На участке сборки перспективных кабин автомобильного завода собрана первая кабина К5 под контролем системы MES. С первой позиции в путь по конвейеру ее провожали вместе с председателем КРПС Игорем Малясевым руководители цеха и представители отдела по подготовке производства АвЗ.
На конвейере сборки кабин поколений К5 и К4 специальные терминалы были смонтированы весной прошлого года. Много времени заняла подготовка и передача электронного техпроцесса из TeamCenter в SAP и MES, привязка к системе оборудования, в первую очередь гайковертов с фиксированным моментом затяжки, обеспечение устойчивого сигнала связи.
Отмашку старту дал заместитель начальника по технической части цеха сборки кабин Марат Газизов. Слесарь МСР отсканировал QR-код, прикрепленный к каркасу кабины, и на экране первого из 64 терминалов тут же появился ее идентификационный номер. Первую операцию – снятие дверей – выполнил бригадир Булат Загидуллин, он же поставил отметку о ее выполнении. Система согласилась с правильностью исполнения, можно переходить к следующему этапу сборки.
– Важно отработать все операции по нумерации, а электронная визуализация подскажет и местонахождение узла на кабине, и название комплектующих, – поясняет начальник бюро подготовки производства АвЗ Кирилл Карпов. – Как и на других терминалах MES, в цехе сборки кабин есть кнопки экстренного реагирования – дефицит, дефект, вызов, стоп-линия. Сигнал системы при обращении к ним поступает на склад, ворота качества, мастеру. Главное преимущество MES – в цифровизации всех процессов: данные о сборке и всех использованных комплектующих автоматически архивируются и хранятся в электронном виде.
– Хорошо, что освоение нового порядка работы начали сейчас, в январе, пока план сборки К5 и К4 – 65 кабин в сутки, – вступает в разговор мастер участка Ильшат Мингазов. – Теоретическое обучение слесари прошли, но нужны и практические навыки, их можно приобрести только во время работы с MES на конвейере. С каждой кабиной сборка будет идти проще и быстрее.
Контроль MES включается сразу после регистрации комплектовочной ведомости кабины
Все операции выполнены успешно!
Один из ключевых моментов – испытание «умного» гайковерта под контролем MES. Система управления производством отправляет сигнал на инструмент с количеством соединений и моментом затяжки на каждую из моделей, идущих по конвейеру. Установка задней подвески проходит успешно. Впереди еще шесть операций, от которых напрямую зависит безопасность эксплуатации большегруза.
– Пробный запуск на конвейере сборки кабин – это переход к полному контролю сборки всего автомобиля, – подчеркнул председатель КРПС Игорь Малясев. – Запуск системы в промышленную эксплуатацию намечен на май. Следующий этап – подключение MES в цехе комплектации и сдачи автомобиля, где проводится испытание всех жизнеобеспечивающих систем большегруза.
В этом году с конвейера должно сойти более 8000 большегрузов поколения К5. При синхронизации с SAP система должна стабилизировать темп сборки.
Еще один важный шаг в освоении MES – возможность оперативно вносить изменения в электронный техпроцесс. Под ее контролем в перспективе кроме 54901 будут собираться другие седельные тягачи и самосвалы нового поколения. Параллельно идет работа над внедрением системы на новом производстве рам ПРЗ на конвейере сборки Р6 завода двигателей.
Этим гайковертом узел будет прикреплен надежно
Сделан еще один шаг к полному контролю сборки всего автомобиля», – уверен Игорь Малясев
Текст: Татьяна Белоножкина. Фото: Виталий Зудин.