Поводом к написанию этого материала послужил тот факт, что именно сегодня, только 19 сентября 1970 года бригада В. Николаева из «Строймеханизации» приступила к разработке площадки Литейного завода.
Бульдозеры начали срезку растительного слоя на площадке, отведенной под строительство корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ).
Среди всех корпусов Литейного завода корпус серого и ковкого чугуна был первоочередным объектом при строительстве КАМАЗа.
Проект предполагал для корпуса очень глубокое заложение фундаментов, местами до отметки минус 9,5.
Был вырыт огромный котлован размером 750 на 240 метров.
Работа по укладке фундаментов КСКЧ потребовала колоссальных усилий и опыта строителей.
К тому же первые фундаменты КСКЧ, залитые в 1971 году, «не попали» в заданные координаты и их пришлось взрывать весной 1972 года.
Рассказывает Алексей Анатольевич Болдырев – начальник Металлургстроя:
"Мы «кувыркались» на монолитных фундаментах КСКЧ, а на объектах наших соседей – Автозаводстроя уже вовсю делали буронабивные сваи.
И мы решили перенести их опыт устройства буронабивных свай на свои объекты.
Здесь была допущена ошибка (в том числе и мною).
Мы не учли, что там грунтовые воды залегают на глубине 20 метров.
Бурение идёт в сухих, плотных грунтах, и выбуренная скважина «стоит» 2-5 суток без вывалов.
У нас же вода стояла значительно выше, и, как только бур доходил до неё, начинались сплошные вывалы.
Поэтому нам пришлось бурить под защитой глинистого раствора или с обсадными трубами японскими станками «Като».
Но, во- первых, производительность упала по сравнению с сухими условиями в 3-4 раза, во-вторых, вся площадка даже в сухое лето 1972 года представляла из себя сплошное болото, залитое шламом и глинистым раствором.
Внизу на фотографиях 1972 года на строительной площадке КСКЧ.
Мы ломали головы – что же делать.
Вместе с Р.Спиваком из Гидропроекта ходили как-то по площадке и рассуждали:
- Буронабивные сваи в наших условиях не годятся, значит надо «набрать» такое количество забивных, что они будут заменять 2-4 буронабивных.
При этом возрастут габариты ростверка, но это допустимо до тех пор, пока между ростверками остаётся пространство для размещения технологических коммуникаций и фундаментов под оборудование.
Обычные забивные сваи не обеспечат несущую способность на горизонтальные усилия, они сломаются под боковым давлением грунта при откопке.
Значит, надо изменить конструкцию свай так, чтобы они воспринимали большие горизонтальные усилия.
Как будто ясно…
Спивак поехал считать и рисовать.
Через два-три дня мы уже имели решение с новыми сваями, в которых было предусмотрено дополнительное армирование.
Еще через несколько дней мы представили свой вариант начальству.
Видимо, решение было бесспорно правильным.
Потому что дальше всё развивалось, как в сказке (а вернее – как и должно было быть): рассмотрел Иванцов, рассмотрел приехавший в Набережные Челны министр.
И тут же последовали команды о поставке свай.
Худо-бедно – 20 тысяч метров за 4 месяца.
К концу августа поступили первые сваи.
8 сентября 1972 года забили первую сваю на КЦЛ (корпус цветного литья), а в октябре уже установили первую колонну каркаса.
Фундаменты всех корпусов выросли мгновенно.
Внизу на фотографиях 1972 года корпус КСКЧ.
Подводя итоги, можно сказать, что КСКЧ был выполнен в традиционном варианте – на монолитных фундаментах, КСЛ (корпус стального литья) – плавильное отделение – на буронабивных, а остальной корпус – на забивных сваях, КЦЛ (корпус цветного литья) и КТСЛ (корпус точного стального литья) уже целиком на забивных".