К следующему сентябрю в Набережночелнинском техническом колледже откроются 350 бюджетных мест для потенциальных рабочих "КАМАЗа". Нынешние 9-классники, которым через год предстоит выбор между школой и ссузом, смогут выучиться по новой федеральной программе «Профессионалитет». Национальный проект фактически повторяет концепцию Передовых инженерных школ на уровне колледжей, и "КАМАЗ" снова стал одним из двух татарстанских работодателей, заранее позаботившихся о своих будущих кадрах.
ЕЩЕ ОДНА НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Пока внимание выпускников и их родителей было приковано к масштабному федеральному проекту Передовых инженерных школ, одна из которых открылась на базе Набережночелнинского института КФУ, "КАМАЗ", как выяснилось, параллельно и без лишней огласки вошел еще в одну подобную национальную концепцию, только на уровне среднего профессионального образования. Едва челнинский ПИШ пустил корни и объявил набор студентов, как "КАМАЗ" буквально в тот же месяц заключил второй союз – с Набережночелнинским политехническим колледжем: партнеры подали заявку на участие в федеральной программе «Профессионалитет», нацеленной на перезагрузку отечественной системы подготовки кадров после 9-х классов.
Проект для колледжей рассчитан на три года и не подразумевает многомиллиардного финансирования, как в случае с вузами – здесь суммы меньше примерно в 10 раз, но речь снова идет о плотной связке работодателя с образовательным учреждением, которое будет готовить кадры конкретно для партнера. Таким образом автогигант прикрыл тылы в борьбе за кадры: инженеров с «вышкой» будет обучать для автозавода КФУ, а подкованных в технологии рабочих и служащих – НПК.
Направления подготовки Набережночелнинского технического колледжа
Проект «Профессионалитет» стартовал в России в этом году, как одна из стратегических национальных инициатив и локомотив реформы среднего профобразования. Структурно он ориентирован на создание кластеров «колледж плюс работодатель»: предприятие помогает ссузу укрепить материально-техническую базу и определяет, какое именно оборудование должны освоить студенты – конечно, то самое, которое стоит в его цехах. Для отладки механизма в рамках проекта создается информационная платформа «Цифровой конструктор компетенций», на основе которой педагоги по запросу партнерской компании оперативно формируют актуальные образовательные программы.
Кластеры «колледж плюс работодатель» будут создаваться во всех регионах России под эгидой Министерства просвещения РФ в течение двух лет – 71 в этом году и еще 70 в следующем. По данным министерства, в Татарстане первый откроется на базе Елабужского политехнического колледжа в содружестве с ОЭЗ «Алабуга», а с 1 сентября 2023 года начнет работу и образовательно-производственный центр НПК с "КАМАЗом". К тому времени учебные площадки колледжа будут дооснащены станками, к ним прибавятся три новые мастерские и порядка семи лабораторий, о чем сообщил "Вестям КАМАЗа" директор Набережночелнинского политехнического колледжа Ильдар Ганиев.
Общий бюджет модернизации уже определен – 150 млн рублей. По словам директора НПК, 100 миллионов дает в виде субсидии федерация по линии минпросвещения, 25 миллионов вкладывает "КАМАЗ", 23,5 миллиона – республика, и еще 1,5 миллиона вносит в общее дело сам колледж.
«Почти все средства – 95-99% – будут освоены в первый год, - говорит Ганиев, - На них мы создадим материально-техническую базу «Профессионалитета»: в основном деньги пойдут на закупку оборудования, какая-то часть будет вложена и в модернизацию учебной среды – ремонт помещений, мебель, компьютеры. Остаток перейдет на следующий год, чтобы была возможность закрыть какие-то оперативные потребности». Перечень закупок, по словам директора, обширен - навскидку более 200 позиций, но пока смета не согласована ни с Москвой, ни с "КАМАЗом". Закупки стартуют в январе.
Добавим, что изначально на грант минпросвещения из Татарстана заявлялись 11 колледжей, но большинство из них по ряду причин отпали. «Основным фактором нашей победы стало партнерство с серьезным работодателем, который готов и финансировать проект, и предоставлять студентам рабочие места для практики и трудоустройства, – считает Ганиев, - Из года в год количество мест по направлению «Профессионалитет» мы планируем увеличивать. На следующий год откроем набор на 350 мест, все они бюджетные».
На практике «Профессионалитет» представит собой сравнительно короткий курс с возможностью моментального трудоустройства по его окончании. Как уточнил "Вестям КАМАЗа" Ганиев, для рабочих кадров общий срок обучения в рамках нового направления сократится на год - до 1 года и 10 месяцев.
«Если говорить о служащих, которые обычно обучаются в колледже по три года, то в рамках «Профессионалитета» им предстоит учиться 2 года 10 месяцев, - говорит директор НПК, - Но срок зависит от сложности программы – не все направления будут сокращаться. Если до сих пор технические колледжи ориентировались в своей работе на стандарты WorldSkills, то сейчас, на фоне общей международной напряженности, эти стандарты отходят на второй план. Приоритетом становятся компетенции, объявленные работодателем, и лаборатории будут создаваться четко по его техзаданию, чтобы студенты могли максимально быстро вникнуть в рабочий процесс на определенных рабочих местах». При этом профессии, которые закладываются в «Профессионалитет», предполагают определенную универсальность навыков: выпускники колледжа должны уметь комплексно обслуживать оборудование, чтобы "КАМАЗ" готов был обеспечить их высокооплачиваемыми рабочими местами.
«ХОТИМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИХОДИЛИ К НАМ НЕ НА ПРОБЫ»
Пока информацию о внедрении и перспективах «Профессионалитета» колледж доносит до школ в основном ногами – сотрудники НПК ходят на родительские собрания, рассказывают о проекте и приглашают девятиклассников вместе с родителями к себе на знакомство с возможностями ссуза. С этой целью 21-22 октября колледж и автозавод организовали Единый день открытых дверей: в минувшую пятницу учеников из шести школ Набережных Челнов свозили на "КАМАЗ", а в субботу пригласили в учебное заведение, для большего стимула устроив им, помимо экскурсии, встречу с пилотами "КАМАЗ-мастера".
"КАМАЗ" открыл для потенциальных сотрудников двери трех заводов: автомобильного, прессово-рамного и завода двигателей, где ребятам предложили выполнить несколько рабочих операций, показали и рассказали о производстве, а в заключение презентовали федеральный проект.
"Вести КАМАЗа" сопроводили группы от 43-й и 56-й школ, которым досталась экскурсия на АвЗ. Для них визит начался с мастер-класса. Детям выдали перчатки, защитные очки, пневмоинструмент, и показали, как встроить мотор в рабочее колесо, которое впоследствии станет частью улитки-вентилятора для кондиционирования кабины грузовика. Мастер продемонстрировал последовательность операций: зафиксировал болтами прокладки, фланец, одел на мотор защитный кожух и предложил всем по очереди повторить эти манипуляции. 23 ученика школы №56 прошли этот мини-конвейер минут за 20, после чего отправились знакомиться уже с настоящим конвейером сборки кабин, выясняя, куда и для чего он движется. Миновав под рассказ экскурсовода несколько цехов, рассмотрев по дороге части грузовиков пятого поколения и знакомых своей раскраской пожарных машин, школьники по очереди посидели в кабине выставочного К-5.
Нужно пояснить, что сами подростки приехали на завод, конечно, не ради знакомства с будущим местом работы – им просто было интересно узнать, каков "КАМАЗ" изнутри. Владислава Рябцева из девятого «Г», выразила, пожалуй, общее отношение к этой поездке: «Нас пригласили, и мне было интересно посмотреть, как здесь все происходит, поэтому я вызвалась. Тут все очень интересно, хотя я, вообще-то, не планирую поступать в технический колледж – думаю о медицине».
От детей, впрочем, никто и не ждал сиюминутных решений, о чем впоследствии, рассказывая им о колледже и «Профессионалитете», сказал и директор НПК: важно показать реалии завода и обеспечить возможность занять руки работой – после сдачи ОГЭ для кого-то это станет ценным опытом в определении дальнейшего пути.
В актовом зале АвЗ Ганиев выступил с презентацией сначала перед школьниками, а потом – перед родителями их сверстников, работающими тут же, на заводе. Начал он с оценки самой федеральной программы, участие в которой для колледжа стало, по его словам, историческим событием.
«Сегодня вы смогли убедиться в том, что "КАМАЗ" - предприятие интересное, технологичное и современное, - обратился директор НПК к ученикам, - Я хочу, чтобы вы при этом понимали, что практика на "КАМАЗе" – оплачиваемая. После девятого класса ребята поступают в наш колледж, и, если соотносить нашу программу со школьной, в одиннадцатом классе они уже начинают зарабатывать деньги. О деньгах, наверное, у каждого свое понятие, но я поясню, что наши студенты нередко получают по 25-30, и даже по 40 тысяч рублей в месяц, работая на "КАМАЗе". Как взрослые. По окончании колледжа ваша зарплата будет зависеть уже только от вас, а в конце этого года вам предстоит сделать выбор – продолжите ли вы учиться в школе с прицелом на институт, или получите рабочую профессию и начнете строить карьеру сразу. Мы хотим, чтобы люди приходили к нам не на пробы, а с четким пониманием своих профессиональных интересов. Поэтому вы и здесь – чтобы попробовать ручной труд сегодня».
Ганиев подчеркнул, что колледж и работа у станка не должны рассматриваться, как конечная остановка: молодому специалисту важно получить понимание рабочих процессов, чтобы затем, при желании, получить высшее образование и строить карьеру в зависимости от личных амбиций. «Я работаю в колледже уже почти восемь лет, до этого работал в институте, - поделился личным директор НПК, - Прежде я думал: «Чтобы мои дети - да в колледж пошли?! Никогда! Только институт!» Сейчас, когда я вижу, как меняются колледжи, какое оборудование у нас стоит, какие навыки мы даем, я уже четко понимаю, что траектория движения моих детей, когда они дорастут, однозначно пройдет через получение рабочей профессии. На мой взгляд, на сегодняшний день такой путь единственно верен. Но прежде вы должны обдумать все сами, посоветоваться с родителями и поинтересоваться перспективами».
Набережночелнинский политехнический колледж
НПК готовит специалистов для татарстанской промышленности больше 40 лет. Все эти годы основным профилем колледжа оставалось машиностроение.
В 2019 году НПК получил статус отраслевого ресурсного центра и 150 млн рублей на капремонт и оборудование. Сегодня колледж имеет 4,1 тыс. м2 мастерских, 5,8 тыс. м2 учебных корпусов и общежитие на 380 мест. В их составе 5 специализированных центров компетенций и 4 центра для демоэкзаменов.
В колледже учатся 1,1 тыс. студентов – им дают 15 программ, 9 из которых относятся к отрасли машиностроения. Учиться в НПК приезжают из разных регионов страны – Пермского края, Оренбургской области, есть иностранные студенты.
Колледж сохраняет репутацию одного из самых оснащенных в Татарстане. Кадры у НПК заказывают, кроме "КАМАЗа", предприятия группы «Татэлектромаш», Сетевая компания и другие.
В настоящее время на Камском автозаводе проходят практику 158 студентов, а доля молодежи в контингенте компании равна трети, но с внедрением «Профессионалитета» оба показателя должны существенно вырасти – число практикантов, например, в разы. Раскрывая "Вестям КАМАЗа" алгоритмы поступления и учебы в НПК, Ганиев пояснил, что работа непосредственно на производстве для студентов колледжа начинается со второго года обучения.
«При поступлении мы будем предлагать выпускникам девятых классов выбор, - обозначил директор, - Можно пойти на иные направления среднеспециальной подготовки, а можно отучиться в «Профессионалитете» - это целевая программа, которая подразумевает практику всех видов на предприятиях группы "КАМАЗ" и дальнейшее трудоустройство именно у этого работодателя. Обучаться по ней будут отдельные группы. Для них остается в силе базовая обязательная программа 10-11-х классов, а специфика подразумевает обучение на конкретном оборудовании, закупленном под условия работы на "КАМАЗе". Условно говоря, первый год обучения – это школьная программа, второй год – профессиональная специализация».
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин