В цехе 415 завода двигателей установили третий стенд для испытания двигателей Р6. Необходимость в нем была обусловлена ростом объемов производства рядной «шестерки».
Первые два стенда появились при запуске производства двигателей Р6 в 2018 году. Монтаж третьего начался в декабре минувшего года и закончился в мае 2023-го, на пускналадочные работы потребовалось два месяца. В день на одном стенде можно испытать до 30 единиц Р6.
Движок приходит к испытательным боксам непосредственно с конвейера сборки двигателя.
– Рядная «шестерка» – более прогрессивный двигатель, чем V8, а сам стенд – более перспективный. Технология проведения испытаний Р6 отличается от V8. После установки на стенд «шестерки» испытатель задает программу через компьютер, и двигатель проходит обкатку на холостом ходу, затем под нагрузкой на различных режимах, – подчеркивает замруководителя проекта – главный технолог проекта РАиСПСАК* Владимир Баринов.
Если возникают отклонения от заданных параметров, мотор передается на переборку, где устраняются выявленные недочеты, а при положительных показателях отправляется на стыковку с коробкой перемены передач и покраску.
«Шестерка» отличается от «восьмерки» габаритами и массой: если последние весят около 850 кг, то Р6 тяжелее на 300 кг. V8 устанавливается непосредственно в стенд с помощью крана-укосины, а его более современный собрат – на специальную тележку, на которой и подключается к стенду. Испытания двигателя Р6, по словам Владимира Михайловича, занимают вдвое меньше времени: на камазовскую «восьмерку» уходит около часа, а на «шестерку» – порядка 35 минут, 15 из которых занимает установка и снятие движка.
– Мы проверяем мощность и крутящий момент мотора, расход топлива, температуру масла и охлаждающей жидкости, а также другие параметры, – перечисляет Рафак Якупов, испытатель двигателей 5 разряда с 36-летним стажем. – Я начинал с тестирования двигателя V8. Прошел специальное обучение, чтобы работать на новых стендах. На них испытывать намного легче – здесь все автоматизировано, несмотря на то, что новые моторы всегда сложнее, к ним привыкнуть надо.
На обучение испытателя нужно минимум полгода – такой временной промежуток называет Баринов и поясняет: «При тестировании случаются отклонения от нормативных показателей – к примеру, температура не выдерживается, давление масла нестабильно. Причины всего этого специалист должен уметь находить. Позже в протоколе он укажет, какой конкретно узел мотора нужно перебрать».
По словам Баринова, сейчас производственные мощности составляют 12 тыс. «шестерок». В 2024 году объем производства увеличится до 30 тыс. единиц. Дизелисты не исключают, что потребуется и четвертый стенд испытания двигателей.
* Проект «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ»
Текст: Кирилл Свиридов. Фото: Виталий Зудин