Иван Макарченков в свои 35 лет уже зарекомендовал себя опытным новатором и по итогам 2019 года заслуженно получил звание «Лучший рационализатор года». За девять лет, начиная с 2011 года, на его счету 22 рацпредложения, экономический эффект от которых исчисляется десятками миллионов рублей.
Пришла мысль – не упусти
Иван Макарченков пришёл на автомобильный завод в 2011 году, будучи студентом последнего курса ИНЭКА, на должность инженера-технолога без категории в отдел анализа эффективности сборочных производств. Работа понравилась. Как рассказывает Иван, только здесь, на финишном производстве, можно увидеть, как соединяется в конечный продукт труд многих людей и машин. И он горд принимать в этом непосредственное участие.
Сейчас Макарченков стал уже главным специалистом по сборке кабин на АвЗ. В его задачи входит технологическое сопровождение сборки кабин, техническое описание кабин, проведение установочных сессий и многое другое. Помимо этого, является уполномоченным по охране труда в своём отделе и председателем инвентаризационной комиссии.
Рационализаторством и изобретательством Иван занимается либо в обеденный перерыв, либо после работы. Поскольку это творческий процесс, необходимо, чтобы никто не отвлекал, чтобы мысль не убежала.
Сама идея рождается не спонтанно, предварительно нужно досконально изучить направление, и лишь затем она появляется на поверхности. А чтобы из идеи родилось предложение, нужно знать все нюансы и предвидеть подводные камни при его внедрении. Главные направления, на которые должно быть ориентировано рацпредложение, – повышение качества, улучшение условий труда, экономический эффект. При этом Иван отмечает, что начальник бюро Алмаз Маликов, начальник отдела Владимир Арасланов, главный инженер АвЗ Наиль Замалиев всегда идут навстречу новаторству.
Дело в крепеже
Как и многие люди технического склада ума, Иван немногословен. Поэтому прошу его пройти в цех и по возможности продемонстрировать в деле свои рацпредложения.
Идём вдоль конвейера сборки кабин. Иван подходит к открытой двери, показывает на винтики, которыми прикручены дверной замок и ручка, и говорит, что он предложил заменить крестообразный шлиц винта на шестигранный. Так крепление получается надёжнее, его не срывает. В результате годовой экономический эффект составляет почти 90 тысяч рублей… Поймав мой недоумённый взгляд, Иван говорит: «Был такой конструктор Михаил Кошкин, ну помните, который танк Т-34 изобрёл? Так вот он говорил: «Сложное и дурак придумает». Ну что ж, мой непроизнесённый вопрос исчерпан.
Идём дальше. Иван показывает ещё одно, на первый взгляд, незатейливое рацпредложение: «Изменили конструкцию боковых кронштейнов надоконной полки. Ввели хитрый боковой крепёж в конструкцию. Теперь полка закреплена плотно, не скрипит, не шатается. Получены положительные отзывы от потребителей».
И такой «мелочёвки» по конвейеру ещё с десяток. Например, приспособление для установки облицовки усилителя спального места, изменение конструкции установки воздушного фильтра, изменение установки прожектора сцепного устройства, изменение конструкции установки стеклоподъёмников двери…
Стоп, пыль
Также в списке рацпредложений значится изменение конструкции мультициклонов для очистки воздуха перед тем, как он попадёт в двигатель. Автор рассказывает, что в данном случае это «два в одном»: изобретение плюс рацпредложение. Когда меняли установку воздухозаборника, изобрели новую конструкцию переходника. А рацпредложение заключается в том, что изменили технологию процесса сборки, исключили некоторые комплектующие, установки, которые не несли особой функции. При этом новый воздухоочиститель лучше защищён от попадания пыли. Экономический эффект составил более 13 млн рублей.
А радиоприёмник – какой хочешь
Наконец, вот то знаковое рацпредложение, за которое Ивана Макарченкова назвали лучшим рационализатором-2019. Это изменение конструкции установки радиооборудования. Экономический эффект составил свыше 32 млн рублей.
«Суть предложения заключается в том, что исключили радиоприёмник и включили аудиоподготовку в состав автомобиля, – поясняет Иван. – Радиопрёмник периодически мог выходить из строя по не зависящим от нас причинам, его поставки были нестабильны. Кроме того, рабочие жаловались на сложный монтаж этого электрооборудования. В итоге мы оставили провода для подключения собственной аппаратуры и облегчили её монтаж. Легко и просто убираются заглушки, заказчик может купить любой приёмник и самостоятельно установить его. Также мы облегчили труд рабочих, уменьшили себестоимость автомобиля».
Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН