У экологов завода двигателей есть сразу два повода для радости: на этой площадке реализуются два проекта, направленных на сохранение окружающей среды. Одна из новых технологий тестируется как раз накануне профессионального праздника – Дня эколога.
До капельки
Новая трёхуровневая система защиты применена на окрасочной линии производства двигателей Р6.
Первый этап – первичная очистка двигателя от пыли и загрязнений в окрасочной камере. Обратное давление воздуха не даёт распылённой краске выйти за пределы помещения.
На втором этапе пары краски под давлением воздуха отправляются в слив под полом. Там под действием специального вещества остатки краски сворачиваются и отправляются по трубопроводу в дешламатор. В этом устройстве водорастворимые соединения отделяют шлам от воды. Вода уходит в сети, а краска собирается для утилизации.
На третьем этапе разбрызгивающая система распыляет воду со специальным веществом, которое связывает остатки паров краски. Они уходят по трубам в дешламатор, а очищенный воздух – по вентиляционной системе в атмосферу.
Вода после очистки по своему составу соответствует всем санитарным нормам и отправляется в канализацию.
Не в слив, а даже на продажу
Угрозу экологической безопасности может представлять большой объём отработанной смазывающе-охлаждающей жидкости. Перед сбросом в систему водоотведения предприятий она должна быть обезврежена на локальных очистных сооружениях, поскольку содержит эмульгированные нефтепродукты и ПАВ, которые трудно удалить на обычных очистных сооружениях.
На «КАМАЗе» проблеме очистки уделяют особое внимание. В начале года «Челныводоканал» освоил производство и произвёл унификацию продуктового ряда СОЖ. А на заводе двигателей сейчас внедряется проект «Локальное разложение СОЖ». На основе технологии, разработанной специалистами ЗАО «Системы водоочистки», планируется организовать комплекс расщепления эмульсий, синтетических и полусинтетических СОЖ и очистки отделённого масла. После реализации проекта вода будет настолько хорошо очищена, что её можно будет вернуть в систему оборотного водоснабжения.
Всё необходимое оборудование уже прибыло на завод, до конца года оно будет смонтировано и включено в пуско-наладочном режиме.
Использование комплекса позволит уменьшить загрязнение окружающей среды, снизить затраты на размещение и хранение отходов, забор воды и даже использовать или реализовывать выделенное и очищенное после разложение СОЖ масло.
В новой окрасочной линии «выжимают» даже пары краски