Борьба за качество и производительность не останавливается на «КАМАЗе» ни на секунду – ведь нет пределов совершенству. С таким настроем на заводе двигателей модернизировали линию Nagel в цехе 101.
Задумку, по словам ведущего инженера-технолога отдела анализа эффективности средств производства Рафаиля Хусаинова, планировалось осуществить еще в 2019 году, но из-за пандемии коронавируса возможности не представилось.
«В 2018 году на завод стали поступать рекламации о дефекте «Проворот и выпадение упорных полуколец коленчатого вала». Проблема серьезная, фактически без этих полуколец двигатель выходил из строя, – объясняет Рафаиль Геннадьевич. – Дефект мы проработали и выяснили, что одна из основных его причин – низкая шероховатость после азотирования на опорных торцах (заплечиках) пятой коренной шейки. Сопрягаясь с коленвалом, упорные полукольца изнашивались и периодически выпадали, увеличивая осевой зазор».
И началась непростая война с проблемным участком – в технической документации поменяли допустимый размер шероховатости и ввели необходимость полировать заплечики. На повестке дня встал вопрос модернизации имеющейся линии.
«Из-за коронавируса быстро провести шеф-монтаж с производителем линии не получилось. Специалисты «движков» не растерялись: придумали и организовали полировку заплечиков на обычном токарном станке. От дефекта практически избавились, но увеличилась трудоемкость процесса, ведь появилось новое рабочее место», – отметил Рафаиль Хусаинов.
Так и работали до начала января этого года: в праздники представители фирмы Nagel установили на линию дополнительный полировальный узел для проблемного участка коленчатого вала. И после новогодних каникул работников цеха 101 ждал приятный сюрприз: работающая в автоматическом режиме линия.
«На всех коленчатых валах теперь производится полировка заплечиков, не только на азотированных, как раньше. Сейчас мы убрали целую операцию – больше не нужна «ручная» помощь. На линии работает наладчик, как и прежде, а нагрузка на работников бригады стала меньше.
Выиграли и по времени: раньше, при ручной полировке, на обработку одной детали уходило 215 секунд, а это в сравнении с «автоматикой» очень много. К качеству тоже теперь вопросов нет. И для работников бригады сплошные плюсы.
Наладчик автоматических линий 6 разряда Фаргат Мустафин отметил, что работать стало намного удобнее.
«Валы обрабатываются сразу, больше не нужно транспортировать их по цеху от станка к линии, – говорит он. – За эти три недели забыли о многих проблемах».
Что ж, новогодний подарок удался на славу. И заводчанам трудиться приятнее, и «движкам» хорошо!
Так выглядит безупречно отполированный на линии Nagel коленвал
С начала года к полировке заплечиков коленвала нет претензий
Текст и фото: Эльвира ГАЛЛЯМОВА