Освоение выпуска новых деталей начинается с подбора инструмента: он, как и конечный продукт – автомобиль КАМАЗ, должен быть эффективным. На РИЗе применяют ещё и понятие «прогрессивный», то есть обладающий высокой производительностью, улучшающий качество обработки, уменьшающий долю ручного труда.
В этом году на РИЗе планируется внедрить не менее 50 позиций прогрессивного инструмента с экономическим эффектом 7,7 млн рублей. Львиная доля работы приходится на коллектив отдела анализа инструмента.
Не сбиться с пути
При изготовлении новой детали под названием «водило в сборе с шестернёй дифференциала» для двигателя Р6 возникла проблема. Проведение операции сверления двух параллельно расположенных отверстий не всегда было успешным – размер второго не соответствовал требованиям документации, уровень чистоты обработки был нестабильным. После испытаний инструмента, имеющегося в обороте РИЗа, специалисты заказывали его на фирмах Sandvik, Walter, Iscar. Но к нужному результату приблизиться не удалось.
Ризовские зенкер и развёртка оказались эффективнее импортного инструмента:
Тогда инженер-технолог отдела анализа инструмента РИЗа Мурад Галимов предложил изменить технологию обработки: после сверления применить для получистовой обработки зенкер, а для окончательной – развёртку. Оба инструмента имеют специальную геометрию режущей части с направляющими ленточками на диаметре. Для их изготовления был применён метод кольцевой заточки. И зенкер, и развёртка были изготовлены на РИЗе высококвалифицированным наладчиком Ильдаром Гариевым на обрабатывающем центре «Деккель».
Обеспечить нужный размер второго отверстия было непросто:
Инструмент соответствовал всем требованиям. Следующий этап – подбор режимов резания, от него во многом зависит частота обработки и стойкость инструмента. Испытания и замеры показали – ризовцы добились нужного результата, размеры отверстий в поле допуска, уровень шероховатости стабилизировался. При этом стоимость нашего инструмента в два раза ниже импортного.
Повышаем скорость
При подборе инструмента для выпуска детали «корпус водяных каналов» инженерам-технологам РИЗа удалось не только добиться решения
технических проблем, но и существенно сэкономить средства. В цехе новых деталей её выпускают не один год (КВК используется на всех классах двигателей, вплоть до «Евро-5»), но не всегда удаётся добиться стабильности размеров и чистоты обработки некоторых поверхностей.
Обтачивали эту деталь с помощью четырёх разных инструментов. Технологи РИЗа, приглядевшись к процессу, предложили применить борштангу – монолитный комбинированный инструмент с механическим креплением пластин, который бы одновременно обеспечивал черновую и чистовую обработку за один проход.
Чтобы найти верное решение, Мураду Галимову надо вникнуть в процесс обработки детали.
Техническое задание на изготовление борштанги получили сразу несколько производителей. В осуществимость этой идеи поверили не все. Лишь одна фирма после длительного согласования чертежей изготовила инструмент для испытания. Результаты поразили скептиков – качество обработки улучшилось, при этом время операции сократилось более чем в три раза. Увеличилась и стойкость инструмента.
Сейчас заказана опытно-промышленная партия. Если результаты работы подтвердятся, инструмент будет рекомендован к применению на производстве. Годовая экономия от внедрения борштанги только на этой позиции составит более полутора миллионов рублей.
В наладочной цеха новых деталей инженерам-технологам РИЗа помогают воплотить идеи слесари-инструментальщики завода двигателей.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН.
Молодец Ильдар Гариев!
Ответить (0)А когда то РИЗ всякого инструмента делал на весь СССР. Такой завод загубили
Ответить (0)Молодец Мурад!!
Ответить (0)Ильдар может...
Ответить (0)