В год 50-летия «КАМАЗа» едва ли не каждый день в календаре – юбилейный. Отсюда и дискуссии, что же считать днём рождения завода.
14 августа 1969 года первыми лицами государства было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 674 о месте строительства комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности – «в районе г. Набережные Челны». 7 сентября он получит имя – «КАМАЗ». 30 сентября – к Дню машиностроителя! – состоялось историческое назначение Л. Б. Васильева. Через неделю, 7 октября, Постановлением Совета Министров были утверждены мероприятия по проектированию комплекса, обещающего стать невиданным по размаху… Нет, не случайно в Автограде праздник машиностроителей традиционно вырастает в декаду, а то и больше!
Перебирая в беседе со Львом Борисовичем Васильевым даты, доходим до (так исторически сложилось) отправной точки – первый ковш грунта поднят 13 декабря 1969 года на котловане будущего РИЗа. Архив нашей газеты не даст соврать: с 1974 года, с первой пятилетки жизни и далее празднуется эта дата как день, когда взяла старт камская стройка.
– Чисто случайное место на стройплощадке. Чисто символическая дата, – резюмирует первый «генерал». – Ну, пусть будет символ… Главное дело-то было ведь в том, где копать! И какая гигантская предварительная работа была проделана – чтобы построить все корпуса, спроектировать автомобиль, двигатель, решить вопрос с технологиями, оборудованием, с монтажом. Чтобы в итоге получилось то, что получилось: вот, на реке Каме стоит завод!
Сквозь дымку лет проступает неведомый нынешнему поколению «КАМАЗ» – его трудное начало. Первенец РИЗ. Литейный.
– Когда начали готовиться к выпуску автомобилей, министр дал команду всем автомобильным заводам сделать пять тысяч литейных заготовок. Сделали. Но когда директора заводов собрались, я говорю: а что дальше-то? На моей памяти был случай на КИМе: собирались делать автомобиль, выпустили 10 штук – и всё! Директор за это 10 лет получил – «всего-навсего», чтоб не обманывал государство. Поэтому я знал: не будет литья – не будет машины. Вот и пришлось сидеть на литейке день и ночь. Василий Семёнович Фролов из ЦК дозвониться до меня не мог, а когда всё же телефонный разговор между нами состоялся, и я объяснил, где нахожусь, только и удостоился оценки: «Это похвально!» С кузницей было немного полегче. Очень непросто – с прессово-рамным.
Самые добрые слова звучат в адрес Павла Николаевича Скринского – второго директора ПРЗ:
– Не в обиду первому директору (дружеские отношения между нами сохранялись до самой смерти Валерия Николаевича Соколова в 2017 году), с приходом с «ВАЗа» Скринского завод преобразился. Специалист был высокого класса, и быстро поправил дело. Единственное, о чём сразу попросил меня: помочь с узкоколейкой (была на заводе такая проблема), и полгода – «не трогать». Это я сделал. Через полгода приходит: «Пойдёмте, Лев Борисович, покажу кое-что». А у нас проблемы с рамами были. Приводит меня на территорию – вижу, пять тысяч рам лежат на заднем дворе. Ахнул – как смогли?! «Работаем!»
– О ком-то сожалеете, что развела судьба?
– Нет. Все, кто был в моей команде, – надёжные, проверенные, свои люди. Блестящий литейщик – Краковский, с которым мы ставили литейку. Каминский – великолепный организатор, Кузнецов, с которым запускали завод-первенец – РИЗ. Многих ещё назвал бы. Многие уже ушли, к сожалению, но с теми, кто жив, поддерживаю связь.
– Вы всегда с таким пиететом говорите о партийных руководителях – Косыгине, Фролове, о Кириленко, курировавшем стройку. Что вас удивляло в этих людях, что их роднило?
– Беспредельная работоспособность. Не зная ни дня, ни ночи, они своим примером вдохновляли и воспитывали, причём это были люди высокой культуры, от которых никогда дерзкого слова не услышишь.
В декабре 2004 года Лев Борисович отмечал вместе с нами в Челнах 35-летие «КАМАЗа»
Так складывается жизнь, что до первого «генерала» «КАМАЗа» время от времени, порой совершенно случайно, со стороны доходят сведения о главном детище великой стройки – автомобиле КАМАЗ. Вот и не так давно довелось ему принять обратную связь «из первых рук»:
– В декабре прошлого года оказался я в больнице. Из-за отсутствия мест в том отделении, куда меня доставили, временно положили в другое. Моя кровать у окна, и кровать напротив. С соседом по палате разговорились – сначала про болячки, а потом я спрашиваю: «А вы откуда?» – «Из Тамбова». – «Чем там занимаетесь?» – «Работаю водителем, дальнобойщиком». – «И на какой машине?» – «На КАМАЗе». И как, говорю, впечатление? – «Блестящее!» Можете себе представить, как он был изумлён, узнав, что перед ним первый директор «того самого «КАМАЗа»! Откровенно побеседовали, он и говорит: «Беда в том, Лев Борисович, что жуликов много. Ведь вместо 15 тонн, что написано в технических условиях, грузят 22 тонны, а потом начинается: «Двигатель слабоват!» Что поделаешь, говорю, такие времена наступили: во главе всего – рупь…
– Доллар, – негромко корректирует Инна Вениаминовна. Боец невидимого фронта всегда начеку.
– Но такой отзыв встретить было, конечно, приятно, – не скрывает Лев Борисович. – Да, лучшая машина в своё время получилась. В таких местах наши КАМАЗы работали, где никакой другой автомобиль не пройдёт…
– Несколько раз вы произнесли: «бог спас»…
– Знаете, я 50 лет в партии, был кандидатом в члены ЦК, трижды – депутатом Верховного Совета и, конечно, далековат от религиозности. Но в последние лет 10-15 мысли такие приходят. Однако меня глубоко возмущает, когда религиозные деятели возвышаются, занимая высокие посты, разъезжают в дорогущих лимузинах... В противовес этому скажу о впечатлении от недавней проповеди, которую услышал от одного имама. Читал он на татарском, тут же шёл перевод на русский – блестяще, я был поражён. Самый настоящий пропагандист из ЦК! Всё, что жизненно необходимо, как люди должны относиться друг к другу. И сам – в простом белом одеянии, никакого золота… Я уж сидел и думал: перейти в другую веру, что ли?
– С татарским народом, его традициями вы на «КАМАЗе», наверно, хорошо познакомились. Какие остались воспоминания?
– Самые хорошие. Прекрасные ребята татары, очень работящие, сколько встреч было на главном конвейере с бригадирами, на других заводах. Не было тогда ни одного скандала на этой почве. На знакомство с культурой времени особо не находилось, но концерты, на которых довелось присутствовать, прекрасные были. Недавно звонил мне по телефону новый мэр города, Наиль Гамбарович. Не камазовец, но чувствуется, с рукой мужик, голова работает. С удовольствием пообщался с ним.
Налобный фонарь – это свет, который всегда с тобой
У Александра Михайловича Ушенина, помимо камазовских новостей, есть для четы Васильевых и предложения, и просьба. Не случайно захватил он с собой несколько экземпляров книги «Генеральный директор». Автограф будет. Правда, для этого нужно применить некое «инженерное решение», автор которого… ну конечно же, сам Лев Борисович! Налобный фонарь, знакомый любому ремонтнику, в этом случае для наилучшей освещённости – отличное изобретение. Лупа рядом – на случай комплексного подхода!
Слово за слово – выясняется, что Лев Борисович и Александр Михайлович, оказывается, жили в Челнах в одном доме – в 9/01, только на разных этажах. И в разное, понятное дело, время!
– Лев Борисович, уже третье поколение камазовцев работает сейчас на заводе, – замечает зам ГД по персоналу. – Студент Техколледжа им. Поташова Айдар Минеев – недавний победитель чемпионата WorldSkills (Васильевы кивают: «Знаем, смотрели») – внук одного из первых сборщиков автомобиля КАМАЗ в бригаде. Ваше имя носит колледж, техникум в Челнах, с открытием бюста у гендирекции появится сквер…
– Бюст – это хорошо, – одобрительно улыбается Инна Вениаминовна, а Лев Борисович задумывается.
– Даже не знаю, что вам на это сказать. Это великое счастье, что в своё время я оказался в такой ситуации. И хотя потом был и зампредом Госплана, министром, – всё-таки моя лебединая песня – это «КАМАЗ». Самая главная. «КАМАЗ» – это то, за счёт чего я до сих пор живу, двигаюсь.
– Вы хотели бы приехать на сам юбилей?
– Ну, зачем такие провокационные вопросы! Никакой игры – речь идёт только о здоровье!..
Гостям, как известно, радуются дважды. Как ни душевна беседа, как ни прекрасен осенний сад в этот хрустальный день, аудиенция небесконечна. Не сговариваясь, мы в унисон с хозяевами прощаемся даже не «до свидания»:
– До встречи!
Может, всё-таки – на «КАМАЗе»?
Москва – Набережные Челны
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Владимир ШУШАКОВ, Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ
Как похвально, тот самый РИЗ, с вашей подачи уничтожили. Серёжа с Альфиёй прислонились к человеку, какие довольные лица, и какие разные люди. Лично Вы, что празднуете, господа Когогины?
Ответить (0)