В августе ведущий инженер-технолог отдела методов обработки и перспективных технологий завода двигателей Лидия Алексеевна Жвакина отметила 50-летие работы на «КАМАЗе». Золотой юбилей – на одном заводе, в одной профессии. Если бы не менялись названия и формы собственности предприятия, то у Лидии Алексеевны была бы одна запись в трудовой книжке.
Лидия Жвакина уже полвека занимается технологией окраски двигателей, разработкой техпроцессов, написанием инструкций, консервацией деталей, а также контролем над соблюдением требований документации и составлением мероприятий по устранению отклонений. Но это лишь основные функции. Лидии Алексеевне приходилось трижды участвовать и в монтаже оборудования – в 1970-х, в 2000-х после пожара на «движках» и в 2019-м в рамках проекта «Тибет».
Окончив Ивановский химико-технологический институт, Лидия получила распределение на «КАМАЗ», устроилась на работу 1 августа 1972 года, а уже 7 августа отправилась на стажировку в Ярославль – там тогда базировалась дирекция дизельного производства будущего автогиганта и отдел технического обучения. Стажеры работали на Ярославском моторном заводе непосредственно по своей специальности – технология лакокрасочных покрытий.
Весной 1974 года молодых специалистов направили из Ярославля к месту основной работы, в Набережные Челны. Конечно, завода как такового еще не было, но контракт с объединением «Электротехник» (ГДР) на поставку окрасочной линии был уже заключен – стало поступать оборудование, и технологи участвовали в его монтаже. Силовые агрегаты и двигатели красили на этой линии до апреля 1993 года…
Лидия Жвакина (в центре) на стажировке в Ярославле с коллегами-дизелистами: инженером-технологом Тамарой Бариновой (слева) и контролером ОТК Галиной Санжаровой
После пожара на заводе изделия только подкрашивали – это приходилось делать прямо на сборочном конвейере, отгородив маляров от слесарей-сборщиков шторками из полиэтиленовой пленки.
Окрашивание двигателей в сборе возобновили на временной линии, собранной из оборудования ЗРД, только 1 августа 2005 года, и проработали на ней 14 лет. По качеству покрытия плотно сотрудничали с технологами литейного завода. Все исследования проводила лаборатория лаков и красок ПРЗ.
И только в 2019-м ввели в эксплуатацию новейшую окрасочную линию в рамках проекта «Тибет», позволяющую использовать новые материалы и получать покрытия, полностью отвечающие современным требованиям конструкторской документации.
«Обычная текущая работа, но на месте мы никогда не стояли, развивались, искали новые материалы, оформляли рацпредложения на снижение затрат», – скромно отвечает на вопрос о своей работе Лидия Алексеевна. Только вот она – специалист необычный: людей того поколения и с таким громадным опытом на «КАМАЗе» по пальцам пересчитать. Знающие Лидию Алексеевну люди очень уважают – когда бывают на «движках», обязательно заходят поздороваться, часто обращаются за профессиональным советом, и она никогда не отказывает в помощи.
«Всегда хорошо работали с коллегами ТЦ, АвЗ, ПРЗ, ЛЗ. Мы обычно со всеми дружно жили», — инженер-технолог Жвакина и ныне продолжает сотрудничество, особенно сейчас, в связи с импортозамещением, идет очень насыщенная работа.
Лидию Алексеевну радует, что на настоящем этапе есть кому передать опыт, ведь специалисты-химики редко приходят на завод. Радуют также молодые руководители, вникающие во все проблемы.
«Я иногда задаю себе вопрос: почему вся жизнь связана с одним заводом? Да потому, что наш женский коллектив всегда был очень крепким и в основном постоянным! Мне все время везло на хороших людей – все-таки хороших больше», – уверена Лидия Алексеевна. И в этом секрет ее стабильности.
Лидия Алексеевна Жвакина – просто ас в технологии лакокрасочных покрытий
Текст: Юлия Кокорина. Фото: Виталий Зудин.
Поздравляем! Это здорово, что есть такие преданные своей профессии и предприятию люди.
Ответить (0)