Начало недели в Челнах было отмечено уже второй за месяц масштабной спецоперацией силовиков - десятки обысков и опросов в местных компаниях прошли в рамках расследования о торговле нелегальными КАМАЗами по всей России. "Вести КАМАЗа" рассказывают, что известно на сегодня о схеме «КамСпецМаша-НЧ» и его предшественника «РенБизнесАвто».
«ЗАДЕРЖАНЫ ТРОЕ ФИГУРАНТОВ ИЗ ЧИСЛА РУКОВОДИТЕЛЕЙ…»
Обыски и опросы, охватившие в понедельник десятки офисов и жилищ в Набережных Челнах, накануне прокомментировала официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. Как следует из сообщения, ущерб от операций ООО «КамСпецМаш-НЧ» («КСМ-НЧ») и его партнеров с устаревшими для России КАМАЗами оценивается управлением по расследованию организованной преступной деятельности следственного департамента МВД России в 1 млрд рублей с лишним.
По словам Волк, следователи МВД вместе с оперативниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, полицией Татарстана и Росгвардией побывали не только на челнинских предприятиях. Обыски охватили одновременно пять регионов России, их общее число превысило полсотни. Оперативники искали документы, связанные с покупкой, постановкой на учет и реализацией грузовиков классов от Евро-0 до Евро-3, начиная с января 2014 года. По версии следствия, члены группы, представляясь камазовскими дилерами, продавали заведомо нелегальные автомобили, собранные из ремкомплектов. Для этого в паспортах грузовиков прописывался класс Евро-4, соответствующий требованиям российского законодательства.
«Деятельность участников организованной группы также нанесла ущерб ПАО "КАМАЗ", так как под маркой официального производителя на российский рынок поступили нелегально произведенные автомобили заведомо низкого качества. Задержаны трое фигурантов из числа руководителей и сотрудников коммерческих организаций, причастных к реализации криминальной схемы. Им предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ», - указанная в комментарии МВД статья рассматривает мошенничества, совершенные либо организованной группой, либо в особо крупном размере, но в данном случае очевидно справедливы оба варианта. Имена фигурантов МВД пока не раскрывает, однако известно, что главным действующим персонажем этой истории выступает 49-летний Наиль Манасипов – бенефициар «КСМ-НЧ» в годы махинаций и единственный собственник челнинского ООО «СпецМаш+» ныне. В разные годы Манасипов учреждал с десяток компаний со схожими названиями или профилем, но все они ликвидированы - к настоящему времени за ним числится только «СпецМаш+». Остальные двое задержанных вполне могут представлять другие регионы России, хотя на старте расследования вместе с Манасиповым под прицел полицейских попали его сослуживцы - 34-летний коммерческий директор компании Ранис Шакуров и 49-летняя руководитель отдела техдокументации Ольга Гилмутдинова. Накануне к первой тройке фигурантов добавился начальник отдела продаж «Ремдизеля» Айрат Мухаметзянов – мужчину взяли под стражу.
"КАМАЗ", напомним, принимал деятельное участие в расследовании. Само дело было возбуждено еще в апреле 2019 года татарстанским МВД, однако не получило публичного развития. Осенью 2020-го производителю стало известно о махинациях Манасипова, и с тех пор "КАМАЗ" провел полтора десятка различных мероприятий по выявлению и пресечению нелегальной торговли.
Собственно КАМАЗы устаревших экологических классов выпускаются до сих пор в двух форматах: либо как сборочные комплекты деталей (СКД) для капремонта грузовиков, реализованных до 2015 года, либо в сборе – такие машины идут на экспорт в страны, где их эксплуатация, в отличие от России, все еще законна. СКД злоумышленники могли приобрести на оборонном предприятии «Ремдизель» и в других сервисных компаниях, занятых капремонтом старых грузовиков. С этим связана и обширная география обысков: оперативники, напомним, зашли не только на «Ремдизель», но и в компании «Автократ», «Завгар», «Нико», «Перспектива Авто», «Кориб», «Феникс» и другие – и это только в Челнах. Созвонившись с руководством одной из перечисленных компаний, "Вести КАМАЗа" выяснили, что следствие интересовалось отношениями предприятия с «Ремдизелем». «Что-то мы у «Ремдизеля» в свое время брали – об этом нас и спросили, - пояснил собственник бизнеса, - Попросили документацию по тем сделкам - мы передали, на этом все и закончилось».
Что касается экспортных машин, то их в страны третьего мира продает Внешнеторговая компания "КАМАЗ". Злоумышленники могли закупать их якобы для продажи за рубежом, а по факту переоформлять паспорта, на что «КамСпецМаш-НЧ» имел право благодаря своему сертификату автопроизводителя. С новой пометкой в паспорте о двигателе оставалось лишь отогнать «осовремененный» грузовик в ГИБДД для постановки на учет в России.
НАСЛЕДИЕ «РЕНБИЗНЕСАВТО»
Последний этап схемы подразумевает участие в ней надзорных органов. Эту позицию, как выяснили "Вести КАМАЗа", закрывали сотрудники ГИБДД Кировской области, о чем несложно было и догадаться. Как мы уже сообщали, расследование вокруг «КСМ-НЧ» наследует материалы другого громкого дела, в эпицентре которого в 2017 году оказалась компания «РенБизнесАвто» Рафиля и Рената Габделхаковых, а также их партнера — учредителя менделеевского ООО «ТД «Авто» Ильдара Саитова, который в итоге был признан лидером группы. Обвинение им предъявлялось по той же ч.4 ст. 159 УК РФ, схема была абсолютно аналогичной и даже ущерб по делу «РБА» на первых порах заявлялся в том же размере – около 1 млрд рублей. Здесь стоит отметить, что предварительный ущерб по делу «РБА» в 2017 году рассчитывался не столько от стоимости реализованных грузовиков, сколько от ущерба федеральному бюджету в виде неоплаченных утилизационных сборов за проданную технику. Вероятно, такая постановка вопроса не оправдала себя, так как по ходу расследования сумма несколько раз уменьшалась, а к заключительному судебному процессу снова выросла до 873 млн рублей, но уже от суммы всех выявленных сделок с КАМАЗами пониженного класса экологичности. Для этого следователям пришлось несколько месяцев искать покупателей в разных регионах России, что мы на наблюдаем и теперь. Отметим впридачу, что делом «РБА» занимались кировские следователи, а сейчас с учетом наработанного опыта материалы по «КСМ-НЧ» переданы региональным министерством в Москву управлению по борьбе с ОПС. Несложно заключить, что МВД рассчитывает развернуть дело о мошенничестве в более значимый процесс над организованным преступным сообществом.
Возвращаясь к вопросу регистрации грузовиков в ГИБДД, поясним, что на данный момент комментарий МВД не затрагивает этой темы. Однако мы можем напомнить, как решался вопрос с постановкой техники на учет фигурантами дела «РБА»: Саитов и Габделхаковы перегоняли собранные из СКД или экспортные грузовики в Киров, где их принимал под свою опеку на тот момент начальник областной инспекции Александр Плотников. Автоинспектор был задержан в январе 2018 года, а в августе 2020-го суд назначил ему 2,5 года колонии. С учетом месяцев, проведенных в СИЗО и – после признания вины - под домашним арестом, экс-начальник УГИБДД по Кировской области отсидел в колонии около трех месяцев, выйдя на свободу в тот же год. Двое коллег, осужденных вместе с ним, отделались условными сроками.
Признанный лидером Саитов по тем же причинам был освобожден прямо в судебном зале – он отсидел свои 2 года под стражей на этапе следствия и суда. Ко времени вердикта ему осталось лишь оплатить 500 тыс. рублей штрафа. Отец семейства Габделхаковых Рафиль, как коммерческий директор «РБА», получил 3 года и 9 месяцев колонии общего режима, а его сын Ренат, как гендиректор – 3 года и 10 месяцев.
Фото: 16.мвд.рф
И все! 3 года ,а компенсация потерь?
Ответить (0)Все знали про таких машин ? Значит мало кому то дали
Ответить (0)