Тренеры Учебно-технологического комплекса «КАМАЗа» (УТК) создали стандартные операционные карты для обучения рабочих сборке кабин для автомобилей КАМАЗ-5490.
Изначально к открытию УТК, которое состоялось в феврале прошлого года, было разработано пять операций: подсборка передней подвески, установка трубопровода кондиционирования кабины, установка спального места, установка стеклоподъёмника двери. Параллельно разрабатывались программы для других операций согласно заявкам автомобильного завода. На сегодня их уже 58. «Мы полностью разработали курс по сборке кабин КАМАЗ-5490, охватив 70% операций, – пояснил тренер, главный специалист по моделированию процессов обучения логистическим операциям и сборке кабин Сергей Калинин. – Остальные операции смоделировать в условиях УТК пока нет технической возможности».
По плану специалисты УТК должны были готовить по одной стандартной операционной карте (СОК) в неделю, но в период эпидемии коронавируса обучение прекратилось, и времени стало больше.Теперь еженедельно разрабатываются по три-четыре карты. Стандартные операционные карты готовятся после консультации с мини-бригадирами и опытными рабочими, после чего полученные у них сведения перерабатываются согласно техпроцессам, существующим на автомобильном заводе. При этом последовательность действий в СОК должна быть изложена общедоступным языком, понятным слесарю МСР. Затем СОК утверждается у технолога автомобильного завода, который ведёт направление сборки кабин.
По словам Сергея Калинина, на обучение приходят люди с разной подготовкой. Поэтому непосредственно перед началом курса он выясняет, кто, где и когда работал, чтобы подстроиться под уровень знаний и опыта человека. Курс длится один рабочий день и завершается экзаменом согласно чек-листу. «Если новичку не удаётся сделать сборку с первого раза, повторяем и второй, и третий раз – пока не набьёт руку, – подчеркнул Сергей Калинин. – Обучение в УТК – самый лучший способ познакомить человека с его будущей работой. Здесь он сможет всё в спокойной обстановке переспросить, пересобрать. В реальных условиях достичь этого редко удаётся, ведь рабочий-наставник может обучать только в силу своих знаний и в условиях ритма конвейера, а он не позволяет отвлекаться на другие дела».