни и.о. начальника таможенного поста МАПП «Забайкальск» Константин Кузнецов, «отмена режима перецепки позволит увеличить количество въезжающих на территорию Российской Федерации груженых транспортных средств, тем самым увеличится количество импортируемого товара, снизятся временные и финансовые затраты перевозчиков».
Для российских импортеров из Китая, особенно для крупных компаний, сообщение из Забайкальского края знаменует собой приближение к былым срокам и объемам поставок. В 2020 году, даже с учетом того факта, что таможня в Забайкальске была закрыта для отечественных грузов последние 2 месяца из 12-ти, экспортный оборот через этот МАПП составил 115,4 тыс. тонн. В среднем через него ежедневно проходили по 25 фур, груженых преимущественно пиломатериалами и кондитерскими изделиями. Набережные Челны, кстати, тоже отправляли в Китай свою кондитерку, произведенную на фабрике Сергея Акульчева. Статистика по Забайкальскому региону в 2020 году показывает, что среди всех стран-контрагентов экспорт в Китай составлял 95,7% от общих поставок из России, или свыше $1 миллиарда, а на регион приходится лишь два пропускных пункта – Забайкальск и, поменьше, Абагайтуй.
Импорт же из Китая, по данным Дальневосточного таможенного управления, выливался по 2020 году в $392,2 млн, и львиную его долю составляла продукция машиностроительной отрасли, выросшая в тот год в 3,1 раза. Годовой товарооборот автопрома через два забайкальских МАПП составлял $197,3 млн – это чуть больше половины всего импорта региона, таможни которого работали с 11 группами товаров. Таким образом, автопром станет главным выгодоприобретателем от отмены ограничений на экспорт и сопутствующей ему процедуры обратной перецепки. Соответственно, сократятся сроки поставок комплектующих и для "КАМАЗа".
НОВЫЙ ГРУЗОВИК ЗАВИСИТ ОТ ДРУЖЕСТВЕННОГО ИМПОРТА НА 20-30%
Напомним, что перебои с поставками на "КАМАЗ" из Китая начались еще в начале 2020-го года, вместе с эпидемией. В феврале того года заместитель гендиректора компании по закупкам Равиль Ибрагимов рассказывал "Вестям КАМАЗа", что автогигант закупает в Китае свыше 100 номенклатурных позиций – комплектующих, металлов и материалов, и в целом «в эпоху глобализма практически все цепочки поставок в том или ином виде завязаны на КНР», потому что проблемы затрагивают не только конечного автопроизводителя, но и весь пул его отечественных поставщиков.
Через год после введения ограничений в Забайкальске Ибрагимов констатировал, что поставки из КНР замедлились в два-три раза. Проблема с автомобильными и железнодорожными перевозками, идущими через Забайкальск, потянула за собой сложности и в портах Владивостока, которые не могли справиться с кратным увеличением переориентированного на морские пути грузопотока. На тот момент "КАМАЗ" защищался от простоев либо заблаговременными заказами, просчитывая и формируя их сильно заранее, либо создавая страховой запас комплектующих, либо организуя непрерывный поток грузоперевозок.
Восстановление стабильного двустороннего движения через забайкальский МАПП не только во многом решит затянувшиеся сложности с поставками, но и сделает это весьма своевременно - как раз к рестарту серийного производства грузовиков пятого поколения, которое гендиректор компании Сергей Когогин анонсировал на март, и которое должно стать основным уже во второй половине этого года. Напомним, что в рамках подготовки к повторному выводу К5 в серию "КАМАЗу" пришлось локализовать 2,3 тыс. деталей и узлов, прежде поставлявшихся из недружественных ныне стран. Часть номенклатуры завод стал выпускать сам, часть отдал новым партнерам, добившись в итоге локализации порядка 70-80%. Импорт комплектующих для К5 таким образом оценивается в 20-30%, и Китай играет в этой доле ведущую скрипку.
Фото: i.mycdn.me, m.ru24.net