USD

82,5892

EUR

93,3356

Казань

+18

Наб.Челны

+11

USD

82,5892

EUR

93,3356

Казань

+18

Наб.Челны

+11
Поделиться Vk

Лучший изобретатель «КАМАЗа» поделился секретом успеха

1674
0
4
0

Изобретательскому и рационализаторскому движению на «КАМАЗе» ровно столько же лет, сколько и самому автогиганту. Отрадно, что армия новаторов ежегодно пополняется молодыми талантами. Один из них – инженер-конструктор 1 категории группы подвесок конструкторского отдела агрегатов шасси НТЦ Виталий Мартемьянов, который назван «Лучшим изобретателем» по итогам 2019 года. Корреспондент «ВК» встретился с ним и пытался выяснить, в чём секрет пытливого ума.

Несмотря на то, что сейчас Виталию 32 года, ровно половина его жизни тесно связана с «КАМАЗом». С 18 лет, когда учился в Техническом колледже им. В.Д. Поташова по специальности «Технология машиностроения», он ежегодно проходил производственную практику на заводе двигателей и на ЗЗЧиК. Позже, в 2010 году, будучи студентом Набережночелнинского филиала К(П)ФУ, устроился слесарем МСР в опытно-промышленное производство НТЦ и проработал год. В 2014-м, уже имея диплом по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», пришёл в НТЦ на постоянную работу.

– Виталий, когда у вас стал проявляться интерес к изобретательству? За что получили свой первый патент? 

 – Ещё малышами в деревне срывали с дерева ветку подлиннее и делали из неё удочку, закрепляя на ней катушку, кольца... Всегда была тяга что-нибудь соорудить: дом, гараж, баню, сарай на даче, и мы с братом всё строим сами. Если говорить об изобретательстве, связанном с патентной деятельностью на «КАМАЗе», то я стал заниматься им сразу, как начал работать конструктором. Первый патент получил за кронштейн рессоры. Потом, в 2014 году, принял участие в Форуме молодых изобретателей и рационализаторов РТ. Вошёл во вкус, начал придумывать, патентовать. 

 – Как возникает идея? Долго ли её вынашиваете? 

 – Идеи возникают по-разному: изучая конструкции, пересматривая фото, чертежи различных деталей и узлов, что-то перенимаю для своих разработок. Изучаю автомобили вживую, советуюсь с коллегами, с рабочими, с водителями. Идею воплощаю практически сразу, но долго приходится доводить её до логического итога – дорабатывать, совершенствовать. На сегодняшний день у меня 46 патентов на полезную модель.

– Лучшим изобретателем стали впервые? 

 – Как раз в 2019 году всё и началось: «Инженер года» в номинации «Инженерное искусство молодых», второе место в конкурсе «Лучшее изобретение года» и звание «Лучший изобретатель года». В прошлом году, по итогам 2018-го, неожиданно для себя оказался в пятёрке лучших, получил Почётную грамоту. Поверил в себя, установил планку повыше – и вот результат. Звание «Лучший изобретатель года» дают не за конкретное изобретение, это наибольшее суммарное количество достижений в изобретательской и рационализаторской деятельности за весь год. Но всё-таки самое весомое, на мой взгляд, изобретение – «Механизм блокировки рессоры подвески», так как оно оказалось среди лучших изобретений года. 

 – В чём смысл изобретения и где этот механизм применяется? 

 – Механизм блокировки рессоры подвески транспортного средства, или, как мы его называем, выключатель, используется при авиатранспортировании грузового автомобиля. Принцип работы как у домкрата. Выключатель устанавливается между рессорой и рамой в передней части автомобиля и между мостом и рамой – в задней. Затем выкручивается распорный винт с пятой, раздвигая рессору. Таким образом, между рессорой и рамой не остаётся пространства для перемещения, и колебания автомобиля при транспортировке исключаются. Механизм для блокировки рессоры был изготовлен в опытно-промышленном производстве НТЦ, здесь же провели стендовые испытания и макетирование. Затем мы с коллегами ездили на военный аэродром Чкаловский в город Щёлково Московской области для сопровождения специальных лётных испытаний по оценке возможностей авиатранспортирования автомобиля КАМАЗ-5350. Там мне посчастливилось собственноручно швартовать два грузовика на борту самолёта Ил-76 и устанавливать выключатели подрессоривания. Было очень интересно и познавательно. В ходе такой практики выявляются тонкости, которые легко упустить при проектировании в среде 3D-моделирования.

– Что для вас значат ваши изобретения?

 – Придумывать новое, полезное для меня – значит улучшать мир вокруг. Кроме этого, реализуется потенциал, происходит саморазвитие, да и просто интересно этим заниматься. А когда занимаешься тем, что тебе по душе, жизнь становится насыщенной, а это – одна из составляющих счастья. 

 – Какие планы на ближайшее время?

 – Кроме имеющихся патентов, поданы и ждут решения ещё 10 заявок на полезную модель, 10 находятся в стадии разработки. Например, сейчас я работаю над выключателем, который будет блокировать не только ход сжатия, но и ход отбоя подвески, то есть удержание автомобиля от хода и вверх, и вниз. Для этого уже применяются швартовочные цепи, тросовые ограничители. Но моя цель – объединить обе эти функции в одном приспособлении, чтобы цепи испытывали меньше нагрузок, а значит, ещё меньше колебаний и рисков обрыва, что повышает безопасность.

Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.

0
4
1674
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
В 1/09 всегда хамили, по счет клопов не скажу, но думаю их недавно занесли (завезли), была информация что в гинекологии там был полный беспредел год назад да и сейчас я думаю ничего не изменилось.
Прокуратура проверяет горбольницу №5 после жалоб на клопов в палатах
16.04.2025 16:32
Здравствуйте. Меня зовут Давыдова Любовь Петровна. Председатель ППО, в том числе в Комитете развития производственной системы. У нас нет пенсионеров, которые выходили на пенсию именно из КРПС, поэтому нет квоты на путевки. Все пенсионеры, которые ко мне обращались из других подразделений, которые курирую, поставлены на учет в базу неработающих пенсионеров КАМАЗа, и те кто заявлялся на путевки, получил их. Если Вы выходили на пенсию из КРПС, и так получилось, что не знаю о Вас, то подойдите к своему терапевту, попросите оформить "Справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение", с этой справкой подойдите ко мне и напишете заявление о выделении путевки в свободной форме на мое имя. Далее буду прорабатывать Вашу потребность с другими подразделениями. Моё рабочее место: АВЗ, 3 АБК, каб. 106. Мой телефон: +79600700178.
Почти 800 камазовцев получат путевки в санаторий за счет Социального фонда
16.04.2025 15:57
Народ у нас доверчивый или глупый.
Следствие по делу основателей «рыбной пирамиды» Решетовых завершено
16.04.2025 15:08
Был на лечении в этой больнице года два назад, клопов не видел, но отношение медперсонала было хуже клопов. Привезли меня на скорой ночью, все сонные злые, было кровотеченье, видимо посчитали меня бомжом. Не хочу больше в эту больницу.
Прокуратура проверяет горбольницу №5 после жалоб на клопов в палатах
16.04.2025 15:02
Комментарии

4

Ваш комментарий
14.05.2020 08:43
Гость .35

Изобретения, звания, награды, информация и т.д. - все потеряло реальную ценность .Очковтирательство...

Ответить (0)
13.05.2020 22:24
Гость 5.3

Мдээ, придумал хрень какую то

Ответить (0)
13.05.2020 11:53
Гость 252

Рукожопые там все,а не изобретатели. Сам поработай на своём изобретении.

Ответить (0)
12.05.2020 20:03
Гость .60

И это лучшее его изобретение?

Ответить (0)
«КАМАЗхит»: голосуем за стихи о компании (выпуск 4)
Сводка СВО: командиры подразделений ВСУ попали под удар «Искандерами»; европейские энергетики хотят российского газа
С конвейера сошел первый среднетоннажный КАМАЗ-53251 поколения К5
Сводка СВО: Путин убедил Уиткоффа, что разумнее признать новые регионы РФ
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть