На «КАМАЗе» обсуждают вопросы повышения эффективности профориентации. Последние годы службы персонала ведут активную работу сразу по нескольким направлениям – знакомство с крупнейшей автомобилестроительной компанией мира начинается с детского сада и продолжается вплоть до обучения в вузе. Пришло время оценить накопленный опыт и определить пути развития. Сделать это решили на бизнес-сессии, организованной Корпоративным университетом.
«Сейчас количество школьников начинает активно расти – ежегодно, на протяжении семи лет, их число будет увеличиваться на 500 человек. Нам надо структурировать наш опыт профориентационной работы, создать единую систему координат для «КАМАЗа» и его дочерних компаний, работая в которой мы могли бы максимально использовать потенциал растущего рынка труда», – поставила задачи перед участниками директор Корпоративного университета Светлана Лейба.
Руководители и специалисты отделов по работе с персоналом задумались, как отследить показатели работы, которая ведется на протяжении 15 лет. Выбор молодого человека, зависающего в TikTok, определяет множество факторов. Разобраться с темой кадровикам помогли модераторы департамента развития персонала Надежда Кузьмичева и Лилия Морозова.
Первое задание затруднений не вызвало, все участники определились быстро, что идеальная профориентация – это когда ребенок выбрал профессию. Ответ на второй вопрос о лучшем профориентационном мероприятии всколыхнул воспоминания. «Конечно, «PROFдвижение» – в нем и игры, и знакомство с профессией на рабочих местах, и защита проекта!» – настаивали одни. «Экскурсия на рабочие места родителей», – парировали другие. На сессии вспомнили и личный опыт знакомства с профессией в учебно-производственном комбинате, и фееричный «День КАМАЗа», и посещение руководителями родной школы. В итоге в перечень было включено 14 мероприятий, признанных службой персонала лучшими.
Следующий этап – описание эффектов, которые рассчитывает получить компания в результате профориентационных мероприятий, располагал к размышлениям. В первую очередь, это, конечно же, продвижение бренда «КАМАЗ», интерес к нему, появление амбассадоров, которые будут репостить статьи о компании в соцсетях, и как итог – трудоустройство в одно из ее подразделений. Но как можно этого добиться? Вариантов было много, но после жарких обсуждений участники сессии поняли, что основной эффект для компании – осведомленность участников мероприятий о «КАМАЗе» и их готовность прийти в будущем сюда работать.
Вроде бы все сложилось, но как достичь главной цели? Ведь у учителей, тоже влияющих на выбор профессии, свои первоочередные задачи – подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и поступление выпускников в колледж или вуз. Дело осложняет то, что мало кто из школьников знает, в чем состоит работа того же слесаря или наладчика, телевидение и интернет наполнены совсем другими сюжетами. Кто из взрослых может убедить восьмиклассника, что работа на «КАМАЗе» – дело интересное и выгодное материально? Учителя, родители? Нет сомнений в том, что нужно готовить для каждой возрастной группы свои предложения, не выпуская слушателя из поля зрения на всех этапах взаимодействия.
Участники унесли с собой обширный материал для размышлений. Из его обобщения и систематизации и должна родиться новая система профориентации. Ее презентация должна состояться уже в этом году.
Светлана Лейба: «У камазовской профориентации охват большой, а насколько она эффективна?»
Участникам сессии есть над чем подумать – из их идей должна сложиться новая концепция работы с учениками школ и студентами
С целями и показателями поможет определиться модератор
Текст: Татьяна Белоножкина. Фото: Виталий Зудин